Притча о сеятеле. Богословское толкование

Иисус Христос находился на берегу озера Генисаретского; множество народа окружало его. Он вошел в лодку и оттуда стал говорить следующую притчу:

Вышел сеятель сеять. И погда он сеял, то иное семя упало при дороге, и налетели птицы, и поклевали его.

Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что не глубоко было в земле, но от зноя солнечного погорело и, не имея корня, засохло.

Иное упало в терние; и выросло терние и заглушило семя.

Иное упало на добрую землю и принесло плод в тридцать, в шестьдесят, и во сто.

Когда апостолы спросили Иисуса Христа о значении этой притчи, Он объяснил им ее таким образом:

Семя есть слово Божие.

Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово Божие, но к которым тотчас приходит диавол и похищает слово, посеянное в сердцах их.

Слово Господне должно в сердцах наших принести плоды, то есть, возбудить веру и ревность к исполнению всех обязанностей христианских. Но как семя, упавшее при дороге, не произрастает, так и слово, принимаемое без внимания, не приносит пользы, оно тотчас забывается. Иисус Христос сказал, что диавол его уносит, но лукавый имеет власть только над теми, которые сами допускают его к себе своими грехами, ленью и невнимательностью к молитве и слову Господню. Если же мы станем бороться против зла, внимательно слушать учение Христово и стараться исполнять его, - доброе семя укоренится в сердцах наших, и лукавому нельзя будет его похитить.

Посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, с радостью принимают его, но слово Божие не пускает в них корня; по временам они веруют, а во время искушения отпадают.

Все мы большей частью с радостью слушаем слово Господне. Но этого недостаточно; надо быть готовыми исполнять закон Божий даже в том случае, когда бы за то пришлось подвергаться лишениям, трудиться и переносить страдания.

В прежние времена, когда еще христианская вера не утвердилась, иудеи и язычники жестоко преследовали христиан. Их заключали в темницы, разлучали с семействами, мучили и убивали. Но и в этом они не соглашались отречься от Христа, с терпением переносили страдания и шли на смерть, радуясь, что могли тем доказать свою верность Богу. Мы чтим память этих страдальцев и почитаем их, как святых. Теперь уже нет явных гонений на христиан, но всякий день встречаются случаи, когда мы можем доказать, верны ли мы Богу. Мы верны Ему, если исполнение Его заповедей предпочитаем всякой выгоде, всякому удовольствию. Мы верны Ему, если с терпением переносим бедствия и страдания, зная, что они нам посланы Его волею. Если же, напротив, мы поступаем против Его заповедей, чтобы получить какую-нибудь выгоду или удовольствие, или чтобы избежать опасности и труда, то становимся в число тех, которые по временам веруют, а в случае искушения отпадают.

Не только взрослые люди, но и каждый ребенок может доказать, верен ли он Богу, потому что у каждого есть свои обязанности по силам его. О тех детях, которые лениво учатся, которые не слушаются родителей, или из страха наказания говорят неправду и скрывают свою вину, о тех детях никак нельзя сказать, что они любят Бога и верны Ему.

А семя упавшее в терние означает тех, которые слышат слово; но потом оно заглушается в них заботами, богатством и житейскими удовольствиями, и не приносит плода.

Это те, для которых земные заботы, суетные дела и удовольствия жизни важнее слова Христова. В церкви они слушают слово Господне, но потому предаются суетной жизни и пустым забавам, не стараясь преодолеть в себе греховные наклонности. Оттого в их сердцах все дурное укореняется и заглушает собою все хорошее, точно так, как дурная трава заглушает хорошую.

А посеянное на доброй земле означает тех, в сердце которых посеянное слово сохраняется в чистоте и приносит обильный плод.

Так должно быть со словом Божиим, посеянным в сердца наши. Если мы постараемся отогнать от себя все худые мысли, если мы усердно будем просить Бога, чтобы Он помог нашим добрым намерениям, тогда слово Божие принесет в нас богатые плоды. Привычка к добру укоренится и усилится. Мы всякий день будем все более исправляться от грехов своих, делаться лучше, терпеливо переносить страдания и лишения, посланные нам волею Божией, и деятельно и с любовью исполнять заповеди Господни.


Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.

Обычно, желая подчеркнуть важность чего-либо, мы повторяем это несколько раз. Так же и в Слове Божьем: если что-то повторяется несколько раз, значит, это особенно важно и следует уделить этому особое внимание. Одним из таких отрывков, который неоднократно повторяется, является притча о сеятеле. И действительно, из всех четырех жизнеописаний Иисуса Христа, данная притча встречается трижды. Поэтому давайте исследуем ее и посмотрим, чему особенно важному Господь хочет научить нас в этой притче.

1. Притча

Притча о сеятеле записана в Матфея 13:1-8, Марка 4:1-9, и в Луки 8:4-8. Возьмем за основу повествование от Луки, где мы читаем:

Луки 8:4-8
«Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

Момент, в который Иисус решил рассказать эту притчу, был выбран им не случайно. Действительно, как сказано в четвертом стихе: «Когда же собралось множество народа , и из всех городов жители сходились к Нему, Он [увидев, что к нему идет множество народа – прим. авт.] начал говорить притчею …». Иисус говорил эту притчу, когда много людей пришло к Нему послушать Слово Божье. Как мы увидим, притча будет о слушании Слова Божьего. Поэтому Иисус, говоря эту притчу, хотел, чтобы все, приходящие к Нему послушать Слово, осознавали, какая возможность выбора будет им предоставлена.

2. «При дороге»

Посмотрев на вышеприведенный отрывок из Евангелия от Луки, мы можем сказать, что эта притча о семени, которое попадает в четыре разных вида почвы, первый из которых был «при дороге». Как сказано в Луки 8:5:

Луки 8:5
«…вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его».

Одно из посеянных семян упало «ПРИ дороге» и потому не взошло и не принесло никакого плода, но было потоптано и съедено птицами.

Толкование этой части притчи приводится несколькими стихами ниже. Итак, в Луки 8:11-12 говорится:

Луки 8:11-12
«Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись».

Также в Матфея 13:19 , в толковании той же самой части притчи, говорится:
«…ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его--вот кого означает посеянное при дороге».

Согласно вышеприведенным отрывкам, семя, которое сеется, это СЛОВО БОЖЬЕ, или «слово о Царствии». Однако это Слово не везде дает одинаковый результат, так как его плодоносность зависит от земли, в которую оно падает. Один из возможных видов почвы - это земля «у дороги», которая, согласно толкованию притчи, обозначает людей, хотя и слушающих Слово Божье, но не разумеющих его. Что имеется в виду под словами «не разумеют» - об этом мы узнаем из контекста притчи. Так, греческое слово, переводимое в приведенном выше отрывке как «разумеющий», - производное от глагола «suniemi», которое в Евангелии от Матфея 13 главе используется шесть раз, пять из которых – в отношении нашей притчи. Так, в Матфея 13:13-15 сказано:

Матфея 13:13-15
«…Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют [греч.: «suniemi» - прим. авт.], и сбывается над ними [над тем, кто видя не видит и слыша не понимает – прим. авт.] пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите--и не уразумеете [греч.: «suniemi» - прим. авт.], и глазами смотреть будете--и не увидите, ИБО [по этой причине они, хотя и слышат, но не понимают. – прим. авт.] огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами , и не уразумеют [греч.: «suniemi» - прим. авт.] сердцем , и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Такой человек, хоть и слышит Слово, сердцем своим (духом своего ума) он его не разумеет. Здесь, в притче о сеятеле, имеется в виду не простое умственное понимание Слова. Скорее, это понимание, принятие Слова всем свои сердцем, духом ума. Поэтому-то результат, который принесет семя Слова, и будет зависеть от почвы, от сердец слушающих Слово. Одно и то же семя, попадая в разную почву, т.е. в разные в качественном отношении сердца, дает разный результат. Если сердце огрубело, тогда семя Слова Божьего будет подобно семени, падающему при дороге. Оно не взойдет и, конечно же, совсем не принесет плода. Как сказано во 2 Послании к Коринфянам 4:3-4 и Ефесянам 4:17-19:

2 Коринфянам 4:3-4
«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы , чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».

И в Ефесянам 4:17-19
«Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме , отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их . Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью».

Есть люди, для которых Слово Божье «закрыто» и которые не могут «уразуметь» его, не потому что Слово Божье трудно для понимания, но потому что их сердца огрубели, стали жесткими, не позволяя семени Божьего Слова прорастать.

Также, греческое слово, переведенное в отрывке из Ефесянам как «помрачены», - это слово «porosis», что означает «бесчувственность». То же самое слово используется в Марка 3:5 для описания сердец характерной группы людей, которые так сильно преследовали Иисуса - фарисеев:

Марка 3:5
«И, [Иисус] воззрев на них [то есть, на фарисеев (см. Марка 2:24) – прим. авт.] с гневом, скорбя об ожесточении сердец их [греч.: «porosis» - «бесчувственность» – прим. авт.]…»

Рядом с фарисеями был Сам Сын Божий Иисус Христос!!! Они слышали и видели величайшего Учителя, величайшего из когда-либо живущих на земле. И все-таки они в Него не верили. Почему? Потому что сердца их огрубели, т.е. были очень жесткими и неподходящими для принятия и роста семени Слова. Не семя – Слово Божье - было тому виной, а ЗЕМЛЯ, их жесткие сердца.

3. «Иное упало на места каменистые»

Рассмотрев первый вид почвы, в которую падает семя Слова Божьего, давайте теперь перейдем ко второму. О нем в Матфея 13:5-6 сказано:

Матфея 13:5-6
«…иное [семя] упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло»

Семя может прорастать в разных видах почвы. Но не во всех из них оно выживет и будет приносить плод. Одна из почв – это та, в которой семя, которое, хотя и взошло первоначально, в конечном итоге не смогло прижиться, находясь в каменистой земле. Причина, по которой семя не прижилось - в том, что камни не позволяют ему пускать глубоко корни, что необходимо для поиска влаги. Поэтому, как только подует ветер, оно засыхает.

Обращаясь к Евангелию от Марка для толкования этой части притчи, читаем:

Марка 4:16-17
«Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его , но не имеют в себе корня и непостоянны ; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются ».

Как видим, каменистую почву представляют собой люди, слушающие Слово Божье и сразу же принимающие его, даже с радостью. Однако это ненадолго, ибо, когда возникают скорби и гонения, такие люди так же быстро отпадают. Очевидно, что проблема, которая, в конечном итоге, и является причиной их отпадения, в том, что они очень слабы в скорбях и гонениях. Поэтому, когда дьявол выстраивает подобные события против них, они тут же отпадают. Причина их отпадения не в том, что скорбь для них слишком невыносима, ибо во 2 Коринфянам 4:17, 1 Коринфянам 10:12-13 и 1 Петра 5:10 говорится, что при искушении нам будет дано и облегчение, так чтобы мы могли перенести (1 Коринфянам 10:12-13). Причина в том, что они не хотят оказывать даже малейшее сопротивление дьяволу (как говорится в этом отрывке: они «тотчас соблазняются»). В Иакова 4:7 сказано:

Иакова 4:7
«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и [в результате вашего противостояния – прим. авт.] убежит от вас».

Также в 1 Петра 5:8-9 говорится:
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою , зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».

Если мы не противостанем дьяволу, он от нас не убежит. Другими словами, он поглощает тех, кто ему не противостоит. К категории потенциальной мишени для дьявола относятся также люди с ожесточенным сердцем. Когда приходит дьявол и приносит скорби, они тотчас же становятся для него легкой добычей. Они хорошо начинают, но, к сожалению, плохо заканчивают.

4. Третья категория

Рассмотрев две первые категории людей, слышащих Слово, перейдем теперь к третьей. В Марка 4:7 говорится:

Марка 4:7
«Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода».

Третий вид почвы, в которую падает семя, - это тернистая земля. Зерно, падая в такую почву, заглушается терниями и, следовательно, не приносит плода. Для понимания того, что имеется в виду в этой части притчи, перейдем к Марка 4:18-19, где написано:

«Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода».

К сожалению, эта третья категория людей тоже не благополучна. Проблема этих людей в том, что Слово Божье сосуществует в их сердцах вместе с заботами века сего, обольщением богатством и другими пожеланиями». В конечном итоге, все это становится терниями, препятствующими росту Слова Божьего, заглушающими его и делающими его неплодоносным. В противоположность тому, как поступают люди этой категории, Иисус сказал:

Матфея 6:25-34
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы ».

Прежде всего – дела Царства Божьего, а потом – все остальное. Если мы применяем этот принцип, то все остальное нам будет прилагаться. Однако, если мы его не применяем и на первое место ставим заботы и все остальное, что представляется нам важным, это приведет к тому, что Слово не сможет вырасти и принести плод.

Череда забот этого мира, обольщение богатством и другие пожелания – это очень серьезно. В статье этот вопрос рассматривается отдельно.

5. «Иное упало на добрую землю»

Подходя к этому моменту, мы уже рассмотрели три вида почвы, куда упало семя Слова Божьего. К сожалению, ни в одной из почв оно не смогло принести плода. Так, первая почва, которая была «у дороги», была настолько твердой, что семя даже не смогло взойти. Вторая тоже была каменистой, в которой семени невозможно пустить глубокие корни. И, наконец, третья была тернистой, заглушающей семя, так что оно не могло приносить плод. Теперь, когда мы рассмотрели три эти категории, не приносящие плод, пришло время для нас взглянуть на ДОБРУЮ почву, приносящую плод. В Матфея 13:8 о ней говорится:

Матфея 13:8
«иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».

И здесь же, в Матфея 13:23 , приводится толкование:
«Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего [греч.: «suniemi» - прим. авт.], который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

В этот раз семя упало не при дороге, не на каменистую землю и не в тернии, а на добрую землю , в сердца людей, слушающих Слово и разумеющих [греч.: «suniemi»] его. Луки 8:15 дает объяснение, кто такие «разумеющие его»:

Луки 8:15
«а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении…».

Как мы, возможно, помним, люди из первой категории не могли «разуметь», принять Слово, так как сердца их огрубели, стали жесткими. Люди же, принадлежащие четвертой категории, наоборот, разумеют Слово, помещая его в свои добрые и чистые сердца . У людей этой категории есть все, чего нет у остальных трех категорий, не приносящих плод. Если у людей в первой категории сердца были грубыми и жесткими, то здесь сердца добрые и чистые . Люди из второй категории были неспособны переносить трудности и при первых скорбях тотчас же отпадали, люди же этой категории - терпеливы (они «приносят плод в терпении », как говорится в этом отрывке) и не сдаются. Наконец, если в третьей категории Слово Божье было заглушаемо различными заботами и пожеланиями, которые становились на первое место в жизни, то здесь Слово ХРАНИТСЯ в сердцах людей, продолжая оставаться главным приоритетом. Эта категория приносит плод. Как сказал Христос в Иоанна 15 главе:

Иоанна 15:1-2, 4-5, 8, 16
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой--виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода … Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне . Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода ; ибо без Меня не можете делать ничего… Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками… Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал , дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам».

Бог очищает каждую ветвь, приносящую плод, чтобы она могла принести больше плода. Чем больше плода она приносит, тем более прославляется Господь.

6. Заключение

В заключение: Слово Божье могут слышать разные люди, но и результат их слушания будет разный, в зависимости от разного качества сердец, слушающих Слово. Так, одни отвергнут его, другие примут, но до первых гонений и скорбей, третьи примут, но, в конечном итоге, поставят его на последнее место, отдавая приоритет другим вещам (заботам, богатству, другим пожеланиям). И, наконец, некоторые сохранят его в добром и чистом сердце, принося плод. Поэтому Иисус, заканчивая толкование притчи, сказал: «…наблюдайте, как вы слушаете» (Луки 8:18). Важно не просто слушание Слова, но и то, как мы его слушаем, потому что многие слушают его, но только те, кто слушают его и хранят в добром и чистом сердце, будут приносить плод. Да будем все мы в числе этих людей и да пребудем мы среди них всегда.

Весь мир есть одна долгая притча, составленная из бесчисленного количества притч.

Как всякая притча имеет конец, так преходящ и мир сей, и все то, что в мире. Но духовное ядро, скрывающееся в скорлупе всех притч, остается крепким и не гниет.

Люди, которые этими притчами питают лишь очи и уши, остаются голодными духом. Ибо дух питается ядром притч сих, а они не в состоянии добраться до этого ядра.

Недуховный, плотской человек питается зеленой листвой многочисленных притч и всегда остается голоден и обеспокоен голодом. Духовный человек ищет ядро этих многочисленных притч и, питаясь им, бывает сыт и спокоен.

Притчами являются и все существующие вещи, ибо все они, как зеленые листья или как скорлупа, окружают скрытое ядро. Притчи суть и все происходящие события, ибо и они - лишь одежда для духовного содержания, духовного ядра, духовной пищи.

Помещённый в этот мир человек словно погружен в море премудрости Божией, выраженной в притчах. Но тот, кто смотрит на сию премудрость только очами, не видит ничего, кроме платья, в которую она облечена; смотрит и видит одеяние природы, но дух и ядро природы не видит; слушает и слышит природу, но слушает и слышит бессмысленные голоса, а смысла не понимает. Ни оком нельзя увидеть сердцевину природы, ни ухом уловить смысл ее. Дух обнаруживает дух; осмысление находит смысл; разум встречается с разумом; любовь чувствует любовь.

Воистину, беден и жалок этот мир, ибо быстро преходит, и тот, кто прилепится к нему как к чему-то, имеющему самостоятельную ценность, непременно падет и застонет от боли и стыда. Но мир есть богатая сокровищница поучительных притч, и тот, кто будет так его воспринимать и таким образом им пользоваться, не падет и не посрамится.

И сам Господь наш Иисус Христос в поучение людям часто использовал притчи, изображающие природу, то есть вещи и события мира сего. И часто Он брал для поучений обычные вещи и обычные события, чтобы показать, сколь питательное ядро и сколь глубокое содержание во всех них скрывается. В необыкновенных и редких происшествиях - например, в падении звезд, землетрясениях, больших войнах и т.п. - и обычные люди ищут некое духовное значение. Но только необыкновенные люди ищут и находят духовный смысл и в обычных, часто происходящих, ежедневных событиях. Самый Необыкновенный среди всех необыкновенных, когда-либо ходивших по земле, Господь наш Иисус Христос, как нарочно выбирает из мира сего самые заурядные веши, чтобы открыть людям тайну вечной жизни. Ведь что может быть обычнее соли, закваски, зерна горчичного, солнца, птиц, травы и лилий полевых, пшеницы и плевелов, камня и песка? Никто из ежедневно смотрящих на них лишь очами и не подумали бы искать в них сокровенные тайны Царства Божия. А Христос остановился именно на этих предметах и обратил на них внимание людей, открыв неизмеримые небесные тайны, скрываемые под внешним их видом. Точно так же просты и обычны события, которыми Господь пользовался, чтобы показать и объяснить всю духовную жизнь человека, или всю историю человеческого падения и спасения, или конец света и Страшный Суд, или милость Божию к грешникам. Веками люди смотрели на обычные события, похожие на те, что описаны в притчах о сеятеле и семени, о пшенице и плевелах, о талантах, о блудном сыне, о злых виноградарях, но никому и в голову не приходило, что под листвою этих событий скрывается ядро, столь питательное для духа человеческого, пока Господь Сам не рассказал сии притчи, не растолковал их значение и не показал их ядро.

Сегодняшнее Евангелие излагает известную Христову притчу о сеятеле, которая внешне рассказывает о весьма обычном событии, но в своей внутренней сердцевине скрывает Самого Господа Иисуса Христа, и человеческие души, и учение Евангельское, и причину гибели и путь спасения человеческих душ - всё сразу.

Вышел сеятель сеять семя свое . Сколь простое, столь и торжественное начало! Оно означает: пришло время посева, морозы и снега подготовили землю, пахари вспахали, весна пришла, и - сеятель вышел сеять. Вышел сеятель из дома своего, на ниву свою, сеять семя свое - не чужое, но свое. Сие есть внешняя простота; а вот внутренняя глубина: сеятель есть Христос, семя - животворящее Евангельское учение. Род человеческий тысячелетиями мук и страданий, блужданий и воплей разрыхлен и приготовлен к принятию Божественного семени живоносного учения; пророки распахали ниву душ людских, и Христос воссиял, словно весна после долгой леденящей зимы, и, подобно сеятелю, вышел сеять. Пророки суть пахари, а Он - сеятель. Если пророки посеяли кое-где семена, то семена те были не их, но заимствованные у Бога. А Христос вышел сеять Свое семя. Приходившие до Христа лжеучители брали семя у диавола и сеяли его в мире как свое. А Христос не заимствует ни у кого, но истинно сеет Свое семя. Вышел сеятель - но откуда вышел и куда? Вышел Сын Божий из вечных недр Отца Своего, но все-таки не отделился от сих недр. Вошел в тело человеческое, чтобы как Человек послужить людям. Вышел, как свет солнечный, не раздельный с солнцем. Вышел, как дерево из корня, от корня своего не отделяющееся. Души человеческие - Его нива; и Он вышел на Свою ниву. Мир чрез Него начал быть , а Он пришел в мир - значит, Он вышел на Свою ниву. Души человеческие чрез Него начали быть - и Он пришел к своим - значит, Он вышел на Свою ниву. Итак: из Своей обители Он вышел и пришел на Свою ниву, чтобы сеять Свое семя. Это настоящий Сеятель, со всех сторон окруженный миром из-за неоспоримости Своих прав на собственность и из-за чистоты и истинности путей Своих. Не таков Он, каковы выходящие из чужого дома, приходящие на чужое поле и сеющие чужое семя рабы, которые порою в злобе своей забываются и присваивают чужое, называя его своим - потому их окружает беспокойство и страх.

И когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: ! Эти последние слова указывают, что в притче есть сокровенный смысл. Ибо все люди имеют уши и без труда могут слышать голос и слова сей притчи, но не все имеют слух духовный, чтобы слышать дух, что дышит в ней. Потому Господь говорит: кто имеет уши слышать, да слышит !

Вся эта притча ясна и правдива, даже если видеть в ней просто описание одного из обычных событий. Всякий земледелец смог бы подтвердить на основании своего собственного опыта, что, действительно, именно так и происходит с посеянными на ниве семенами. И всякий может поведать вам о своих трудах и муках на поле: сделать так, чтобы через него не ходили, выбрать из почвы камни, выкорчевать и сжечь терние - и, таким образом, всю ниву превратить в добрую землю. Но притча сия рассказана не ради того в ней, что каждому известно, но ради сокровенного смысла, ранее не известного никому. Она рассказана ради глубокой, вечной, духовной истины, в ней скрывающейся.

Нива представляет собою души человеческие; различные участки нивы означают разные человеческие души. Одни души - словно полоса при дороге; другие - как каменистая часть нивы; третьи - как место, заросшее тернием; а четвертые - как добрая земля, удаленная от дороги и очищенная от камней и терния. Но почему сеятель бросает семя не только на добрую землю, но и при дороге, и на камень, и между тернием? Потому что Евангелие открыто всем и не ограничено какой-то одной группой людей, как было со многими самозванными учениями греков и египтян, темными и чародейскими, целью которых была скорее власть одного человека или группы людей над всеми остальными, чем спасение душ человеческих. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф.10:27). Так заповедал Господь Своим ученикам - главный Сеятель другим сеятелям. Далее, и потому еще, что Бог желает спасения всем человеческим душам, ибо Он хочет, чтобы все люди спаслись (1Тим.2:4), не желая, чтобы кто погиб (2Пет.3:9). Если бы Господь сеял Свое Божественное учение лишь среди добрых людей, тогда у злых была бы отговорка, что они даже не слышали о Евангелии. И, таким образом, свою погибель они приписывали бы Богу, а не собственной греховности. Но между тем они погибнут не по Божией вине, ибо Бог праведен и никакая вина не может даже приблизиться к свету Его правды.

В том, что три части семян пропали, виновен не сеятель и не семена, а сама земля. В том, что многие люди погибнут, не будет вины ни Христа, ни Его святого учения, но самих этих людей. Ибо они не вложат ни труда, ни любви, чтобы взрастить принятое семя; чтобы защитить его от сорной травы; чтобы закопать его в плодородную глубину души своей и сохранить его до принесения плода и до жатвы. Но хотя три части нивы останутся бесплодны, слово Божие даст обильную жатву. Как и сказал Бог чрез пророка: слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его (Ис.55:11). То, что некоторые люди не воспользуются словом Христовым, не значит, что слово сие посеяно напрасно. Богу все возможно: Он может сделать так, что из-за этого его жатва на доброй земле станет обильнее. В худшем случае, слово Его возвратится к Нему, если не иначе, то как талант, закопанный злым рабом или как мир, принесенный дому и им не принятый. Как повелел Господь апостолам приветствовать каждый дом, в который они входят, говоря: «Мир дому сему». И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится (Мф.10:12-13).

Но послушаем лучше, как Сам Господь раскрывает внутренний смысл сей притчи. Ибо это одна из редких в Евангелии притч, которые Христос истолковал Сам. А истолковал потому, что Его об этом попросили апостолы:

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют . Ученикам эта притча именно из-за своей простоты казалась непонятной и с трудом применимой к духовной жизни. По евангелисту Матфею, ученики сперва задали вопрос: для чего притчами говоришь им ? Евангелист Лука вопрос сей пропускает и приводит второй: что бы значила притча сия ? Христос отвечает им на оба вопроса. Прежде всего Он проводит различие между Своими учениками как слушателями и прочими слушателями. Хотя ученики были простецы, благодать Божия была на них; и хотя они в то время еще не были совершенны, все-таки их духовное зрение стало достаточно острым для познания тайн Царствия Божия. Им иногда можно было говорить и прямо, без притч; но прочим говорить без притч было невозможно. А что и апостолам не всегда можно было говорить без притч, мы видим из последней беседы с ними Христа: Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами (Ин.16:25). Почему же он говорит в притчах народу? Так что они видя не видят и слыша не разумеют . То есть: если бы Я говорил им прямо и без притч, они смотрели бы телесными очами и не видели ничего и слушали бы телесными ушами и не разумели ничего. Ибо духовные предметы не видимы для телесных очей и не слышимы для телесных ушей. А что сии слова имеют именно такой смысл, ясно из этого же предложения у евангелиста Матфея, у которого оно построено несколько иначе: потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют . То есть: когда Господь говорит им обнажённые духовные истины, не облаченные в притчи и сравнения с вещами и событиями сего видимого мира, они не видят этих истин, они их не слышат и не разумеют. Все духовные истины суть из мира иного, из мира духовного, Небесного; и лишь духовным зрением, слухом и разумом можно их заметить и постичь. Но эти духовные истины показаны в мире сем в одеянии вещей и событий. Многие люди потеряли зрение, слух и разум для духовных истин. Многие смотрят лишь на одеяние, слушают лишь внешний глас и понимают лишь внешние свойства, формы и природу вещей и событий. Это плотское зрение, плотской слух и плотской разум. Господь наш Иисус Христос знал слепоту людей, и потому как премудрый Учитель, руководил людей, ведя их от материальных предметов и физических фактов к духовным. Потому он и говорит им в притчах, то есть в единственно доступном их зрению, слуху и разуму облике.

Ответив таким образом на первый вопрос, Господь переходит ко второму: Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись . Народу Господь сказал: было потоптано, и птицы небесные поклевали его , а ученикам говорит: приходит диавол и уносит слово из сердца . Первое означает второе; второе является объяснением первого. Как семя, упавшее при дороге, топчут люди и клюют птицы, так диавол топчет и клюет посев Божий, слово Божие в сердце человеческом. Потому мудрый домовладыка огораживает ниву и отводит от нее дорогу; и потому мудрый человек заграждает путь чрез сердце свое, чтобы злой дух не ходил в нем и не топтал, не губил того, что Богом в сердце человеческом посеяно. Если мы прокладываем через сердце свое дорогу, то по этой дороге бродит туда-сюда толпа людей и бесов. Тогда Божественное семя стирается и пропадает, а толпа не только топчет семя Божие, но еще и сеет свое семя зла. Такое неогражденное и для всякого открытое сердце подобно жене прелюбодейной, изменяющей своему мужу и делающей себя смрадной помойной ямой и бесплодной дорогой, на которую охотнее всего слетаются хищные птицы небесные, то есть бесы. Никакая душа человеческая столь им не мила, сколь та, что сделала себя проезжею дорогой. На камне и между тернием семя хотя бы взойдет, но на дороге оно не может даже прорасти из-за путников и прохожих, и его сразу затопчут ноги и растащат бесы. Божественное семя произрастает и приносит плод лишь в девственной душе, коя представляет собою не проезжую дорогу, а ограждённую и охраняемую ниву. Если бы возникла потребность объяснить притчу притчей, то притчу о семени при дороге лучше всего объяснила бы притча о блуднице.

Почему диавол уносит слово Божие из сердца людей? Это Господь объясняет словами: чтобы они не уверовали и не спаслись . Из сего ясно, что вера в слово Божие есть основа нашего спасения. У того, кто долгое, долгое время не сохраняет в сердце своем слово Божие - и только лишь слово Божие, сердце не может согреться верой, следовательно, и душа его не может спастись. Пока сердце еще не согрето словом Божиим, диавол спешит похитить и унести слово Божие из сердца. Блажен тот, кто хранит слово Божие в сердце как величайшее сокровище, не позволяя ни людям, ни бесам топтать и растаскивать сей святой посев.

А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают . Поначалу они с радостью принимают, некоторое время веруют и, наконец, из страха отпадают. Как невольник, который, много лет проведя в темнице, увидел, что кто-то распахнул его дверь и крикнул: «Выходи, ты свободен!» Сперва он радуется и начинает собираться, чтобы выйти; но когда подумает о том, что ему придется привыкать к новому образу жизни и новым делам, пугается этого нового, неизвестного и с большею охотой снова удаляется в темноту, сам закрывая перед собой двери темницы.

У боязливых людей сердце слишком земляное и от того окаменевшее. Слово Божие лучше всего растёт при внешних бурях и ветрах, словно горные сосны. Но боязливый, с радостью принявший слово Божие, пугается бурь и ветров и отпадает от слова Божия, отвергает его и снова прилепляется к своей земле. Земля приносит быстрые плоды, а плодов слова Божия надо ждать. При этом боязливого терзает сомнение: «Если я упущу сии плоды земные, которые держу в руках, то кто знает, дождусь ли и вкушу ли плодов, обещанных мне словом Божиим?» И так боязливый усомнится в Боге и уверует в землю; усомнится в истине и уверует в ложь. И вера, не пустив корня в его окаменевшем сердце, исчезает, и слово Божие, посеянное на камне, возвращается к своему Сеятелю.

Подобных боязливых людей и сегодня много между нами. На поверхности их сердца зазеленела вера в Бога. Но земля весьма неглубока, а под нею - твердый камень. Когда для них воссияет великое солнце правды Божией, при свете которого они видят, что слово Божие требует глубины, что оно простирает свои корни до самого дна сердечного, и до дна души, и до дна ума, - тогда они пугаются. Они еще согласились бы пустить Бога в свою переднюю, приберегая все остальные комнаты для себя. Но когда они увидели, что Бог есть солнце, в близи которого ни одна комната не может оставаться во тьме, их охватил страх. А когда для такого человека еще и настанет скорбь или гонение за слово (это и есть бури и ветры), он тотчас соблазняется . Шаткость в вере есть служение одному господину и обещание службы другому. Колеблющиеся на деле служат диаволу, а обещают служить Богу. Но как Бог поверит их обещаниям, если они не уверовали в то, что обещал Он Своим словом?

А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода . Заботы суть терние, любовь к богатству - терние, наслаждения житейские - терние. Когда между сим тернием упадет слово Божие, оно всходит, но не вырастает, и на нем не вызревает плода, ибо терние заглушает его. Слово Божие не может произрастать в тени чего бы то ни было. Оно растет лишь на такой ниве, на которой является основным посевом и покрывает своею тенью все остальное. Под заботами здесь подразумеваются заботы о временной жизни; под богатством - богатство внешнее; под наслаждениями - наслаждения мирские, плотские, преходящие и тленные. Это волчцы, среди которых чистейшая и нежная травка Божия не растет. Апостол Петр говорит: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (2Пет.5:7). Одну-единственную заботу возлагает на нас Господь - заботу о душе, о спасении души. Но сие есть величайшая забота, и если об этом позаботиться, то всё остальное позаботится само о себе. Все прочие маленькие заботы заглушают семя сей величайшей заботы, а без нее и от них нельзя избавиться, даже если бы человек прожил с ними на земле тысячу лет. Истинное богатство даруется Богом, а не похищается у людей или природы. Надеющийся на богатство свое упадет (Притч.11:28). Такой человек умрет озлобленным и неудовлетворенным и, словно нищий, нигде ничего не имея, предстанет на Суд Божий. А наслаждения? Не являются ли и они волчцами и тернием, заглушающими слово Божие? Се, послушаем того, кто буквально купался в наслаждениях житейских, послушаем царя Соломона, который признается, говоря о себе: Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем (Еккл.2:10-11)! А вот что провозглашает отец Соломона, мудрейший его: Оправдания Господня права, веселящая сердце (Пс.18:9); Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть (Пс.118:111); Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу (Пс.119:162). Итак, истинное наслаждение, богатство, радость и веселье суть в слове Божием. Все богатство мира сего, все его наслаждения и радости по отношению к богатству, наслаждениям и радости мира духовного, Царствия Божия, - лишь скорлупа, лишь притча.

А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит ! Добрая земля - это добрые души, души, жаждущие правды и алчущие любви. Как жаждущий олень в поисках источников водных, устремляются сии добрые души по сухой пустыне этого мира, желая погасить свою жажду и глад правдою вечной и любовью непреходящей. И когда в такие души падет роса и манна небесная со Христовых уст, они купаются в радости, и возрастают до небес, и приносят бессчетные плоды. Чрез души сии ведет один только путь, и им идет только Христос; для всех остальных путников и прохожих путь этот прегражден. В душах сих нет камней и терния, но лишь чистая, плодородная и разрыхленная земля, на которой растет только один посев - тот, что посеян Господом нашим Иисусом Христом. Сказано: хранят его в добром и чистом сердце . Добрые люди не хранят слово Христово записанным на бумаге, ибо бумага находится вне человека и может потеряться; и не хранят его лишь в памяти, ибо память находится на краю человеческого сознания, и слово Божие может забыться. Хранят они его в самом центре себя, в сердце своем, в сердце добром и чистом, где слово не теряется и не забывается, но, как закваска, поднимается, как пшеница, плодоносит, как вино, веселит сердце человека и, как елей, помазует всю жизнь человеческую, так что она сияет, подобно солнцу.

Какой урожай приносит слово Христово на доброй земле? Иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать . Так Господь сказал по бесконечной Своей милости и снисхождению к людям. Он не требует со всех людей одинаково, но от одних больше, от других - меньше: лишь бы как можно больше душ спаслось и наследовало Царствие Небесное. Евангелист Лука упоминает только о сторичном плоде - принесло плод сторичный - чтобы в общем показать обилие урожая на доброй земле. А Матфей и Марк говорят не об обилии урожая вообще, но о трёх различных количествах плодов, которые удовлетворяют Домовладыку. Этим выражается та же мысль, что и в притче о талантах. И к рабу с десятью талантами, и к рабу с четырьмя талантами Господь обращается с одинаковыми словами и равно их награждает: хорошо, добрый и верный раб! - войди в радость господина твоего (Мф.25:21-23). Ибо и Царствие Небесное имеет ступени величия и власти, и не все спасённые создания находятся на одной ступени, хотя все - в несказанном сиянии и неизреченной радости. Кто имеет уши слышать, да слышит ! Словами сими завершил Господь и толкование притчи, как до этого теми же самыми словами завершил пред народом саму притчу. Да еще и возгласил сие. Два раза Он повторяет одни и те же слова, и оба раза сказано: возгласил! Для чего? Для того, чтобы пробудить внутренний слух в оглохших людях. Чтобы эхом отозвалась жизненная мудрость Его сквозь многие столетия, и чтобы услышали о ней все поколения людей до конца времен. Потому-то Он повторно возглашает и повторно говорит: кто имеет уши слышать, да слышит ! Возглашает человеколюбивый Друг людей, единственный Друг тех, на кого, словно на брошенную падаль, набросились чёрные птицы небесные; возглашает, чтобы предупредить об опасности; возглашает, чтобы указать один-единственный узкий путь спасения из гнилостного горения и дыма этого мира; возглашает кроткий и благий Господь, ибо речь здесь идет ни о чём меньшем, как о спасении жизни человеческой: не о платье, не о доме, не об имуществе, но - о жизни. Он возвышает Свой глас не от гнева на людей, но подобно нежной матери, которая увидела чад своих среди змей - и закричала! Дети играют и не видят змей, а мать видит. А если дети и увидят змей, они не знают, как спастись, а мать знает. Потому мать и взывает к чадам. Потому Христос и взывает к людям, с начала до конца истории: кто имеет уши слышать, да слышит ! Да будет честь и слава Живому и Живоносному Господу и Спасу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О СЕЯТЕЛЕ И СЕМЕНАХ

Вышел сеятель сеять:

образ заимствован от занятия известного всем, а потому всем понятен. Сеяние – прекрасный образ проповеди слова Божия, которое, падая на сердце, смотря по состоянию оного, остается бесплодным или приносит плод.

Иное упало:

«Христос не сказал, что Он Сам (сеятель) бросил, но что семя упало» (Иоанн Златоуст)

При дороге:

которая идет через поле, следовательно – на месте твердом, которое не было возделано и на котором семя не попало в землю, но лежало на поверхности оной, где могли найти его птицы и поклевать.

Одно во сто крат и пр.:

смотря по тому, на сколько удобрена и приготовлена почва под посев, ибо и на одном поле не во всяком месте семя дает одинаковое количество плодов. Смысл сей притчи объяснен Самим Господом:

Ко всякому, слушающему слово и пр.:

семя означает слово Божие, сообщаемое человеку или устной проповедью, или чрез Священное Писание.

Не разумеющему:

у кого ум так омрачен или так отвердел от грубости, и сердце так огрубело во грехе, что он не понимает и не принимает слова Божия, которое ложится, так сказать, на поверхности ума и сердца такого человека, не пустив корней внутрь, лежит как семя на дороге, открытое для всех проходящих, птиц и ветра.

Приходит лукавый:

сатана или демон, который в притче представляется под образом птицы или птиц, поклевывающих семя, лежащее на поверхности дороги и не пустившее корней.

Кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его:

это те, кто, слыша проповедь евангельскую, увлекаются ею, как приятною новостью, иногда даже искренно, чистосердечно; им она нравится, им она приятна, они находят удовольствие в слушании ее. Но корня в их умах и сердцах слово не пускает, ибо такие люди непостоянны, легкомысленны и боязливы.

Когда настанет скорбь или гонение за слово:

когда нужно принести какую-либо жертву ради Евангелия, они соблазняются, изменяют вере своей и Евангелию, – они падают, как трава без корня глубокого, палимая лучами солнца; их вера не довольно тверда, чтобы перенести искушения эти, у нее нет корня в сердце.

В тернии:

терние означает заботы о временных благах и особенно обольщение богатством, которые поглощают время и внимание людей, не оставляя достаточно ни того, ни другого для удовлетворения и большего раскрытия потребностей духовных. В особенности богатство обольщает; хотя обыкновенно оно и не дает тех благ, какие обещает, но все более и более привязывает человека к себе и – так нередко до смерти, почему сребролюбие и считается материю всех зол (1 Тим. 6, 9 – 11). Не мудрено посему, что оно заглушает посеянное в сердце слово, и слово сие остается в таком человеке бесплодным. «Христос не сказал: век, но забота века; не сказал: богатство, но обольщение богатства. Итак будем обвинять не сами вещи, но испорченную волю; ибо можно и богатство иметь, и не обольщаться им, и в веке сем жить, и не подавляться заботами. И хорошо сказал Иисус Христос: лесть богатства, потому что все в богатстве лесть, имена только, а не действительность; удовольствие, слава, пышность и все подобное этому, суть только призрак, а не действительная истина» (Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский).

На доброй земле:

добрая земля – это человек, который оставив житейское попечение, предается водительству слышимого и уразумеваемого им слова о царстве Божием, которого сердце чистое открыто для действия сего слова, как земля открытая для плодотворного дождя и живительных лучей солнца. Слово евангельское пускает в ней глубокие корни, возрастает и творит плод веры и добрых дел, плод более или менее значительный, смотря по относительному достоинству почвы. «Виды добродетелей различны, различны и преуспевающие в духовной мудрости, смотря по тому, сколько кому дается по чистоте сердца» (Феофилакт Болгарский).

«Четвертая часть (семени посеянного) уцелела, да и та не одинаковый принесла плод, но большое и здесь различие. Из этого видно, что Иисус Христос предлагал Свое учение всем без различия. Не различает ни богатого, ни бедного, ни мудрого, ни невежду, ни беспечного, ни заботливого, ни мужественного, ни робкого; но со всеми беседовал, предлагая Свое учение, хотя и наперед знал, какие от этого будут плоды, дабы можно было Ему сказать: что Мне нужно было еще сделать и Я не сделал? От чего погибла большая часть семени? Это произошло не от Сеявшего, а от земли приемлющей, т.е. от души невнимательной... Но благоразумно ли, скажешь, сеять в терние, на каменистом месте, при дороге? Конечно, в отношении к семенам и земле это было бы неблагоразумно, но в отношении к душам и учению это весьма похвально. Справедливо стали бы обвинять земледельца за такой поступок, ибо камню нельзя сделаться землей, и дороге – не быть дорогой, тернию – не быть тернием; но не то бывает с существами разумными. И камню можно измениться и стать плодородною землею, и дорога может быть не истоптана проходящими и сделаться тучною почвою, и терние может быть истреблено и семена могут расти беспрепятственно. Ибо, если бы это невозможно было, то Иисус Христос и не сеял бы. Если же это изменение происходило не во всех, то причиной этого – не Сеятель, но те, которые не хотели измениться. Заметь еще и то, что не один путь погибели, но различные и один от другого далеко отстоящие. Ибо те, которые подобны дороге, суть нерадивые, беспечные и ленивые; а камень изображает только слабейших. Не одно и то же, когда учение теряет свою силу без всяких козней и притеснений, и когда оно бывает недействительно при искушениях. Те же, которые уподобятся тернию, виновнее всех прочих... Но если и земля хороша и сеятель один, и семена одни и те же, то почему одно семя принесло плод во сто крат, другое в шестьдесят, третье в тридцать? Здесь опять различие зависит от свойства земли, потому что и в хорошей земле много можно найти различия. Различие это зависит не от природы людей, но от их воли. И здесь открывается великое человеколюбие Божие в том, что Господь не одинаковой степени добродетели требует, но и первых приемлет, и вторых не отвергает, и третьим дает место» Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский).

Слово Божие Иисус называет семенем и сравнивает его со свечой по воздействию на человеческую душу, которая служит источником света во мраке и пронизывает его своими лучами. Поэтому человек получил Евангелие именно как свечу, и разве можно ее оставить без того, чтобы не употребить ее и не извлечь для себя пользы. К этому великому дару нельзя относиться безучастно и равнодушно. Им нужно пользоваться, ведь грех боится света. Дьявол, виновник греха, прячется в темных уголках души. Люди порочные под его влиянием не хотят, чтобы к ним в душу кто-нибудь заглядывал. Притча о сеятеле была рассказана Иисусом Христом и описана в Евангелии. И она на многое проливает свет.

В тот день Иисус вышел из дома и сел у моря. Вокруг него сразу собралось много народа. Тогда Он вошел в лодку, а все люди остались стоять на берегу. Стал он поучать их своими притчами. Одна из них - притча о сеятеле, который вышел сеять зерно. Одна часть его зерна рассыпалась по утоптанной дороге, и тогда налетели птицы и склевали его. Другая часть рассыпалась на каменистую местность, где и земли-то было немного, поэтому семена скоро взошли и тут же увяли из-за слабого корня. Иная часть семян упала в терновый куст, который не дал взрасти семени и заглушил его. Еще одна часть семян упала в добрую почву, что принесло многократные плоды (одни в тридцать, другие в шестьдесят, третьи во сто крат).

Притча о сеятеле. Толкование

Смысл ее очень подробно объяснил Сам Господь. К Его объяснению можно добавить только то, что сеятель - это Бог, семя - Божье слово, поле - весь народ мира, воспринимающий чудодейственные евангельские слова, которые помогают познавать истинного Бога. Слова эти - есть семя спасения и жизни, брошенное в сердце человека, прорастающее при благоприятных условиях и приносящее свои плоды, заключающиеся в добрых делах и святой жизни.

Притча о сеятеле проповедью звучит из уст православного священника. Таким образом он учит и наставляет своих прихожан на добрые дела.

Семя

Притча о сеятеле повествует о том, что в наше время, как и много веков назад, слово Божие носит в себе живую силу. Оно одинаково радует, трогает, волнует, смиряет, судит и утешает, тем самым затрагивая самые тонкие струны человеческой души.

Слово Божие всегда действует и бывает поострее меча. Оно живое и проникновенное, именно в нем скрыта вечная истина. Но как семя оно не всегда прорастает и не всегда дает урожай одинакового качества.

Почва

Как известно, хороший урожай дает удобренная земля. Человеческое сердце и есть та почва, о которой говорится в притче. Вся сила ее зависит от духовного состояния человека, которое и влияет на прорастание святого семени.

Рассказывая о судьбе семени, Господь обращает наше внимание на четыре рода условий, в которых оно может произрасти. Под этим подразумевается четыре вида устроения души и психики человека.

Проезжая дорога

Описывая первый тип, можно сказать, что сердце такого человека похоже на проезжую дорогу. Семя, попадающее на нее, не сможет пробиться и укрепиться, и поэтому птицы быстро уничтожат его. Вот что подразумевает притча о сеятеле, толкование ее имеет огромный поучительный смысл для человека.

К таким людям можно отнести грубые натуры животного склада, которые имеют исключительно материалистическое мировоззрение. Они цинично насмехаются над идеалами правды, доброты, красоты и всем тем, чему испокон веков поклонялось все человечество, что увлекало его на подвиги и сподвижническую жизнь. Выгода для таких людей важнее всего. Притча о сеятеле говорит о том, что чрево - их Бог, и поэтому слово Божье у них встречает стену безразличия, эгоизма и не проникает в глубину сердца.

Каменистая местность

Второй тип людей достаточно распространенный. Эти люди стремятся к любви и добру, в них быстрый и живой отклик получает каждое слово Божье, но оно не захватывает их настолько, чтобы начать трудиться над собою и бороться с враждебными силами.

Они будут слушать и загораться от евангельской проповеди о правде, любви и самоотвержении. Но как спичка через короткое время будут так же быстро гаснуть. Такие люди пойдут на подвиг, но совершенно не готовы к длительной работе, и в итоге в их сердце - «каменистая почва», на которой может прорастать только травка, как и те маленькие дела, на которые они только и способны. Такие люди очень самолюбивы и не готовы к самопожертвованию. В итоге - измена и отступничество.

Терние

Евангельская притча о сеятеле очень четко дает представления о наших душах, и какие они бывают разные. Третий тип людей может слышать слово Божие, но оно в них самих заглушается, потому что они служат одновременно и Богу, и мамону. Такой человек находится в постоянном водовороте мирских забот, он не борется с земными пристрастиями и поэтому становится их пленником. Семя в терние не прорастет, поэтому все безрезультатно.

Добрая почва

Четвертый тип - это цельные натуры с искренним и отзывчивым сердцем, их слова не расходятся с делом. Слушая слово Божье, они будут пытаться его исполнить. Но повиновение ему не может быть у всех одинаково совершенным и полным. Один выполнить может только третью часть, другой - две трети, и только малая часть людей исполняет его в совершенстве и полностью. Совсем немного таких людей, но как они ярко сияют на тусклом фоне отношения современных людей к Евангелию.

По снята и притча о сеятеле, мультфильмы и даже видеофильмы. Они очень подробно и понятно разъясняют нам суть этой мудрой истории.

Ведь притча о сеятеле (проповедь) учит тому, что когда почва подготовлена, то обработка самой души будет содействовать прорастанию семени слова Божьего. Как говорят старые правила аскетов: " Удобряй сердце молитвой, используй плуг покаяния, слезы сокрушения и выпалывай траву дурных страстей".

Поделиться: