Оптимальная траектория поворотов. (803.5.) Проверка трассы слалома - Правила вида спорта «горнолыжный спорт» Общие положения для всех соревнований Постановка трасс скоростного спуска

Слалом-гигант по праву считается самой технически-сложной дисциплиной горнолыжного спорта. Лучшие спортсмены в гиганте должны демонстрировать быстроту слаломистов и ведение дуги на скорости, присущее спусковикам. Именно поэтому при подготовке спортсменов и, особенно юниоров, рекомендуется посвящать слалому-гиганту около 70% общего тренировочного объёма. Мы много говорим об этом на тренерских семинарах. Однако, просто время проведённое на длинных гигантских лыжах, ничего не даёт. Важен именно правильный подход к постановке техники.

Как показывает опыт, сразу начать вырезать весьма круглые повороты, даже отдалённо напоминающие те, что демонстрирует Калле Палландер на трассе гиганта Кубка Мира в большинстве случаев не получается.

Вместо того чтобы вырезать дугу подобную этой (оставленной серебрянной медалистокой в гиганте в сезоне 2007/08 итальянокой Мануэлой Мёльг на тренировке перед чемпионатом мира),


Фото автора

юниоры зачастую или просто проскальзывают боком, или вырезают очень отлогие дуги вдоль склона. Ни один из этих вариантов выполнения поворотов не работает даже в простой трассе и не приближает их к настоящим поворотам слалома-гиганта.

Каков же выход из положения?

В этой статье я поделюсь методикой постановки техники правильных поворотов. Эта методика основана на сочетании двух упражнений представляющих экстримальные варианты выполнения поворотов – поворота с чистым резанием и поворота с проскальзыванием по всей дуге.

Прежде чем переходить непосредственно к методике, разберёмся, в чём же проблема спортсменов, которые или режут вдоль склона, или наоборот – сбрасывают лыжи боком. Как правило, проблема в обоих случаях одна и таже. Спортсмен просто ставит лыжи на канты и стоит на них, вырезая дуги заданные радиусом лыжи. Это весьма статичное катание, состоящее из «запертого» положения с одной и с другой стороны, думаю, всем знакомо. Ноги практически не сгибаются между дугами и не разгибаются к началу нового поворота. Поэтому, как только склон становится чуть круче или трасса требует выполнения менее отлогого поворота, лыжи просто сбрасываются и пихаются боком. Основная причина такого катания в отсутствии правильной работы ног и в неправильной механике закантовки.

Я предлагаю решать каждую из этих проблем отдельно. В частности, выполнять следующие упражнения: динамичные отлогие повороты вдоль линии падения склона для постановки правильного смещения для закантовки лыж и предельно круглые повороты с плавным проскальзыванием лыж по всей дуге поворота для постановки продвижения и сгибания-разгибания ног. Далее, наработанные отдельно в упражнениях технические навыки постепенно складываются в технику настоящих поворотов слалома-гиганта.

Остановимся детально на первом упражнении — отлогих поворотах, также названных банан-поворотами.


Фото Лев Ахсанов

На данной фотографии автор демонстрирует банан-поворот. Полагаю, что посмотрев на форму оставленной дуги сомнений в точности данного названия ни у кого не возникнет. Банан-повороты практикуются обычно на относительно пологом склоне. Так как банан-поворот занимает очень мало времени и выполняется практически в линии падения на высокой скорости, он позволяет спортсмену выполнять именно правильную закантовку лыж за счёт смещения внутрь дуги просто путём выпрямления внешней ноги и сгибания внутренней. Динамика при этом максимальна, и у спортсмена нет времени на то, чтобы прочувствовать сгибание ног между дугами и выполнить акцентированное выпрямление в верхней части дуги. Это вполе явно видно и на этой раскадровке банан-поворота:


Фото Лев Ахсанов

Данная демонстрация банан-поворотов сделана камерой производящей 10 кадров в секунду. Нетрудно подсчитать, что за секунду лыжник выполнил два поворота. Естественно, что кроме смещения и закантовки в таком экстремальном ритме весьма сложно ставить и другие необходимые движения. Так попытки поставить работу ног и продвижение вперёд между дугами в режиме банан-поворотов будут скорее всего безуспешными. Более того, в банан-поворотах, как правило, возникают проблемы с перецентровкой, и спортсмены начинают «терять» носок внешней лыжи.

Поэтому, вместо закатывания ошибок неизбежно проявляющихся в банан-поворотах, я рекомендую переходить к другому упражнению — максимально круглым поворотам, часто называемым тренерами S-поворотами. S-поворот — это круглый закрытый поворот, в котором лыжи плавно проскальзывают по всей дуге, как это демонстрирует автор на фото ниже:


Фото Лев Ахсанов

Полагаю что, как и в случае с банан-поворотом, в правильности названия этого упражнения сомнений не возникает. На данной раскадровке лыжник выполняет поворот на весьма крутом склоне. Именно на склонах средней крутизны и на крутых склонах рекомендуется работать над S-поворотами. Для чего же они нужны? Прежде всего, для того чтобы без скорости, как бы в замедленном темпе, прочувствовать все необходимые движения ускользающие как в обычных, так и в банан-поворотах. Данная раскадровка сделана той же камерой дающей 10 кадров в секунду. Полагаю, нетрудно подсчитать, что один S-поворот занимает около 2-х секунд. При этом фаза перехода из одной дуги в дуругую занимает более пол-секунды. Этого времени достаточно, чтобы явно согнуть и разогнуть ноги и выпрямиться для входа в поворот.

Рисунок движения в S-повороте должен быть утрированным в плане разгибания и продвижения внутрь дуги, как показано на более крупном плане раскадровки ниже:



Фото Лев Ахсанов

В представленном здесь S-повороте присутствует практически полный биомеханический цикл движений необходимых в повороте слалома-гиганта. Однако, всё происходит на медленной скорости, с закантовкой, но без резания дуги поворота. Надеюсь, что на этой раскадровке явно видно выпрямление внутрь дуги. При этом лыжи плавно проскальзывают, идя на кантах. Именно плавность в выполнении длинной и круглой дуги представляет сложность для многих юниоров, привыкших резать почти прямые дуги выполняемые просто закантовкой лыжи и использованием её бокового выреза.

Как правило, такие спортсмены сводят S-повороты к вращению лыж и к зигзагам. Котнтроль скорости и удерживание формы дуги тоже является проблемой. Сложность представляет и переход из одной медленной дуги в другую, так как без скорости лыжи почти не проходят под телом. Поэтому важно чтобы ноги разгибались немного вверх и вперёд (внутрь дуги) как это происходит при входе в поворот на этом фрагменте раскадровке S-поворота:



Фото Лев Ахсанов

Не смотря на то, что S-повороты выполняются относительно медленно, следует избегать каких-либо статичных положений. В этом упражнении очень важны постоянное движение и плавность. Надеюсь, это явно видно из приведённой выше раскадровки, так как положение лыжника на каждом кадре отличается от предыдущего.

Тем не менее, в S-поворотах может нарабатываться как движение вверх, так и излишнее следование корпуса за лыжами. Чтобы не «закатывать» эти не совсем правильные движения, я предлагаю использовать S-повороты с односторонним двойным уколом как показано на этой раскадровке:



Фото Георгий Дубенецкий

Двойной укол создаёт правильное положение корпуса и добавляет к разгибанию вверх более явное продвижение вперёд и внутрь дуги. Естественно, что переходить к S-поворотам с двойным уколом следует только когда достигнута форма и определённая плавность в обычных S-поворотах с одиночным уколом.

Далее встаёт вопрос о том, как правильно использовать эти два ключевых типа поворотов. С одной стороны мы имеем банан-поворот – макисимум динамики, смещение, закантовка и резание короткой отлогой дуги. При этом спортсмен испытывает минимум контроля за своими движениями. Основной задачей является почувствовать закантовку лыж в динамике за счёт смещения внутрь будущей дуги. Никакого акцента на переход между дугами не делается. Для этого используется S-поворот, в котором лыжник фокусируется на сгибании ног между дугами, продвижении и выпрямлении при минимальной динамике.

Безусловно, в S-поворотах неизбежно нарабатывается статичность и пропадает ощущение «чистого» канта. В банан-поворотах есть ощущение закантовки, но нет элементов для перехода из дуги в дугу, необходимых в настоящих поворотах. Поэтому я бы не рекомендовал злоупотреблять каждым из этих упражнений. Вместо этого я всегда чередую работу в режиме банан-повротов и S-поворотов. Так же я часто возращаюсь к этим упражнениям, когда у спортсмена возникают проблемы с поворотами слалома-гиганта. Например, если пропадает работа ног и продвижение, я делаю S-повороты или необходимые упражнения в режиме S-поворотов. Если же спортсмен теряет чувство кантов и динамику, я возвращаюсь к банан-поворотам. Естественно, что при этом важна правильная крутизна склона.

Хочу отметить, что предложенная методика работает и на лыжах для супер-гиганта. На слаломных лыжах она тоже работает, но возникает много проблем с наработкой совершенно неправильных движений. Именно поэтому я рекомендую выполнять всё это на лыжах для гиганта, а создав хорший поворот слалома-гиганта, его легко перенести и на слалом и на супер-гигант. Надеюсь что грамотное сочетание банан-поворотов и S-поворотов принесёт всем успех и хорошие повороты.

Фото Лев Ахсанов
Монтаж Галина Ахсанова
Фото и монтаж Георгий Дубенецкий

Жюри должно проверить готовность трассы слалома для соревнований сразу же после ее постановки постановщиком трассы. При проверке особое внимание должно быть обращено на то, чтобы:

слаломные древки были прочно закреплены;

правильно чередовались цвета ворот;

при необходимости положение древков на снегу было промаркировано;

бирки с номерами ворот в правильной последовательности были закреплены на внешних древках;

древки, обозначающие ворота, соответствующим образом возвышались над склоном;

две трассы слалома находились на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы не вводить в заблуждение участников;

запасные древки были правильно размещены, чтобы не вводить участников в заблуждение;

старт и финиш соответствовали требованиям статей 27. и 31. (соответственно ст. 613, 615 правил ФИС).

78. (804.) Слалом с одними поворотными древками

Действительны все положения настоящих правил, за исключением следующего:

78.1. Слалом с одним поворотным древком разрешается на всех соревнованиях, за исключением Чемпионата России.

78.2. Слалом с одним древком ставится без внешних древков, за исключением первых и последних ворот и задерживающих ворот и комбинаций (шпильки и змейки).

78.3. Там, где нет внешних древок, обе ступни и концы лыж должны пройти поворотное древко с одной стороны, следуя естественной линии курса слалома, пересекая воображаемую линию от одного до другого поворотного древка. Если участник теряет лыжу без совершения ошибки , например, не при прохождении ворот верхом, тогда для конца оставшейся лыжи и обеих ног должны быть выполнены эти требования.

Если участник неправильно пересечёт воображаемую линию от поворотного флага до поворотного флага, и не следует естественной траектории, он должен вернуться обратно и обогнуть пропущенное поворотное древко. Там, где есть внешние древки (первые и последние ворота, задерживающие ворота и комбинации (шпильки и змейки)) действует статья 53.5.1. (661.4.1)

Слалом с одним поворотным древком (статья 78. (804))

первые ворота

естественная траектория

задерживающие ворота

вертикальная комбинация

заключительные ворота

воображаемая линия

линия ворот

78.4. Инспекция и просмотр трасс

см. статью 30. настоящих правил (ст. 614.3. правил ФИС).

79. (805.) Старт

79.1. (805.1.) Интервалы между стартами

В соревнованиях по слалому участники стартуют через неодинаковые промежутки времени. Руководитель бригады по хронометрированию и подсчету результатов или его специальный помощник сообщает стартеру по соглашению с жюри, когда стартует следующий участник. Разрешается давать старт очередному участнику, если стартовавший перед ним участник еще находится на трассе, и не финишировал к моменту старта.

79.2. (805.2.) Порядок старта

79.2.1. На первой трассе участники стартуют в порядке стартовых номеров.

79.2.2. Порядок старта на второй трассе (см. статью 36.11. (621.11. Правил ФИС)).

79.3. (805.3.) Стартовые команды

После того, как стартер получает разрешение на старт следующего участника, он предупреждает участника словами: «Внимание!, Ready!, Attention!, Achtung!» и через несколько секунд после этого произносит стартовую команду: «Марш! Go! Partez! Los!». Участник должен стартовать в течение 10 секунд после стартовой команды.

79.3.1. Участник обязан явиться на старт не позднее 1 минуты после официального вызова. При вызове на старт других участников может приниматься во внимание неявка на старт предыдущих участников. Судья на старте, тем не менее, может извинить опоздание , если оно, по его мнению, было вызвано непредвиденными обстоятельствами. В сомнительных случаях судья на старте может разрешить участнику стартовать условно. В этом случае опоздавшему участнику дается старт в соответствии с обычным порядком старта. Судья на старте принимает связанные с этим решения.

79.4. (805.4.) Правильный старт и фальстарт

Каждый участник должен стартовать в соответствии со статьёй 79.3. настоящих Правил (805.3 Правил ФИС), в противном случае он подвергается санкциям.

80. (806.) Проведение слалома

80.1. Две трассы

В соревнованиях по слалому всегда должны проводиться два заезда на двух различных трассах.

Обе трассы должны быть пройдены участниками одна за другой в установленном жюри порядке. Распределение участников по двум трассам с одновременным началом соревнований на обеих трассах запрещается. По возможности оба заезда должны проводиться в один и тот же день.

80.2. Ограничение числа участников на второй трассе

Жюри имеет право сократить число участников на второй трассе до половины количества участников в стартовом протоколе первого заезда. Такое решение должно быть принято не позднее, чем за один час до начала первого заезда.

81. (807.) Защитная каска

Все участники и открывающие в соревнованиях ОСФ обязаны носить защитную каску, соответствующую спецификациям снаряжения для соревнований ФИС.

82. (900.) Слалом-гигант

83. (901.1.) Технические параметры

83.1. Перепад высот

83.1.1. Трассы для мужчин

от 250 до 450м.

83.1.2. Трассы для женщин:

от 250 до 400м.

83.1.3. Трассы для спортсменов U14 и U16:

от 200 до 350м.

Слалом-гигант для U16 должен проводиться в два заезда, и для U14 такая возможность должна быть предоставлена.

83.1.4. При отсутствии трасс, с необходимым для проведения соревнований перепадом высот, организаторы могут его уменьшить, но не более чем на 35% от приведенных в п.п. 83.1.1.-83.1.3.

83.2. (901.2.) Ворота

83.2.1. Ворота слалома-гиганта состоят из 4 слаломных древков, (ст. 63.2.1.2. (680.2.1.2 Правил ФИС)) и 2 флагов.

83.2.2. Ворота должны быть попеременно красного и синего цвета. Полотнища флагов должны быть не менее 75 см шириной и 50 см высотой. Они закрепляются между древками так , чтобы нижний край полотнища флага находился на расстоянии, по меньшей мере, 1 м от поверхности снега, а также, чтобы их можно было оторвать или открепить от древка.

83.2.3. Ширина ворот должна находиться в пределах от 4 до 8 м расстояние между двумя ближайшими древками двух последовательных ворот должно быть не менее 10 м. В соревнованиях U14 и U16 расстояние между поворотными древками не более 27 м.

83.2.4 . Трасса слалома-гиганта должна быть поставлена следующим образом:

Число поворотов должно быть равно 11-15% от перепада высот в метрах с округлением до целых.

Для спортсменов возраста U14 - U16 - 13-18% от перепада высот.

Для межрегиональных соревнований 11% - 15% от перепада высот.

84. (902.) Трассы

84.1. Общая характеристика трассы

Местность, на которой проводятся соревнования, должна быть по возможности волнообразной и холмистой. Ширина полотна трассы должна быть около 40м.

Инспектор, проводящий проверку трассы с целью ее утверждения, решает, достаточна ли ширина трассы, и в случае необходимости, может дать указание о проведении работ по ее расширению. Он может одобрить трассу шириной менее 40м, в зависимости от контура и требований местности, в случае если участки трассы до и после узкой части позволяют это.

84.2. Подготовка трассы

Трасса слалома-гиганта готовится так же, как трасса скоростного спуска. Участки трассы, на которых устанавливаются ворота и участники меняют направление движения, должны быть подготовлены так же, как трасса слалома.

85. (903.) Постановка трассы

85.1. Формирование трассы

При формировании трассы должны учитываться следующие основные принципы:

85.1.1. Первая трасса ставится накануне дня соревнований. Обе трассы могут ставиться на одном полотне. Вторая трасса должна быть поставлена заново.

85.1.2. Принцип целесообразного использования местности при постановке трассы слалома-гиганта еще более важен, чем при постановке трассы слалома, поскольку использование комбинаций ворот менее эффективно ввиду как предписанного расстояния между воротами , так и их ширины. Поэтому рекомендуется как можно лучше использовать особенности рельефа, устанавливая главным образом одиночные ворота. Фигуры можно устанавливать в ограниченном количестве и главным образом на неинтересных участках трассы.

85.1.3. Трасса слалома-гиганта должна содержать повороты большого, среднего и малого радиуса. Участник должен иметь возможность прокладывать свой путь между воротами. По возможности должна использоваться вся ширина склона.

85.1.4. Постановщик трассы для детей обязан особенно тщательно учитывать физические особенности детского организма участников.

86. (904.) Слалом-гигант с одним флагом

Все положения настоящих правил действительны, за исключением следующих:

86.1. Слалом-гигант с одним флагом разрешён на всех соревнованиях, кроме Чемпионата России.

86.2. Слалом-гигант с одним флагом ставится без внешних флагов, кроме первых, последних и задерживающих ворот.

86.3. Там, где нет внешнего флага, поворотный флаг должен быть пройден обеими ступнями ног и обеими носками лыж с одной стороны, следуя естественной линии трассы гигантского слалома, пересекая воображаемую линию от одного до другого поворотного древка. Если спортсмен теряет лыжу без совершения ошибки, например, без прохождения флага верхом, это правило действует для носка оставшейся лыжи и ступней. Если речь идёт о воротах с двумя флагами (первые, последние и задерживающие), действует правило статьи 53.5.1. (661.4.1.)

86.4. Действительны все правила и указания относительно ширины трассы, так, как было бы при воображаемом внешнем флаге.

86.5. Инспекция и просмотр трасс см. статью 30. настоящих правил (ст. 614.3. правил ФИС).

87. (905) Старт

87.1. На первой трассе участники стартуют в порядке своих стартовых номеров (см. статьи 36.3. и 37. (621.3 и 622 правил ФИС)).

87.2. Порядок старта на второй трассе (см. статью 36.11. (621.11. Правил ФИС)).

88. Проведение соревнований по слалому-гиганту

88.1. Соревнования по слалому-гиганту всегда должны проводиться на двух трассах (для мужчин и женщин). Вторая трасса может находиться на том же склоне, но ворота должны быть переставлены. По возможности оба заезда должны быть проведены в один и тот же день.

88.2. Жюри имеет право сократить число участников на второй трассе до половины количества участников в стартовом протоколе первого заезда. Такое решение должно быть принято не позднее, чем за один час до начала первого заезда.

Дети обязаны иметь защитные каски, соответствующие требованиям к экипировке для соревнований.

88.3. Соревнования по слалому-гиганту для возраста U16 должны состоять из двух заездов , для U14 такая возможность должна быть предоставлена.

89. (907) Защитная каска

Все участники и открывающие в официальных спортивных соревнованиях обязаны носить защитную каску, соответствующую спецификациям снаряжения для соревнований ФИС.


90. (1000) Супер-гигант

91. (1001) Технические параметры

91.1. Перепад высот

91.1.1. Трассы для мужчин

от 350 до 650 м.

91.1.2. Трассы для женщин

от 350 до 600 м.

91.1.3. Трассы для спортсменов U14 и U16:

от 250 до 450м.

91.1.4. При отсутствии трасс, с необходимым для проведения соревнований перепадом высот, организаторы могут его уменьшить, но не более чем на 35% от приведённых в п.п. 91.1.1.-91.1.3.

91.2. Длина трассы

Длина трасы измеряется мерной лентой, колесом или GPS и печатается в стартовом протоколе и в протоколе результатов.

91.3. Ворота

91.3.1. Ворота для супер-гиганта состоят из 4 слаломных древков (статья 63.2.1.2. (680.2.1.2 правил ФИС)) и 2 флагов.

91.3.2. Ворота должны быть попеременно красного и синего цвета. Полотнища флагов должны быть примерно 75 см шириной и примерно 50 см высотой. Они закрепляются между древками так, чтобы нижний край полотнища флага находился на расстоянии около 1 м от снега, а также так, чтобы они могли отрываться, по меньшей мере, от одного древка.

91.3.3. Ширина ворот должна находиться в пределах от 6 до 8м - расстояние между двумя ближайшими внутренними древками открытых ворот, и от 8 до 12 м - для закрытых ворот. Полотнища флагов должны быть такими, чтобы, по крайней мере , на одном древке флаг мог быть оторваться.

91.3.4. Трасса супер-гиганта должна быть поставлена следующим образом:

7% от перепада высот соответствует минимальному количеству поворотов.

Расстояние между двумя поворотными древками двух последовательных ворот должно быть не менее 25 м (исключение – см. статью 93.1.1. (1003.1.1 Правил ФИС)).

Для спортсменов U14 и U16:минимальное количество изменений направлений (поворотов) - 8% - 12% от перепада высот в метрах.

92. (1002) Трасса

92.1. Общая характеристика трассы

Местность, на которой проводятся соревнования, должна быть по возможности волнообразной и холмистой. Ширина полотна трассы должна быть около 30м.

Инспектор, проводящий проверку трассы с целью ее утверждения, решает, достаточна ли ширина трассы, и в случае необходимости может дать указание о проведении работ по ее расширению. Он также может одобрить трассу шириной менее 30м., в зависимости от контура и требований местности, в случае если участки трассы до и после узкой части позволяют это.

92.2. Подготовка трассы

Трасса супер-гиганта готовится так же, как и трасса скоростного спуска. Участки трассы, на которых устанавливаются ворота и участники меняют направление движения, должны быть подготовлены так же, как трасса слалома.

92.3. Свободные спуски по полотну трассы.

До постановки трассы участникам, если это позволяют обстоятельства, должна быть предоставлена возможность свободных спусков на лыжах по закрытому склону соревнований.

92.4. Сертификация трасс супер-гиганта для юношей

Все трассы, на которых проводятся соревнования U16 - U14 по супер-гиганту, должны быть сертифицированы. Если будет использоваться трасса, сертифицированная для гигантского слалома ФИС, то необходима инспекция безопасности техническим экспертом ОСФ.

93. (1003) Постановка трассы

93.1. Формирование трассы

При формировании трассы супер-гиганта должны учитываться следующие основные принципы.

Советы и инструкции

Соревнования... Встреча друзей-соперников... Подготовка, нарочито веселые шутки, немного более громкие, чем обычно голоса... Просмотр трассы... Предстартовый мандраж, команда "МАРШ!", первые трое ворот... Нервная дрожь перед второй попыткой - есть, что терять... Стиснутые после неудачи зубы и всегда надежда на лучшее в следующий раз... Соревнования... О том, как выжить среди всего этого, - наш следующий раздел.

Часть IV

Вопрос про руки в змейках и шпильках - один из самых часто встречающихся у совершенствующихся в слаломе. Мой ответ такой. Правило №1: при выходе из фигуры последний флаг сбивается традиционной внешней рукой, как на обычных горизонтальных воротах, иначе будут проблемы в следующем же повороте. Далее традиционная змейка из 3-х флагов сбивается одной рукой вся. Например, вышли из последних перед змейкой ворот поворотом влево, сбивая флаг правой. Далее входим в змейку, сбиваем первый флаг левой, как и обычно в правом повороте. Следующий флаг сбиваем опять той же рукой, как в гиганте, не убираем ее и не опускаем. И последний флаг змейки - той же рукой, таким образом выходим под привычную внешнюю руку (все ту же левую) и без проблем продолжаем. Если шпилька, то тут два варианта. Если не очень короткая, то меняем руку, как в обычных воротах. Если короткая и времени для смены рук мало - входим в шпильку с внутренней рукой к флагу, чтобы на выходе, не меняя руку, выполнить правило №1. Экзотическая, но не очень фигура - змейка с 4-мя флагами. В нее надо войти, как в шпильку, сбив первый флаг, как в гиганте, и дальше - этой же рукой, см. змейку из трех флагов. Вторая рука при этом - разумно произвольно, т.е. вниз не опускаем, сильно вперед не тянем, сильно в сторону не отводим.
Общее правило: не так важно, какой рукой вошел в фигуру, важно, какой вышел.

В идеале - на уровне плеча. Более высокое положение рук может спровоцировать подсед назад. Проблема с доворотом корпуса вслед за рукой (то, что не удается сохранить корпус смотрящим в долину) - проблема всех юниоров и малоопытных слаломистов. Причина глобальная в том, что

  • едешь далековато от флага, приходится тянуться рукой. Как следствие - разворот плеча и корпуса, а далее - раскантовка внешней лыжи.
  • из-за слишком округлой траектории не удается ехать не над лыжами, корпус едет почти по траектории лыж, а не "внутри трассы", что опять же вынуждает тянуть руку -- плечо -- корпус -- раскантовка внешней лыжи.

Помимо вытекающих отсюда способов исправления - ехать ближе, короче и не над лыжами, что в общем-то непросто, можно для предотвращения вращения корпусом при атаке флага поднимать и тянуть вперед и вторую, ненужную в этом повороте руку, но в разумных пределах и лишь до исправления первопричин №1 и №2.

Причин совершения такой ошибки несколько. Я назову все, возможно они все и присутствуют у Вас в разной степени:

  • Вы не контролируете положение внутренней лыжи, она у Вас, скорее всего, вообще в воздухе или полностью разгружена, и Вы ее инстинктивно "доворачиваете" в поворот, как бы стремясь довернуть пораньше, хотя бы одной ногой, при этом лыжи принимают положение буквы "V" и носок цепляет.
  • Вы едете слишком рано и проходите флаг, уже направив лыжи выше следующего и фактически закончив поворот. В этом случае очень трудно подъехать близко к флагу, поскольку к этому моменту Вы стоите уже почти прямо и попытка подъехать и атаковать заканчивается наездом внутренней лыжи на флаг.
  • Вы в принципе едете медленно и слишком округло, что сводит центробежную силу к минимуму, недостаточному для создания необходимого наклона и "выноса" ног и лыж, поэтому корпус и лыжи едут по близким траекториям, и попытка прижаться ближе к флагу корпусом и руками для атаки приводит к опасному приближению и внутренней лыжи.

Исправить все это поможет, безусловно, осознание причин и работа по их устранению. В идеале - тренироваться на очень простых пологих трассах с очень хорошим умеренно жестким РОВНЫМ покрытием БЕЗ КАНАВ. Старайтесь нарастить скорость, ехать прямее в лоб на флаг (если присутствовала причина №2), сокращайте время и радиус поворота, почувствуйте, что ноги с лыжами где-то далеко в стороне объезжают флаг, а корпус - внутри поворота.

Потери от атаки флага ботинками велики настолько, что лучше этого не делать. Делать это тем невыгодней, чем положе склон и чем менее закрыта трасса. Отдельное противопоказание для легковесов. Вплоть до того, что дети на пологом вообще блокируют флаги в слаломе, как в гиганте- внутренней рукой. И уж точно - не ботинками. Да и опасно это - при такой маленькой дистанции от флага слишком велик риск зацепить его внутренней лыжей. Короче, потеряешь больше, чем найдешь.

Насчет старта Килли, т.е. прыжком. Помню, читал воспоминания Онорэ Боннэ, тренера Килли, они засекали время до первых ворот со старта; Килли выигрывал до 0,4 сек за счет старта прыжком. Остальные тогда еще стартовали без прыжка. Теперь все стартуют с прыжком, выигрыш очевиден и ощутим.

Насчет выбрасывания вперед рук-ног. Давайте вместе посчитаем, что это дает: в расстоянии можно выиграть 50-60 см. При скорости на финише, допустим, 45 км/ч или 12 м/сек, это 0,05 сек выигрыш. Много это или мало - судите сами...

Долгая история. Фис и наши очки считаются одинаково. Сначала определяется цена секунды. Для этого некое число, называемое словом "фактор", и равное для слалома последние несколько сезонов 600, делится на суммарное время двух попыток победителя соревнований. Допустим, победитель в сумме показал 60 сек (30,0 + 30,0) Тогда цена секунды - 10 очков. Теперь можно сказать, сколько ОЧКОВ СОРЕВНОВАНИЙ Вы получили. Умножаете свой проигрыш победителю по сумме двух попыток на цену секунды (в нашем случае - 10) и получаете свои ОЧКИ СОРЕВНОВАНИЙ. Понятное дело, победитель имеет 0 ОЧКОВ СОРЕВНОВАНИЙ. Но это - не квалификационные очки. Квалификационные очки получим, прибавив к очкам соревнований КОНСТАНТУ СОРЕВНОВАНИЙ. Константа зависит от очков лучших участников соревнований, и если грубо, то примерно, среднее арифметическое лучшей пятерки стартующих. Но если точно, то сумма очков лучшей пятерки стартующих плюс сумма лучших очков пятерых из первой десятки финишировавших, минус (ВНИМАНИЕ!) ОЧКИ СОРЕВНОВАНИЙ пятерых с лучшими очками из первой десятки финишировавших разделить на 10. Сложно, но можно понять, почему ТАК. Представьте, вся первая пятерка с лучшими очками проехала плохо или вовсе слетела? Тогда сработают вторые пять и увеличат константу. Или, наоборот, пятерку лучших разорвет молодое дарование с плохими пока очками, тогда то, что минус - очки соревнований пятерки с лучшими очками будет больше, значит, константа будет меньше, и это тоже справедливо.
И это еще не все. Короткие и простые московские и питерские склоны пенализируются, то есть константа ограничена не менее 70, или к ней прибавляется 20. Тоже справедливо. Настолько справедливо, что улучшить очки почти невозможно, проще на Урале или в Кировске на сложном, но без пенальти. Теперь, допустим, в нашем примере, Вы проиграли по сумме 5,6 секунды победителю, константа - 70, цена секунды, как говорили, - 10 очков. Тогда 56 (очки соревнований) + 70 (константа) = 126 очков. Чисто теоретически можно прикинуть Ваш уровень, проехав по одной трассе на время с тем, чьи очки известны. Но это - теоретически. А практически, когда дойдет до старта, получится существенно хуже, потому что поедете в существенно более дальних номерах по разбитой трассе, будете волноваться и ошибаться, трасса окажется сложнее, склон круче и длиннее, на том тренировочном спуске Ваш визави не ехал во всю силу, еще что-нибудь.

Речь здесь вот о чем. Можно ехать по трассе слалома округлыми сопряженными поворотами почти постоянного радиуса, тогда без особых усилий достигается хорошее скольжение и скорость, но путь удлиняется. Помимо этого практически невозможно получить ускорение в повороте, что на пологом опять же снизит и линейную скорость. Стремиться же надо к спрямленной траектории, состоящей из дуг окружностей большого радиуса на подъездах к древкам, и малого радиуса - непосредственно возле флагов. При этом важно достичь максимума давления на лыжи до флага, чтобы после, при снятии давления, лыжи как бы "пульнули", разгибаясь, лыжника вперед. При этом необязательно, да и нежелательно, чтобы произошел отрыв от снега, просто надо получить от распрямляющихся лыж ускорение. Для этого в начале активной части поворота лыжи надо максимально прогнуть, что легче сделать, если сильнее загрузить с носка.

Толкаться надо. Особенно на пологом. На крутом - сложнее, но тоже надо. Толкаться надо до флага, а лучше - до линии падения. Но не сразу после перекантовки, поскольку, как верно заметил, лыжи должны быть загружены, а это происходит уже при приближении к флагу, то есть в момент, когда угол закантовки приближается к максимуму, радиус - к минимуму. Собственно говоря, факт распрямления ног при подходе к линии падения общеизвестен, но ноги можно просто выпрямить- выпустить, сколько траектория лыж попросит и приложить усилие, необходимое лишь для противостояния ЦБ силе, а можно добавить ускорение ЦМ сверх центростремительного, определяемого радиусом поворота, тогда из поворота можно выйти со скоростью, большей, чем та, с которой вошел (очень наглядно на роликах получается).

Для каждого уровня мастерства существует уклон, при котором лыжник уже не будет толкаться, а будет пытаться хотя бы сохранить чистое резаное ведение (если пойти дальше, при дальнейшем увеличении уклона более слабые начнут просто выживать, разворачивая лыжи поперек сначала до флага, а потом и после).

На совсем пологом даже не очень сильные лыжники выполняют выталкивание в повороте, интуитивно поймав это движение и почувствовав ускорение, которое это приносит.

Слалом Бонне - это трасса слалома или гиганта, выставленная без внешних флагов ворот, кроме фигур, которые ставят все-таки полными воротами. Названа в честь ее изобретателя - Оноре Бонне, тренера Килли. Просто экономит время постановщика. На сегодня правила ФИС допускают такую постановку слалома даже на соревнованиях, должны быть полностью обозначены только первые и последние ворота, а так же фигуры.

Что касается трассы для параллельного слалома - это частный случай Бонне, выставленной двойными флагами, как для слалома-гиганта, но с расстояниями очень широкого слалома и без фигур. Метров по 14-16 между воротами. Едется на слаломных лыжах. На рампе в прошлом году стояли именно такие две трассы. В этом году две параллельные трассы были выставлены одиночными слаломными флагами. Наверное, решили еще сэкономить и перещеголять в этом Бонне. А если серьезно, это меняет технику прохождения трассы, даже при тех же расстояниях между воротами - в первом случае техника гигантская, несмотря на слаломные лыжи и время, отпущенное на поворот, во втором - слаломная. Способ блокировки флагов в данном случае оказывается определяющим...

В свое время математичка в школе, посмотрев мою тетрадку, сказала: "Ну и почерк! Отрицательные черты гения - налицо, теперь осталось приобрести положительные."
Это я к тому, что спрямление - психологически сложная, а технически - простая часть задачи. С технической стороны гораздо сложнее исполнить вторую необходимую часть - короткий чистый поворот, преимущественно до флага. А если поворот недостаточно короток и основная часть его происходит после линии падения, то спрямление только навредит, этим спрямлением усугубляешь опоздание с каждым поворотом. Получается, предыдущий поворот закончил очень поздно, едешь почти поперек склона и при этом прешь на флаг, чтобы следующий поворот сделать еще позже... Другое дело - начал активно кантовать и загружать лыжи за 3 м до флага, подходя к нему, уже направил лыжи почти в сторону следующего, пройдя флаг, вскоре закончил поворот и поехал почти по прямой, СПРЯМЛЯЯ, по диагонали, а не поперек, к следующей точке начала активной фазы поворота. Надо понимать, что хоть спрямленная, хоть круглая траектория (а степень спрямления зависит от мастерства) должна быть ранней. Показатель здесь - то, куда направлены лыжи в момент прохождения флага. Они должны смотреть почти в сторону следующего флага. Второй момент - начало активной работы по траектории. Чем бОльшую часть поворота удастся выполнить до линии падения, "отталкиваясь от склона вперед", тем большее ускорение получишь и тем меньше потеряешь после флага, в том числе, из-за неконтролируемого сноса. Важно здесь с точки зрения механики то, что до линии падения ц.б. сила и составляющая силы тяжести частично взаимно вычитаются, а после - складываются, и поэтому после лыжи удержать сложнее. Значит, поворот и максимум ц.б. силы, соответственно, лучше переместить по траектории вверх. Пусть там, в первой половине дуги, они борются друг с другом, а не с тобой и твоими кантами, как это происходит после флага.

Пытался понять про "поворот выше линии падения" - и никак не получается разложить в голове, как это возможно. Или идея в том, чтобы отталкиваясь от лыж в первой половине дуги, набрать эту самую боковую скорость, и проблемы сноса после линии падения - отчасти проблема статичного катания, пусть иногда и с неплохой закантовкой, но без боковой работы?

Примерно так. Поясню еще к этому, что если до линии падения с силой выпрямлять ноги и наращивать активно давление, то после нее ты начнешь давление снимать и ноги подтягивать, уменьшая тем самым нагрузку на канты и опасность срыва или перегрузки, которую сам не сможешь выдержать. Не только набрать в новом направлении, но и погасить в старом.
Удивительным образом такое "смелое" смещение работы вверх и укорочение длины активной фазы на крутом дает одновременно повышение надежности спуска, увеличение скорости, и, что самое удивительное, - очень заметную экономию физических усилий! Абсолютно несочетаемые, казалось бы, даже два пункта из трех, но это - чистая правда! Мне удавалось в этом году проезжать по 6-7 раз за тренировку 50-воротный слалом с очень крутым участком из 15-ти примерно ворот. Удаваться это стало только после исполнения рекомендации тренера, которая по- русски звучала примерно так: "постарайся давить раньше и короче, не надо после флага так долго контролировать лыжи, не надо так тяжело работать после линии падения, не вставай после нее, наоборот, пусти ноги под себя, сними давление!"

Риски - да, а потери времени от ИЗЛИШНЕ раннего захода в каждом повороте могут быть существенно больше потерь от пары небольших опозданий. Перезаход - следующая ошибка по мере прогресса после искоренения опозданий, это как неизбежная гипертония после гипотонии. Исправить перезаход сложнее, чем опоздания. Конечно, если сравнивать опоздание в каждом повороте на крутом по закрытой трассе с несколько излишним заходом, второе предпочтительней. А что лучше, 90/50 или 140/90 ?

Нет, не надо к этому стремиться. Ничем не оправданная ошибка. Одно время у молодежи проскакивало, у Бигмарка, Миллер этим грешил, с полными снега защитами на финиш приезжал. Все это - следствие отсутствия контроля за внутренней рукой и плечом, иногда - еще и из-за слишком задней стойки. Пользы от этого - ноль. Вред, скорее, не в самом касании снега рукой а в причинах, которые это вызвали. Лыжники, являющиеся общепризнанными образцами техники в слаломе, такие как Райх или Костелич, этого не делают.

Я бы не стал так уж преувеличивать, 100% там все-таки нет, руки все время очень близко к снегу, иногда цепляет. Я - не тренер Лизеру, поэтому мое мнение на этот счет, наверное, не важно. Думаю, присутствие - отсутствие этого движения определяется в первую очередь телосложением и, как следствие, особенностями техники спортсмена. А отношение к этому безотносительно личности я уже высказал - считаю это ошибкой, хотя и не смертельной. Кто-то избавился, кто-то не обращает особого внимания на это, но осваивать специально это касание, как элемент техники, точно не нужно.

Отвечу сначала на вопрос про имитацию на роликах. На роликах это сделать легко, но механизм, отработанный на роликах, на лыжах не сработает, на лыжах существенно сложнее как технически так и физически укоротить поворот. А на роликах достаточно просто чуть довернуть стопы. Вообще с появлением "трубы" я от роликов отказался. Слишком многое, пригодное для роликов, вредно для лыж и наоборот, хотя второе и не важно.

Что касается движения коленей (особенно внешнего) вперед и, кстати, внутрь тоже,- то его надо делать до флага, а после флага уже постепенно убирать, как коленную закантовку, так и задавливание носков посредством подачи коленей вперед. Смысл тут в том, что для раннего короткого выхода из-под флага необходимые действия производятся ДО. Исполнив короткий ранний поворот, закончив его активную часть вскоре поле флага, Вы окажетесь там, где надо по высоте и направлению траектории. И наоборот, если возникли видимые проблемы в данном месте и в данное время, значит, ошибку-то Вы совершили несколько выше по склону.

По правилам ФИС ширина вертикальных ворот в фигурах должна быть в пределах 4-6 м. Реально ставят 5-6 м. 4 м - это очень узко, но в пределах правил. Вряд ли ставят короче 4 м, но если вдруг - проверить это просто - 4м это 2,5 мужских слаломных лыжи. Лучше, конечно, рулетку с собой иметь. Далее, если факт нарушения регламента ФИС при постановке трассы очевиден, надо обратиться к главному судье соревнований, лучше, если это сделает тренер. Понятно, что надо успеть это сделать в самом начале просмотра, чтобы было время на исправление, потому что пока найдешь судью, потом пока он найдет постановщика, пока его убедит, что он не прав... Вообще я не помню на ФИСах такого. А на соревнованиях попроще, как правило, народ побазарит-погундит, но никто ничего не делает и все мумукаются в неграмотно поставленной трассе.

На основании опыта предыдущих стартов и тренировок. Если есть сомнения, померить лыжами расстояние между воротами и прикинуть на глаз развод по горизонтали в сравнении с соседними воротами. Но все зависит еще и от уклона, покрытия. Ничто тут опыт не заменит. Приобрести его быстрее можно, если самому ставить трассы на тренировках. Еще полезно переставлять трассу на тренировках и перед началом проездов по каждой новой трассе просматривать, как на соревнованиях, а потом С ПЕРВОГО РАЗА пытаться ехать во всю силу.

Умение определять простые и сложные места в трассе - одна из составляющих мастерства. У опытных спортсменов она присутствует в бОльшей степени, но это далеко не единственная причина, почему они, вроде расслабленно и не напрягаясь привозят менее опытным порой по нескольку секунд. Мастера не делают лишних движений, не суетятся, как при диарее, это и создает отчасти ложное впечатление, что они не торопятся... На самом деле они незаметно для глаза неискушенного зрителя прикладывают серьезные усилия для ускорения в каждом повороте, движения эти короткие и экономные. Поспешай, не торопясь...

Заглаживание бывает начальное, при просмотре, и промежуточное, в перерывах между участниками. Как правило, заглаживают через каждые 20-30 участников. У любого заглаживания цель - вынести мягкий или отработанный снег как можно дальше за пределы трассы. Помимо этого, при средней жесткости покрытия - "стереть " "рельсы" и убрать внутренний бруствер. Посему, задач несколько, и способов заглаживания - несколько, но, как правило, делают его плугом с максимальным отведением внешней ноги, но при этом носок внешней лыжи должен проходить как можно ближе к внутреннему флагу, а внутренняя лыжа - вообще с другой стороны, а флаг - между ног. При этом, поскольку заглаживающих много, те, кто идут не в числе первых, должны оценить, что их предшественникам удалось, а что - нет и уже корректировать по ходу, например, загладили слишком узко, внешний бруствер - в опасной близости, особенно для не самых опытных участников - значит, надо акцентировать внимание на расширении проглаженной части и удалении бруствера подальше от трассы.

Самой серьезной ошибкой при заглаживании является скидывание отработанного снега в канаву, вроде как для заравнивания. Еще типичная ошибка при первичном заглаживании при просмотре - это неверная оценка будущей траектории в сторону более высокой, чем будет на самом деле. В этом случае менее опытные спортсмены утыкаются во внешний бруствер, что приводит иногда к неприятным падениям.

(Вопрос по тактике прохождения трассы современного слалома. Траектория движения лыж понятна. На крутых участках заход высокий и у флага лыжи уже направлены на следующий высокий заход. На пологих заход почти на флаг и поворот чуть выше, но как будто вокруг самого флага. Суть примерно такова?)

Суть примерно такова. Но на крутом у флага не надо слишком сильно направлять лыжи в следующий поворот, а так, слегка, иначе проедешь существенно более закрытую, чем стоИт трассу. Да и легче ехать, если не переповорачивать. А пытаясь ехать слишком рано, переповорачивать будешь обязательно. Вообще я помню, как давным-давно в Хинтере я однажды, "обнаглев", поехал существенно прямее, получилось на порядок быстрее и страшнее, но на удивление легче! Проще, пусть на бОльшей скорости, но делать все-таки менее закрытые повороты. Тут надо только привыкнуть, поднять скоростной барьер, не только в физическом, но и в психологическом плане.

Атакуя флаг, слаломист смотрит внутрь трассы, как внутрь коридора. Все остальное время - тоже. При этом многократно меняет угол зрения по вертикали и смотрит то на ближайшие ворота, то на более дальние. Под ноги и на атакуемый флаг не смотрит. Головой за лыжами не крутит. Как, впрочем, и корпусом. Траектория корпуса похожа на траекторию лыж, только более прямая.

Крайне редко можно задействовать и внешний в повороте щиток, не только потому, что внешняя идет дальше, но еще и потому, что внутренняя всегда чуть впереди.

Насчет блокировки - действительно, бьешь, как правило, палкой сразу возле окончания защиты кисти, из-за чего палки "устают" и ломаются... Основную работу по блокировке флагов все-таки лучше делать не ногами, а руками, так флаги меньше тормозят лыжника, умозрительно это легко представить, даже не вдаваясь в физику. Вообще у внешней блокировки масса нюансов, особенно, когда речь идет о молодых и (или) неопытных лыжниках. В частности, если, к примеру, лыжник идет недостаточно близко к флагам, и все равно тянется внешней рукой к флагу, он разворачивает корпус в сторону поворота, разгружает и раскантовывает внешнюю лыжу. Иногда лучше внутренней. Например, еще детям на пологом. Убирая флаги, как в гиганте, они не теряют столько кинетической энергии, которая у малышей наперечет... В фигурах не обойтись без комбинации внутренней и внешней блокировок.

(Из просмотра КМ, того же Нойройтера, создается впечатление, особенно в крутых поворотах, что кисть проходит "внутреннее" вешки, палка лишь отводит ее слегка наружу, а дальше основную работу делает голень. Как бы, они не заморачиваются вешками, просто, несут руки внутри коридора.. А некоторые из нас вовсю лупят защитой рук по вешкам, да еще и внутрь поворота.)

Руки несут внутри коридора. Не боксируют. Но и не отводят, если блокировка не внутренняя, реально сбивают вперед и добивают голенью. Дети, я уже говорил ранее, едут с внутренней блокировкой, чтобы меньше терять скорость при столкновении с каждой вешкой, у них массы более соизмеримы с вешками, чем у взрослых. При глубоких дальних канавах у детей при их меньшем росте есть еще один резон ехать с внутренней блокировкой - чтобы не тянуть внешнюю руку к флагу издалека, с разворотом плеч и корпуса вслед за лыжами и потерей закантовки и резаного ведения.

Да никуда не надо направлять. Куда ляжет, туда ей родимой и дорога... Просто вперед летит по направлению движения лыжника в момент касания вешки. Никто не прицеливается. Под лыжи она никак не может попасть, только по лыжам сверху может ударить, что на сильном морозе неприятно для лыж и для флагов, но никуда не денешься... Самое важное тут как раз не только не прицеливаться, а вообще как можно меньше обращать внимание на флаги, сконцентрировавшись максимально на ведении лыж. А от палок...- так, лениво отмахиваться, как от назойливых мух... Не отвлекаясь от основного занятия...

Такие оценки - дело неблагодарное. Как прогноз погоды... Мазь - от 0,2 до 0,5 сек, в зависимости от состояния снега и лыж. Чистые лыжи - 0,2, неправильно наплавленные - 0,5. Комбез - от 0,3 до 0,5 сек. Зависит от постановки трассы и скорости. Старт - около 0,3 сек. Не чистое ведение лыж - более 2,5 сек.

Актуальный вопрос. Для всех абсолютно актуальный. Даже те, кто не признается, что волнуется перед стартом, на самом деле волнуются. Даже те, кто не признается самому себе. Бенни Райх волнуется. Так волнуется, что на финале уже который раз отдает Кубок Мира. Прангер волнуется. Чтобы побороть волнение, заводит себя зубодробительной жужжалкой, которой его научили спортивные психологи. Миллер волнуется. Убеждая всех в обратном своим пофигическим видом, убеждает и себя самого. У каждого - свой способ. Швейцарский тренер учил меня примерно так: выходя на старт, думай, что вот, отличный денек, шикарная трасса, сейчас с УДОВОЛЬСТВИЕМ прокачусь по ней... Мда. А если стартовый номер - 113-й, канавы, туман, заклятые "друзья- соперники" ждут твоей ошибки и возможности тебя разорвать, наконец?
У меня свой способ. Не уверен, что он годится всем, но все же поделюсь. Надо придумать для себя некое ключевое действо, ну как у Прангера, мимическую жужжалку или песенку какую... Вот у меня - песенка Битловская. Стоя на старте, за одного-двух участников до старта, я начинаю ее петь (потихоньку, можно про себя) и перевожу тем самым возбуждение нервной системы из плоскости страха в плоскость этакой восторженной злости. Состояние (не пробовал, но, думаю, такое), как под "экстази" у тинэйджеров на дискотеке. Очень важно тут, что возможна конвертация возбужденной нервной системы из страха- волнения в просто возбуждение и восторг, вроде беспричинный, но полезный для первых 3-х ворот. После третьих ворот у ВСЕХ все становится на свои места. И если не бороться с волнением, то тоже встает на место, но трое ворот (из 20-ти на московских покатушках) вы ехали на ватных негнущихся ногах, проиграв самому себе не волнующемуся, от секунды до бесконечности! Помимо этого, конечно, с опытом приходит относительное спокойствие. Если ездить на соревнования часто и долго, то начинаешь относиться к ним, как к обычной работе. Но не до конца. Потому что можно ведь и просто валерьянки нажраться и абсолютно пофигически на старте себя чувствовать. Но это - тоже плохо. Может, даже еще хуже, чем избыток адреналина. Поэтому волнение на старте - это нормально и необходимо. Надо просто научиться его трансформировать и использовать для достижения лучшего результата.

Трудно тут хоть сколько-нибудь достоверно оценить реальные радиусы. У меня есть какие-то предположения, частично основывающиеся на простых расчетах, привязанных к радиусу лыж и углу наклона голени, частично на визуальном восприятии следов... Тут ведь еще все зависит от класса, как сильного лыжника, так и слабого. В пределе у слабого лыжника радиус на округлой траектории приближается к радиусу геометрии слаломных лыж и равен 12-13 м. Если лыжник чуть посильнее, то 10-11. Все эти радиусы возможны на пологом и мягком - иначе слабых начнет сносить боком. У крепкого любителя или ветерана - 9-10м. У сильного спортсмена уровня КР это 6-7м. У топ-лыжников КМ еще на метр меньше. Разумеется, про слалом говорим.

Набирать скорость до шлагбаума не запрещено, это как раз - главная цель технично исполненного старта, старта Килли. Другое дело, что при этом палки должны быть воткнуты в снег ПЕРЕД шлагбаумом. Иначе, понятное дело, можно разогнаться и с пяти метров до шлагбаума...
Лыжами подтопывают для того, чтобы разогреть ступни, для самозавода, эмоционального подъема, просто чтобы снег стряхнуть иногда... Продвижение вперед при этом - совсем не главное, а второстепенное движение.

Руки здесь - важная составляющая успеха (и неуспеха) и, возможно, все дело в них. А может, и нет. Возможно, Вы едете шпильки слишком прямо (а вот, кстати, понять бы, именно шпильки или также и змейки вызывают затруднения). В любом случае, напрямую фигуры можно проезжать только в том случае, если из них - открытый широкий выход на пологом участке трассы. Во всех остальных случаях в фигурах надо поворачивать, по крайней мере, за флаг до выхода - обязательно, тем самым подготовив следующий закрытый поворот. Просто очень трудно, проехав по прямой, вдруг опять начать поворачивать.

Насчет стойки - нет никаких показаний к её изменению в любую сторону в фигурах. Еще важно то, что в змейках и шпильках более короткие повороты проходятся только за счет работы голеней и коленной ангуляции - времени на работу бедром (про корпус вообще не говорим) нет.

Тактически лично для меня шпилька или змейка - это возможность наверстать опоздание и передохнуть перед следующей чередой тяжелых закрытых поворотов. Войти в фигуру всегда легче, даже запаздывая. Выйти надо коротко и высоко.

Не совсем. Чем круче склон при наличии жесткого покрытия, тем резче, а главное, короче должен быть как импульс, так и сам поворот. А чем жестче склон, не важно, на крутом или на пологом, тем короче может быть импульс врезания.

Грубо говоря, метра за три до флага надо врезать носки, совсем немного не доходя до флага, надо достичь максимума закантовки, далее - снимаем, как давление, так и угол закантовки, разгружаем лыжи, едем прямо по диагонали, не доезжая следующего, флага начинаем все с начала... Кстати, тут еще очень важно начать следующий поворот, не доехав до следующего флага не только по вертикали, но и по горизонтали. А то многие на крутом, перестраховываясь, не доезжая до флага 3-4 метра, находятся уже над ним.

В этой заметке хочу привести несколько советов про прохождению слаломной трассы. Конечно есть более общие рассуждения, теория, упражнения. Но есть и конкретные советы, которые могут помочь сразу. Приведу те, которые реально помогли, или хотя бы «задали правильный вектор» куда стремиться. В этом сезоне (2017) таких конкретных советов получилось немного, всего три. Два получены не извне, а как советы самому себе:). Третий совет услышал от Александра Митякова.

Конечно такие советы очень субъективны. То, что «сработало» для меня нынешнего, не факт, что было бы донесено до меня же «прошлого» и тем более для «стороннего наблюдателя» 🙂

Интернет пишет, что все должно быть просто. Нужно вести резаный поворот на кантах и, меняя угол закантовки, корректировать траекторию. Это звучит для меня как «Волга впадает в Каспийское море» вроде все понятно, но толку никакого.

Перехожу к совету. Схватил его на «неделе гиганта». Мы тренировали московский гигант, расстояние между воротами 24 метра, развод небольшой, под лыжи R27 м, скорость набиралась приличная, вешки мелькали быстро. Крайние случаи, что хорошо, не работали. Если идешь слишком прямо, то на третьих воротах (из всего восьми) уже не вписываешься, уходишь в снос, скорость безвозвратно теряется. Трассу конечно проходишь, но хреново. Если наоборот слишком отъезжаешь от трассы, это приводит к слишком крутому повороту, который лыжи не выписывают в этих условиях. Опять-таки дуга теряется.

В конце концов была найдена оптимальная траектория, по которой лыжи по максимуму шли по дуге. И вот тут как раз и открылось, что можно и наоборот. Можно хорошо знать «любимую» дугу, по которой пойдут лыжи при привычном для тебя соотношении угла закантовки и давления на лыжу. Далее нужно просто-напросто строить траекторию так, чтобы эта дуга была рабочей, начиналась с захода на вешку и заканчивалась перед вешкой. Потом нужно удержаться, естественным (наконец-то) образом снимая давление, чтобы в начале следующей «любимой» дуги снова загрузить.

В слалом пока этот опыт не перенес, а следующей «недели гиганта» жду с нетерпением 🙂

Нырок вперед (на двойную вешку) на выходе из шпильки (или змейки)

Совет услышал от Александра Митякова. На выходе из шпильки нужно сделать нырок, на двойную вешку. По внутренним ощущениям получается чуть ли не бодание головой, но главное конечно резко загрузить носки лыж, с запасом. Тогда лыжи очень хорошо выходят из шпильки с крутым заворотом. Даже если выход из шпильки пологий (что сейчас бывает довольно редко), все равно не вредно иметь запас в верхнем заходе на следующую вешку. Ничего непонятного тут нет. В шпильке лыжи едут практически точно вниз, с минимальным разводом. Набирается скорость. На а выходе нужно завернуть без захода на двойную последнюю вешку фигуры. Нырок вперед быстро загружает переднюю половину лыжи за счет разгрузки задней половины. Если бы лыжа шла поперек, то это привело бы к срыву пяток, пошел бы поворот по воздуху вокруг носков. Но лыжа едет точно вниз, поэтому срыва пяток быть не может. А закантованный носок сгибается больше обычного и вывозит в поворот. Работает здОрово. Накатал за сезон до автоматизма. Александр, спасибо!

Повышение «прожжённой» максимальной скорости

Совета пока нет, но есть наблюдения. Вообще по другим замечал, что техника и время прохождения трассы это как количество и качество. Техника нарастает постепенно, а показатели на соревнованиях или «гонках-тренировках» относительно других особо не изменяются.
А потом вдруг наступает скачок на секунду-полторы на 20-сек трассе. Похоже, что количество переросло в качество. Но далее обладатель этого нового качества может ехать коряво и совсем уж не технично, а время все равно останется «новое» 🙂 То есть больше похоже, что он просто начал быстрее ехать, привык к тому, что вешки «мелькают» с такой частотой 🙂 Про себя пока, к сожалению сказать нечего, жду этот скачок сезона три…
В общем, как поднять барьер скорости, когда техника явно уже позволяет это сделать, не знаю. Но есть пара наблюдений.

Первое — в трассе барьер не повышается. Проверяется очень просто. Мы часто ходим трассу на время (подробнее здесь: ). Конечно, когда «стучит» секундомер, то идешь сначала на максимальной скорости, а в последующих проездах стараешься «прыгнуть выше головы». Так вот, на времени прохождения трассы это не сказывается 🙂

Второе наблюдение. Вне трассы те коллеги, которые существенно быстрее идут по трассе, тоже едут заметно быстрее. Значит, можно работать над увеличением скорости в свободном катании (подробнее про соотношение трассы и свободного катания здесь: ). Конечно не идет речь о спуске по прямой, скорость увеличивать нужно в дугах, а дуги как можно больше «закрывать». В общем, увеличивать нужно ускорения в первую очередь, а скорость как следствие 🙂
Тогда порог «проженной» максимальной скорости может и повысится. А может и нет, пока не знаю 🙂 Александр Митяков считает, что нужно просто смотреть дальше, но мне не помогло.

Оптимальная траектория поворотов. Очевидно, кратчайшая траектория на слаломной трассе - это изломанная линия, соединяющая внутренние флаги ворот. Однако скоростное преодоление дистанции слалома по такому пути практически неосуществимо, ибо лыжник не в состоянии создать при закантовке огромную реакцию опоры для образования должной центростремительной силы. Следовательно, наибыстрейшая траектория в слаломе - движение по оптимальной волнообразной кривой, проходящей вблизи внутренних флагов у каждых ворот. Оптимальный спуск требует плавного чередования поворотов с допустимыми нагрузками в моменты закантовок.

Наиболее плотное к флагу скольжение выполняют с помощью специальных приемов: убирание плеча и сбивание флага. Сбивание флага может сочетаться с приемом убирания плеча и выполняется «открывающим» движением плеча (реже предплечья или спиной).

Сбивание флага, вызывая чувствительный удар, сильно тормозит движение и может нарушить скольжение лыж и равновесие слаломиста. Здесь необходима полная уверенность в тактической целесообразности такого сокращения дуги поворота с точным учетом возможности риска от столкновения с прочно установленным древком.

При выборе того или иного приема на конкретном участке трассы необходимо учитывать следующие факторы: траектория спуска (для поворота это означает величины его радиуса и кругового угла), крутизна и рельеф склона, состояние снежного покрова, скорость движения и характер последующего спуска.

Так, в незаконченных (с круговым углом до 120°) средних и отлогих виражах слалома наиболее эффективны техника основного и броскового поворотов, использование короткого бокового жима. В средних поворотах наиболее часто применяют боковой наклон коленей, вращательный бросок таза, разворот лыж стопами, опережающий нырок, авальман. На крутых склонах, особенно в поворотах малого радиуса, самыми эффективными приемами являются толчковый и авальман-повороты. Здесь используются также в разных сочетаниях опережающий нырок, боковой наклон коленей и бракаж. Для торможения могут быть использованы жим из упора и винтовое движение.
В крутых и средних поворотах с большим круговым углом (120-180°), а также в поворотах с крутыми выходами, заканчиваю­щихся крутыми траверсами вплоть до горизонтального направления (см. рис., ворота № 14-15), применяют коньковый поворот. Типичные фрагменты трасс для этого тактического решения (отнесенные в сторону горизонтальные ворота № 3, 4,11, смещенные по горизонтали змейки) - характерный элемент конфигураций современных трасс слалома (№ 12-14, 15-17).

Сложность преодоления смещенных вертикальных змеек состоит в том, что в верхней змейке лыжник использует узкую траекторию поворотов на параллельных лыжах с активной работой коленей (верхняя часть тела обеспечивает только правильность прохождения фигуры путем убирания плеч или сбивания флагов), после чего ему предстоит сделать крутой поворот с заходом в следующую змейку. В данном случае наибольший выигрыш во времени дает резаное скольжение в коньковом повороте с характерным для него небольшим сносом задников лыж. На рис. на точечном фоне обычного поворота на параллельных лыжах с сильным соскальзыванием задников в конечной части дуги показано преимущество резаного скольжения конькового хода, здесь практически устранено торможение, а опора на верхний кант внутренней лыжи способствует высокому заходу в следующую змейку.
В отлогих виражах большого кругового угла (законченные повороты) используется шаг-поворот, который позволяет извлечь максимальный эффект из резаного скольжения на леденистых трассах.

Поделиться: