Прозрение - по рассказам очевидцев. Здесь (1) по рассказам очевидцев (2) когда-то стояло богатое село

Погрузитесь во тьму мистических случаев, рассказанных со слов очевидцев. Потусторонний мир ежесекундно наблюдает за нами. Духи, призраки и демоны.

Тимофей любил смотреть фильмы ужасов, смачно жуя хрустящие чипсы.

Да какое это страшное кино. Ну, в принципе, с пивком потянет - храбрился пацан.

Пока не произошел с ним мистический случай.

Призрак живого человека

Шел Тимка сегодня навеселе. От дружбана. Как обычно с пивком и сигаретой Winston.

Круто провел время – Ленка аж слюни пускала от смачного удовольствия. И все-таки он супермен.

Никого не боится в районе: чуть что – сразу в пятак.

Очевидное и невероятное с ним никогда не случалось. До настоящей поры.

Тим, это я, Матвей - послышалось у него за спиной.

Пацан оглянулся и увидел приятеля, с мертвенно-бледным и нездоровым лицом.

Так ты же вроде дома остался - храбро вопросил Тимофей, делая глоток пенистого пива.

Друг подошел к нему вплотную, насквозь пройдя через мускулистое тело.

Пиво выпало из рук, весь хмель моментально улетучился.

Ты, кто, ты не Матвей, твою мать! Я не верю в мистику, слышь, харе меня подкалывать, понял? - дрожащим голосом пробасил паренек.

Не пускай меня на улицу… это все машина… - гортанно прокричал призрак и растворился перед глазами.

Моментально рука Тимы взялась за мобильный телефон.

Ты где, привет? Ты дома, чего молчишь, говори! - заорал в трубку испуганный парень.

У тебя с головой все в порядке, а? Тебе “котлы” в натуре подарить?! - возмутился приятель, как обычно ботая по фене.

На следующий день, протерев глаза и приняв прохладную ванну, Тимофей вспомнил про свой мистический случай.

Надо будет парням о нем рассказать. А пока можно догуливать последний выходной – воскресенье.

В понедельник, придя из училища, горе-студент решил позвонить своему закадычному другу.

К телефону долго никто не подходил…

Ответил отец.

Не звони сюда больше. Из-за тебя погиб мой сын. Гад, это ты виноват! Если бы ты его не напоил, он бы не пошел с утра похмеляться! Негодник, из-за тебя он попал под машину. Я его не пускал, уговаривал остаться, и с тобой, уродом, дружбу не водить! - вторил обезумивший отец и нажал на кнопку отбоя.

Ничего мистического в общем-то нет. Вероятно, случилось совпадение. И очевидец, рассказавший нам о происшествии, ровно один…

Мистический рассказ очевидца про ангела и демона

Не трогайте меня, пустите, коновалы хреновы - вопила девушка лет тридцати.

Она находилась в психиатрической больнице, окруженной заботливым санитаром с полуметровыми бицепсами.

Еще один укольчик и ты будешь спать. Как проснешься, расскажешь доктору о своем правдивом случае. Мы все тебе верим - усмехнулся бугай и скрутил хрупкую девушку.

Мила стала очевидцем дорожно-транспортного происшествия, в котором погибла ее лучшая подруга.

Она и раньше видела тонкий мир, но рассказать об этом никому не решалась. Скептики все равно ей не поверят, а то и нарекут сумасшедшей.

В момент, когда Лялю отбросило на метров двадцать, девушка увидела ангела и демона.

Существа спорили, и каждый отрицал слова оппонента.

Я ее к себе забираю. Помнишь, как она издевалась над братом? - аргументировал демон.

Она не заслужила страданий, мать за нее постоянно молилась, и тебе ли говорить про чужие грехи? - ответило существо с ангельской внешностью, выхватив из звериных лап порабощенную демоном душу.

Однажды через сибирскую деревню гнали партию каторжников. Остановились на привал, собрались деревенские - кто поглазеть, кто милостыню несчастным подать. Один из каторжан, молодой и красивый, начал разговаривать с пригожей девушкой, станичного атамана дочерью. А она, видать, забыла присловье: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся», - нос задрала и обозвала его всякими нехорошими словами. Он обиделся.

Ну, - говорит, - дева, попомнишь меня!
Когда партия каторжан ушла, та девушка вдруг, ни с того ни с сего, залезла на избу, на князек, и начала кукарекать. И так ее снять хотят и этак - не дается. Матушка ее смекнула: заколдовали девку за злое слово! - и закричала:
- Верните во что бы то ни стало того человека!
Ну, а конвой уже был далёко. Пришлось становому атаману запрягать лошадей, догонять конвой и оттуда возвращать каторжника. Он вернулся, поглядел на нее и сказал:
- Ну как, девушка, кукурекаешь? Слезай!
И она тотчас замолчала и позволила себя снять. Каторжник и говорит:
- Вот, милая, я хотел с тобой поговорить, как-то повеселить свою душу, а ты меня всяко обозвала. Так вот, в другой раз знай, что человека ты не знаешь, а обижаешь. Больше этого не делай.

Девушка с тех пор изменилась, стала очень вежливая, люди на нее нарадоваться не могли. А раньше только и знала, что нос задирать перед всеми.

Лесной человек

Вот произошел случай тут с женщиной. В чем-то она провинилась перед ним, что-то в лесу, наверно, не то делала, не то говорила. Пошла в лес по грибы с корзиной. А в лесах ее ждал человек. Он ее подманил к себе, посадил на спину и понес в лес. Ее очень долго искали.

Сутки ее нет, вторые нет, после стали молиться за нее. После этого, видимо, он ее со спины ссадил и наказал ей не говорить, где была, не сказывать никому. Люди ее видали, как она выходила к мельнице. Вся одежда была рваная, оборванная.

Она долго не говорила, что с ней было. Потом сказала все. И после этого прожила недолго — померла.

Зап. от Е. Д. Ивановой в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова и М. А. Арташина.

Млит

Мой отец лесовщик. Один раз они поехали с бригадой в лес, и у них там мужик пропал. Они его стали искать. Но в этот день не нашли. Только как в двух церквях молебен отслужили, нашли его на пне за тридцать километров от того места, где были с бригадой. Когда его спросили, что с ним было, он рассказал:

— Где я только не был, где я только не был, и кормили хорошо. Даже ноги не мочил, хотя через реки и болота шел. Это меня Млит на спине таскал. Все мне показывал.

Правда, после этого случая он скоро умер. Я своими глазами Млита видела. Как-то два года назад пошла в Ширту к сестре. Было это вечером. Иду-иду, и вдруг дорогу потеряла. Испугалась, стала молитву читать. Когда читала и увидела Млита. Он мне бородатым показался. Я молитву дочитала и дорогу нашла. А слыхала я, что Млит далеко уносит и уводит.

Зап. от Пелагеи Петровны Веселовой (1917 г. р.) в д. Бол. Лом Тоншаевского района в 1991 г. М. В. Белоус

Оборотень

Вот одна рассказывала. Сын у нее оборотнем сделался. Превратиться мог в кого угодно: в зверя, в птицу, в волка, в зайца. Она раз пошла куда-то, а заней кошка бежит, бежит за ней. Так всю дорогу и обратно. Пришла, взяла ножницы, и остригла ухо кошке-то. На следующий день смотрит — сын не поднимается с кровати, захворал.

Она посмотрела, а ухо у него нарушено. Так и сделался он у ней колдуном. Они колдуны-то, говорят, умирать не могут. Силу и колдовство свое отдать должны. А умирают они, только когда охлупень снимают с крыши.

Зап. от Наталии Григорьевны Пуртовой (1930 г. р.) в д. Керганы Шарангского района в 1991 г. И. Г. Фирова.

Суртан

Еще в 1924 году мой дед Кузьма Егорович Маяков рассказывал: Стояла огромная липа, потом она повалилась, сейчас от нее остался лишь пень. Люди приходили к этой липе и оставляли на специальной для этого тарелке деньги. Перед восходом солнца каждый раз старик Суртан с огромной бородой брал эту тарелку и тряс так, что вокруг слышался звон монет.

Этот звон монет и тарелки доходил до нашей деревни. Все слышно было. Мы, маленькие еще, пугались. Суртан жил в этой самой липе. У него была тропка от этой липы до леса. Ходить по этой тропинке боялись. Да же лошади не ходили по этой тропе: пугались. Они вставали на задние ноги, так упирались. Даже близко подходить к этой тропинке боялись.

Там мог ходить только Суртан. Он был марийским богом, вроде Иисуса Христа. Мой дед очень верил и ходил к этой липе. На моление можно было брать свою жену, а другим женщинам, детям ходить туда запрещалось. За это наказывали как следует.

Рас-ставь-те все не-до-ста-ю-щие знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те цифру(-ы), на месте ко-то-рой(-ых) в пред-ло-же-нии долж-на(-ы) сто-ять за-пя-тая(-ые).

Здесь (1) по рас-ска-зам оче-вид-цев (2) когда-то сто-я-ло бо-га-тое село. Сле-до-ва-тель сумел вос-ста-но-вить имен-но (3) по рас-ска-зам оче-вид-цев (4) по-сле-до-ва-тель-ность со-бы-тий.

По-яс-не-ние (см. также Правило ниже).

При-ве-дем вер-ное на-пи-са-ние.

Здесь, по рас-ска-зам оче-вид-цев, когда-то сто-я-ло бо-га-тое село. Сле-до-ва-тель сумел вос-ста-но-вить имен-но по рас-ска-зам оче-вид-цев по-сле-до-ва-тель-ность со-бы-тий.

«По рас-ска-зам оче-вид-цев» в пер-вом слу-чае - ввод-ные слова, вы-де-ля-ют-ся за-пя-ты-ми.

За-пя-тые долж-ны сто-ять на ме-стах 1, 2.

Ответ: 12|21

Правило: Задание 18. Вводные слова и обращение

В за-да-нии 18 про-ве-ря-ет-ся уме-ние ста-вить знаки пре-пи-на-ния при сло-вах, грам-ма-ти-че-ски не свя-зан-ных с пред-ло-же-ни-ем. К таким от-но-сят-ся и ввод-ные слова (кон-струк-ции, сло-во-со-че-та-ния, пред-ло-же-ния), встав-ные кон-струк-ции и об-ра-ще-ния

В ЕГЭ 2016-2017 года одна часть за-да-ний 18 будет пред-став-ле-на фор-мой по-вест-во-ва-тель-но-го пред-ло-же-ния с ввод-ны-ми сло-ва-ми

Дача (1) может быть (2) на­зва­на ко­лы­бе­лью, с ко­то­рой для каж­до­го из нас на­чи­на­лось по­сти­же­ние мира, по­на­ча­лу огра­ни­чен­ное садом, затем огром­ной ули­цей, потом участ­ка­ми и (3) на­ко­нец (4) всей за­го­род­ной сто­ро­ной.

Дру-гая часть (судя по де-мо-вер-сии и книге И.П. Цы-буль-ко Ти-по-вые эк-за-ме-на-ци-он-ные ма-те-ри-а-лы 2017) будет вы-гля-деть вот так:

Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те цифру(-ы), на месте ко-то-рой(-ых) в пред-ло-же-нии долж-на(-ы) сто-ять за-пя-тая(-ые).

По-слу-шай(1)быть может (2)когда мы по-ки-нем

Навек этот мир, где душою так сты-нем,

Быть может(3) в стра-не, где не знают об-ма-ну,

Ты (4) ан-ге-лом бу-дешь, я де-мо-ном стану!

Кля-ни-ся тогда по-за-быть (5)до-ро-гая(6)

Для преж-не-го друга все сча-стие рая!

Пусть (7)мрач-ный из-гнан-ник, судь-бой осуж-ден-ный,

Тебе будет раем, а ты мне - все-лен-ной!

(М.Ю. Лер-мон-тов)

Рас-смот-рим пра-ви-ла и по-ня-тия, не-об-хо-ди-мые для вы-пол-не-ния дан-но-го типа за-да-ний.

17.1 Общее по-ня-тие о ввод-ных сло-вах и ос-нов-ное пра-ви-ло их вы-де-ле-ния.

Ввод-ные слова - это слова (или сло-во-со-че-та-ния), грам-ма-ти-че-ски не свя-зан-ные с пред-ло-же-ни-ем и вно-ся-щие до-пол-ни-тель-ные смыс-ло-вые от-тен-ки. На-при-мер: Оче-вид-но , об-ще-ние с детьми раз-ви-ва-ет в че-ло-ве-ке мно-гие доб-рые свой-ства ; К сча-стью , тайна так и оста-лась тай-ной .

Дан-ные зна-че-ния пе-ре-да-ют-ся не толь-ко ввод-ны-ми сло-ва-ми, но и ввод-ны-ми пред-ло-же-ни-я-ми . На-при-мер: Вечор, ты пом-нишь , вьюга зли-лась.. . (Пуш-кин).

К ввод-ным еди-ни-цам при-мы-ка-ют встав-ные кон-струк-ции , ко-то-рые со-дер-жат раз-лич-ные до-ба-воч-ные за-ме-ча-ния, по-прав-ки и разъ-яс-не-ния. Встав-ные кон-струк-ции, как и ввод-ные, не свя-за-ны с дру-ги-ми сло-ва-ми в пред-ло-же-нии. Они резко раз-ры-ва-ют пред-ло-же-ние. На-при-мер: Жур-на-лы ино-стран-ной ли-те-ра-ту-ры (два) я велел вы-слать в Ялту ; Маша го-во-ри-ла с ним о Рос-си-ни (Рос-си-ни толь-ко что вхо-дил в моду) , о Мо-цар-те.

Глав-ная ошиб-ка боль-шин-ства пи-шу-щих свя-за-на с не-точ-ным зна-ни-ем спис-ка ввод-ных слов. По-это-му пре-жде всего сле-ду-ет вы-учить, какие имен-но слова могут быть ввод-ны-ми, какие груп-пы ввод-ных слов могут быть вы-де-ле-ны и какие слова ни-ко-гда не бы-ва-ют ввод-ны-ми.

ГРУП-ПЫ ВВОД-НЫХ СЛОВ.

1. ввод-ные слова, вы-ра-жа-ю-щие чув-ства го-во-ря-ще-го в связи со ска-зан-ным: к сча-стью, к не-сча-стью, к со-жа-ле-нию, к до-са-де, к ужасу, на беду, чего доб-ро-го…

2. ввод-ные слова, вы-ра-жа-ю-щие оцен-ку го-во-ря-щим сте-пе-ни до-сто-вер-но-сти того, что он ска-зал: ко-неч-но, не-со-мнен-но, ра-зу-ме-ет-ся, бес-спор-но, оче-вид-но, без-услов-но, на-вер-ное, воз-мож-но, верно, может быть, долж-но быть, ка-жет-ся, по всей ви-ди-мо-сти, по-ви-ди-мо-му, по су-ще-ству, по сути, думаю… Эта груп-па ввод-ных слов наи-бо-лее мно-го-чис-лен-на.

3. ввод-ные слова, ука-зы-ва-ю-щие на по-сле-до-ва-тель-ность из-ла-га-е-мых мыс-лей и их связь между собой: во-пер-вых, итак, сле-до-ва-тель-но, в общем, зна-чит, кста-ти, далее, впро-чем, на-ко-нец, с одной сто-ро-ны Эта груп-па также до-ста-точ-но боль-шая и ко-вар-ная.

4. ввод-ные слова, ука-зы-ва-ю-щие на при-е-мы и спо-со-бы оформ-ле-ния мыс-лей: сло-вом, дру-ги-ми сло-ва-ми, иначе го-во-ря, вер-нее, точ-нее, так ска-зать…

5. ввод-ные слова, ука-зы-ва-ю-щие на ис-точ-ник со-об-ще-ния: го-во-рят, по-моему, по сло-вам…, по слу-хам, по све-де-ни-ям…, по мне-нию…, на мой взгляд, пом-нит-ся…

6. ввод-ные слова, пред-став-ля-ю-щие собой об-ра-ще-ние го-во-ря-ще-го к со-бе-сед-ни-ку: ви-дишь (ли), зна-е-те, пойми, про-сти-те, по-жа-луй-ста, со-гла-сись…

7. ввод-ные слова, ука-зы-ва-ю-щие на оцен-ку меры того, о чем го-во-рит-ся: самое боль-шее, по край-ней мере…

8. ввод-ные слова, по-ка-зы-ва-ю-щие сте-пень обыч-но-сти ска-зан-но-го: бы-ва-ет, слу-ча-лось, по обык-но-ве-нию…

9. ввод-ные слова, вы-ра-жа-ю-щие экс-прес-сив-ность вы-ска-зы-ва-ния: кроме шуток, смеш-но ска-зать, чест-но го-во-ря, между нами го-во-ря…

17.1. 1 НЕ ЯВ-ЛЯ-ЮТ-СЯ ВВОД-НЫ-МИ СЛО-ВА-МИ и по-это-му не вы-де-ля-ют-ся за-пя-ты-ми на пись-ме сле-ду-ю-щие слова:

бук-валь-но, будто, вдо-ба-вок, вдруг, ведь, вот, вон, вряд ли, все-таки, в ко-неч-ном счете, едва ли, даже, имен-но, ис-клю-чи-тель-но, как будто, как бы, как раз, между тем, почти, по-это-му, по-то-му, при-бли-зи-тель-но, при-мер-но, при-том, при-чем, про-сто, ре-ши-тель-но, слов-но… - в эту груп-пу вхо-дят ча-сти-цы и на-ре-чия, наи-бо-лее часто ока-зы-ва-ю-щи-е-ся оши-боч-но обособ-лен-ны-ми как ввод-ные.

по тра-ди-ции, по со-ве-ту…, по ука-за-нию…, по тре-бо-ва-нию…, по рас-по-ря-же-нию…, по за-мыс-лу… - эти со-че-та-ния вы-сту-па-ют в ка-че-стве не-обособ-лен-ных (не-вы-де-ля-е-мых за-пя-ты-ми) чле-нов пред-ло-же-ния:

По со-ве-ту стар-шей сест-ры она ре-ши-ла по-сту-пить в МГУ.

По рас-по-ря-же-нию врача боль-ной был по-са-жен на стро-гую диету.

По за-мыс-лу ав-то-ра роман дол-жен был охва-ты-вать пе-ри-од до 1825 года.

17.1. 2 В за-ви-си-мо-сти от кон-тек-ста одни и те же слова могут вы-сту-пать то в роли ввод-ных слов, то в ка-че-стве чле-нов пред-ло-же-ния.

МОЖЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖ-НО БЫТЬ, КА-ЖЕТ-СЯ (КА-ЗА-ЛОСЬ) вы-сту-па-ют в ка-че-стве ввод-ных, если ука-зы-ва-ют на сте-пень до-сто-вер-но-сти со-об-ща-е-мо-го:

Может , я приду зав-тра? На-ше-го учи-те-ля нет уже два дня; может быть , он за-бо-лел. Ты, долж-но быть , в пер-вый раз встре-ча-ешь-ся с таким яв-ле-ни-ем. Я, ка-жет-ся , его где-то ви-де-ла.

Эти же слова могут ока-зать-ся в роли ска-зу-е-мых:

Что мне может при-не-сти встре-ча с тобой? Как че-ло-век может быть столь не-обя-за-тель-ным ! Это долж-но быть твоим са-мо-сто-я-тель-ным ре-ше-ни-ем. Мне все это ка-жет-ся очень по-до-зри-тель-ным . За-меть-те: ни-ко-гда нель-зя вы-бро-сить из пред-ло-же-ния его ска-зу-е-мое, а ввод-ное слово - можно.

ОЧЕ-ВИД-НО, ВОЗ-МОЖ-НО, ВИДНО ока-зы-ва-ют-ся ввод-ны-ми, если ука-зы-ва-ют на сте-пень до-сто-вер-но-сти вы-ска-зы-ва-ния:

Ты, оче-вид-но , хо-чешь из-ви-нить-ся за свой по-сту-пок? В сле-ду-ю-щем ме-ся-це я, воз-мож-но , уеду от-ды-хать. Ты, видно , не хо-чешь рас-ска-зать нам всей прав-ды?

Эти же слова могут войти в со-став ска-зу-е-мых:

Всем стало оче-вид-но , что надо ис-кать дру-гой спо-соб ре-ше-ния про-бле-мы. Это стало воз-мож-но бла-го-да-ря со-гла-со-ван-ным дей-стви-ям по-жар-ной бри-га-ды. Солн-ца не видно из-за туч.

НА-ВЕР-НО, ВЕРНО, ТОЧНО, ЕСТЕ-СТВЕН-НО ока-зы-ва-ют-ся ввод-ны-ми при ука-за-нии на сте-пень до-сто-вер-но-сти со-об-ща-е-мо-го (в этом слу-чае они вза-и-мо-за-ме-ня-е-мы или могут быть за-ме-не-ны на близ-кие по смыс-лу слова этой груп-пы) - Ты, на-вер-но (=долж-но быть) , и не по-ни-ма-ешь, как важно сде-лать это во-вре-мя. Вы, верно , и есть тот самый Си-до-ров? Она, точно , была кра-са-ви-цей. Все эти рас-суж-де-ния, есте-ствен-но , пока толь-ко наши пред-по-ло-же-ния.

Эти же слова ока-зы-ва-ют-ся чле-на-ми пред-ло-же-ния (об-сто-я-тель-ства-ми) – Он верно (=пра-виль-но, об-сто-я-тель-ство об-ра-за дей-ствия) пе-ре-вел текст. На-вер-но не знаю (=на-вер-ня-ка, об-сто-я-тель-ство об-ра-за дей-ствия), но он дол-жен был сде-лать это назло мне. Уче-ник точно (=пра-виль-но) решил за-да-чу. Это есте-ствен-но (=есте-ствен-ным об-ра-зом) при-ве-ло нас к един-ствен-но пра-виль-но-му от-ве-ту.

КСТА-ТИ яв-ля-ет-ся ввод-ным сло-вом, если ука-зы-ва-ет на связь мыс-лей:

Он хо-ро-ший спортс-мен. Кста-ти , учит-ся он тоже хо-ро-шо.

Это же слово вы-сту-па-ет не как ввод-ное в зна-че-нии "за-од-но":

Пойду про-гу-ля-юсь, кста-ти куплю хлеба.

МЕЖДУ ПРО-ЧИМ ока-зы-ва-ет-ся ввод-ным сло-вом, ука-зы-вая на связь мыс-лей:

Ее ро-ди-те-ли, по-дру-ги и, между про-чим , луч-ший друг про-тив по-езд-ки.

Это слово может упо-треб-лять-ся как нев-вод-ное в кон-тек-сте:

Он про-из-нес длин-ную речь, в ко-то-рой между про-чим от-ме-тил, что вско-ре ста-нет нашим на-чаль-ни-ком.

ПРЕ-ЖДЕ ВСЕГО как ввод-ное слово ука-зы-ва-ет на связь мыс-лей:

Пре-жде всего (=во-пер-вых), нужно ли во-об-ще под-ни-мать столь ще-кот-ли-вую тему?

Это же слово может вы-сту-пать как об-сто-я-тель-ство вре-ме-ни (=сна-ча-ла):

Пре-жде всего я хочу пе-ре-дать при-вет от твоих ро-ди-те-лей.

Нужно ска-зать, что в одной и той же фразе "пре-жде всего" может рас-смат-ри-вать-ся как ввод-ное, так и нет в за-ви-си-мо-сти от воли ав-то-ра.

ДЕЙ-СТВИ-ТЕЛЬ-НО, НЕ-СО-МНЕН-НО, БЕЗ-УСЛОВ-НО, СОБ-СТВЕН-НО будут ввод-ны-ми, если ука-зы-ва-ют на сте-пень до-сто-вер-но-сти со-об-ща-е-мо-го:

С этого холма, дей-стви-тель-но (=точно, в самом деле, без вся-ко-го со-мне-ния), от-кры-вал-ся самый луч-ший вид. Не-со-мнен-но (=в самом деле, дей-стви-тель-но), ваш ре-бе-нок спо-со-бен к му-зы-ке. Он, без-услов-но , читал этот роман. – или на прием оформ-ле-ния мыс-лей – Вот, соб-ствен-но , и вся ис-то-рия.

Эти же слова не яв-ля-ют-ся ввод-ны-ми, если вы-сту-па-ют в дру-гих зна-че-ни-ях:

Я и дей-стви-тель-но таков, каким ты меня пред-став-ля-ла (=в дей-стви-тель-но-сти, на самом деле). Он был не-со-мнен-но та-лант-ли-вым ком-по-зи-то-ром (=без со-мне-ния, на самом деле). Она без-услов-но права, пред-ла-гая нам такой про-стой путь ре-ше-ния про-бле-мы (=очень даже, впол-не права). Я не имел ни-че-го соб-ствен-но про-тив школы, но в эту идти не хотел (=во-об-ще, имен-но). Слова "дей-стви-тель-но" и "без-услов-но" в за-ви-си-мо-сти от ин-то-на-ции, пред-ло-жен-ной го-во-ря-щим, может в одном и том же кон-тек-сте быть или ввод-ным, или нет.

И, потом , она ока-за-лась зна-ме-ни-то-стью. Далее , мы ска-жем о своих вы-во-дах. Таким об-ра-зом (=итак), наши ре-зуль-та-ты ни-чуть не про-ти-во-ре-чат по-лу-чен-ным дру-ги-ми уче-ны-ми. Она умная, кра-си-вая и, на-ко-нец , она очень добра ко мне. Что же, в конце кон-цов , вы от меня хо-ти-те? Обыч-но пред-ло-же-ния, со-дер-жа-щие ука-зан-ные выше слова, за-вер-ша-ют ряд пе-ре-чис-ле-ний, сами слова имеет зна-че-ние "и еще". В кон-тек-сте выше могут встре-тить-ся слова "во-пер-вых", "во-вто-рых", "с одной сто-ро-ны" и т.д. "Таким об-ра-зом" в зна-че-нии ввод-но-го слова ока-зы-ва-ет-ся не толь-ко за-вер-ше-ни-ем пе-ре-чис-ле-ния, но и вы-во-дом.

Эти же слова не вы-де-ля-ют-ся как ввод-ные в зна-че-ни-ях: "таким об-ра-зом" = "таким спо-со-бом":

Таким об-ра-зом он и смог пе-ре-дви-нуть тя-же-лый шкаф.

Обыч-но в преды-ду-щем кон-тек-сте встре-ча-ют-ся об-сто-я-тель-ства вре-ме-ни, на-при-мер "сна-ча-ла". "Потом" = "затем, после этого":

А потом он стал из-вест-ным уче-ным.

"На-ко-нец" = "под конец, на-по-сле-док, после всего, в ре-зуль-та-те всего":

На-ко-нец все дела были бла-го-по-луч-но за-вер-ше-ны. Обыч-но в этом зна-че-нии к слову "на-ко-нец" может быть до-бав-ле-на ча-сти-ца "-то", что не-воз-мож-но сде-лать, если "на-ко-нец" яв-ля-ет-ся ввод-ным сло-вом. В тех же зна-че-ни-ях, что ука-за-ны выше для "на-ко-нец", не яв-ля-ет-ся ввод-ным со-че-та-ние "в конце кон-цов":

В конце кон-цов (=в ре-зуль-та-те) со-гла-ше-ние было до-стиг-ну-то.

ОД-НА-КО яв-ля-ет-ся ввод-ным, если стоит в се-ре-ди-не или в конце пред-ло-же-ния:

Дождь, од-на-ко , шел уже вто-рую не-де-лю, не-смот-ря на про-гно-зы си-ноп-ти-ков. Как я его ловко, од-на-ко !

"Од-на-ко" не ока-зы-ва-ет-ся ввод-ным в на-ча-ле пред-ло-же-ния и в на-ча-ле части слож-но-го пред-ло-же-ния, когда оно вы-сту-па-ет в роли про-ти-ви-тель-но-го союза (=но): Од-на-ко люди не хо-те-ли ве-рить в его доб-рые на-ме-ре-ния. Мы не на-де-я-лись на встре-чу, од-на-ко нам по-вез-ло.

Об-ра-ща-ем вни-ма-ние на то, что ино-гда слово «од-на-ко» может сто-ять и в на-ча-ле пред-ло-же-ния, но не вы-пол-нять функ-цию союза: Од-на-ко , это не-ве-ро-ят-но слож-но.

ВО-ОБ-ЩЕ яв-ля-ет-ся ввод-ным в зна-че-нии "во-об-ще го-во-ря", когда оно ука-зы-ва-ет на спо-соб оформ-ле-ния мыс-лей:

Его ра-бо-ты, во-об-ще , пред-став-ля-ет ин-те-рес толь-ко для уз-ко-го круга спе-ци-а-ли-стов. В дру-гих зна-че-ни-ях слово "во-об-ще" яв-ля-ет-ся на-ре-чи-ем в зна-че-нии "в целом, со-всем, во всех от-но-ше-ни-ях, при всех усло-ви-ях, все-гда":

Ост-ров-ский для рус-ско-го те-ат-ра то же, что Пуш-кин для ли-те-ра-ту-ры во-об-ще . По но-во-му за-ко-ну ку-рить на ра-бо-чем месте во-об-ще за-пре-ще-но.

ПО-МОЕМУ, ПО-ТВО-Е-МУ, ПО-НА-ШЕ-МУ, ПО-ВА-ШЕ-МУ яв-ля-ют-ся ввод-ны-ми, ука-зы-вая на ис-точ-ник со-об-ще-ния:

Ваш ре-бе-нок, по-моему , про-сту-дил-ся. Это, по-ва-ше-му , что-то до-ка-зы-ва-ет? Слово "по-сво-е-му" ввод-ным не яв-ля-ет-ся: Он по-сво-е-му прав.

КО-НЕЧ-НО чаще всего яв-ля-ет-ся ввод-ным, ука-зы-ва-ет на сте-пень до-сто-вер-но-сти вы-ска-зы-ва-ния:

Мы, ко-неч-но , го-то-вы по-мочь тебе во всем.

Ино-гда это слово не обособ-ля-ет-ся, если ин-то-на-ци-он-но вы-де-ля-ет-ся тоном уве-рен-но-сти, убеж-ден-но-сти. В этом слу-чае слово "ко-неч-но" счи-та-ет-ся уси-ли-тель-ной ча-сти-цей: Я ко-неч-но бы со-гла-сил-ся, если бы ты пре-ду-пре-дил меня за-ра-нее.

ВО ВСЯ-КОМ СЛУ-ЧАЕ чаще яв-ля-ет-ся ввод-ным и упо-треб-ля-ет-ся для оцен-ки:

Я, во вся-ком слу-чае , не хотел бы вспо-ми-нать об этом. Эти слова, во вся-ком слу-чае , сви-де-тель-ству-ют о се-рьез-но-сти его от-но-ше-ния к жизни.

В зна-че-нии "все-гда, при любых об-сто-я-тель-ствах" это со-че-та-ние ввод-ным не яв-ля-ет-ся:

Я во вся-ком слу-чае дол-жен был встре-тить его се-год-ня и по-го-во-рить с ним.

В САМОМ ДЕЛЕ чаще НЕ яв-ля-ет-ся ввод-ным, вы-сту-пая в зна-че-нии "дей-стви-тель-но" - Петя в самом деле хо-ро-шо раз-би-ра-ет-ся в ком-пью-те-рах. Я здесь в самом деле не при чем. Реже это сло-во-со-че-та-ние ока-зы-ва-ет-ся ввод-ным, если слу-жит для вы-ра-же-ния не-до-уме-ния, воз-му-ще-ния – Что это ты, в самом деле , стро-ишь из себя ум-ни-ка?

В СВОЮ ОЧЕ-РЕДЬ может быть ввод-ным, когда ука-зы-ва-ет на связь мыс-лей или на спо-соб оформ-ле-ния мысли:

Среди мно-же-ства со-вре-мен-ных пи-са-те-лей ин-те-рес вы-зы-ва-ет Вла-ди-мир Со-ро-кин, а среди его книг, в свою оче-редь , можно особо вы-де-лить "Роман". По-про-сив меня по-мочь ему в ра-бо-те, он, в свою оче-редь , тоже не стал без-дель-ни-чать. Это же сло-во-со-че-та-ние может быть нев-вод-ным в зна-че-ни-ях "в ответ", "со своей сто-ро-ны" (= когда на-сту-па-ет оче-редь) – Маша в свою оче-редь рас-ска-за-ла о том, как она про-ве-ла лето.

ЗНА-ЧИТ яв-ля-ет-ся ввод-ным, если оно может быть за-ме-не-но сло-ва-ми "сле-до-ва-тель-но", "стало быть":

Со-об-ще-ние слож-ное, зна-чит , его нужно пе-ре-дать се-год-ня. Дождь уже кон-чил-ся, зна-чит , мы можем идти гу-лять. Если она так упор-но бо-рет-ся с нами, зна-чит , она чув-ству-ет свою право-ту.

Это слово может ока-зать-ся ска-зу-е-мым, близ-ким по смыс-лу к "озна-ча-ет":

Со-ба-ка зна-чит для него боль-ше , чем жена. Когда по-на-сто-я-ще-му дру-жишь с че-ло-ве-ком, это зна-чит , что ему во всем до-ве-ря-ешь. "Зна-чит" может ока-зать-ся между под-ле-жа-щим и ска-зу-е-мым, осо-бен-но когда они вы-ра-же-ны ин-фи-ни-ти-ва-ми. В этом слу-чае перед "зна-чит" ста-вит-ся тире:

Оби-жать-ся - зна-чит при-зна-вать себя сла-бым. Дру-жить - зна-чит до-ве-рять сво-е-му другу.

НА-О-БО-РОТ яв-ля-ет-ся ввод-ным, если ука-зы-ва-ет на связь мыс-лей:

Он не хотел оби-жать её, а, на-о-бо-рот , пы-тал-ся по-про-сить у неё про-ще-ния. Вме-сто того, чтобы за-ни-мать-ся спор-том, она, на-о-бо-рот , целый день сидит дома.

Не яв-ля-ет-ся ввод-ным со-че-та-ние "и на-о-бо-рот", ко-то-рое может вы-сту-пать в ка-че-стве од-но-род-но-го члена пред-ло-же-ния, оно упо-треб-ля-ет-ся как слово, за-ме-ща-ю-щее целое пред-ло-же-ние или его часть:

Вес-ною де-вуш-ки ме-ня-ют-ся: брю-нет-ки ста-но-вят-ся блон-дин-ка-ми и на-о-бо-рот (т.е. блон-дин-ки брю-нет-ка-ми). Чем боль-ше ты за-ни-ма-ешь-ся, тем более вы-со-кие оцен-ки по-лу-ча-ешь, и на-о-бо-рот (т.е. если за-ни-ма-ешь-ся мало, оцен-ки будут пло-хие; за-пя-тая перед "и" ока-зы-ва-ет-ся в конце части пред-ло-же-ния – по-лу-ча-ет-ся как бы слож-но-со-чи-нен-ное пред-ло-же-ние, где "на-о-бо-рот" за-ме-ща-ет его вто-рую часть). Я знаю, что он вы-пол-нит мою прось-бу и на-о-бо-рот (т.е. я вы-пол-ню его, перед "и" нет за-пя-той, так как "на-о-бо-рот" за-ме-ща-ет од-но-род-ное при-да-точ-ное).

ПО КРАЙ-НЕЙ МЕРЕ яв-ля-ет-ся ввод-ным, если имеет зна-че-ние оцен-ки:

Миша, по край-ней мере , знает, как нужно себя вести, а не ко-вы-ря-ет-ся вил-кой в зубах.

Это сло-во-со-че-та-ние может упо-треб-лять-ся в зна-че-ни-ях "не мень-ше чем", "самое мень-шее", тогда оно не обособ-ля-ет-ся:

Она по край-ней мере будет знать, что её отец не зря про-жил жизнь. По край-ней мере пя-те-ро из клас-са долж-ны при-нять уча-стие в лыж-ных гон-ках.

С ТОЧКИ ЗРЕ-НИЯ яв-ля-ет-ся ввод-ным в зна-че-нии "по мне-нию":

С точки зре-ния моей ба-буш-ки , де-вуш-ка не долж-на но-сить брюки. Её ответ, с точки зре-ния эк-за-ме-на-то-ров , до-сто-ин самой вы-со-кой оцен-ки.

Тот же обо-рот может иметь зна-че-ние "в от-но-ше-нии" и тогда ввод-ным не яв-ля-ет-ся:

Ра-бо-та идет по плану с точки зре-ния сро-ков. Если оце-ни-вать по-ве-де-ние ге-ро-ев не-ко-то-рых ли-те-ра-тур-ных про-из-ве-де-ний с точки зре-ния со-вре-мен-ной мо-ра-ли, то его сле-ду-ет счи-тать без-нрав-ствен-ным.

В ЧАСТ-НО-СТИ вы-де-ля-ет-ся как ввод-ное, если ука-зы-ва-ет на связь мыс-лей в вы-ска-зы-ва-нии: Её ин-те-ре-су-ет, в част-но-сти , во-прос о вкла-де этого уче-но-го в раз-ви-тие тео-рии от-но-си-тель-но-сти. Фирма при-ни-ма-ет ак-тив-ное уча-стие в бла-го-тво-ри-тель-ной де-я-тель-но-сти и, в част-но-сти , по-мо-га-ет дет-ско-му дому № 187.

Если со-че-та-ние В ЧАСТ-НО-СТИ ока-за-лось в на-ча-ле или в конце при-со-еди-ни-тель-ной кон-струк-ции, то оно от этой кон-струк-ции не от-де-ля-ет-ся (об этом более по-дроб-но будет идти речь в сле-ду-ю-щем раз-де-ле):

Я люблю книги о жи-вот-ных, в част-но-сти о со-ба-ках. Мои дру-зья, в част-но-сти Маша и Вадим, от-ды-ха-ли этим летом в Ис-па-нии. Ука-зан-ное со-че-та-ние не вы-де-ля-ет-ся как ввод-ное, если оно со-еди-не-но со-ю-зом "и" со сло-вом "во-об-ще":

Раз-го-вор зашел о по-ли-ти-ке во-об-ще и в част-но-сти о по-след-них ре-ше-ни-ях пра-ви-тель-ства.

ГЛАВ-НЫМ ОБ-РА-ЗОМ яв-ля-ет-ся ввод-ным, когда слу-жит для оцен-ки ка-ко-го-ни-будь факта, его вы-де-ле-ния в вы-ска-зы-ва-нии: Учеб-ник сле-ду-ет пе-ре-пи-сать и, глав-ным об-ра-зом , до-ба-вить в него такие главы… Ком-на-та ис-поль-зо-ва-лась по тор-же-ствен-ным слу-ча-ям и, глав-ным об-ра-зом , для ор-га-ни-за-ции па-рад-ных обе-дов.

Это со-че-та-ние может вхо-дить в со-став при-со-еди-ни-тель-ной кон-струк-ции, в этом слу-чае, если оно стоит в ее на-ча-ле или в конце, не от-де-ля-ет-ся от самой кон-струк-ции за-пя-той:

Мно-гие рус-ские люди, глав-ным об-ра-зом пред-ста-ви-те-ли ин-тел-ли-ген-ции, не ве-ри-ли обе-ща-ни-ям пра-ви-тель-ства.

В зна-че-нии "в первую оче-редь", "боль-ше всего" это со-че-та-ние не яв-ля-ет-ся ввод-ным и не обособ-ля-ет-ся:

Он бо-ял-ся со-чи-не-ния глав-ным об-ра-зом из-за своей без-гра-мот-но-сти. Мне в нем нра-вит-ся глав-ным об-ра-зом его от-но-ше-ние к ро-ди-те-лям.

НА-ПРИ-МЕР все-гда будет ввод-ным, но оформ-ля-ет-ся по-раз-но-му. Оно может быть вы-де-ле-но за-пя-ты-ми с двух сто-рон:

Павел Пет-ро-вич че-ло-век край-не вни-ма-тель-ный к сво-е-му внеш-не-му виду, на-при-мер , он тща-тель-но уха-жи-ва-ет за сво-и-ми ног-тя-ми. Если "на-при-мер" ока-зы-ва-ет-ся в на-ча-ле или в конце уже обособ-лен-но-го члена, то за-пя-той от этого обо-ро-та оно не обособ-ля-ет-ся:

Во мно-гих боль-ших го-ро-дах, на-при-мер в Москве, скла-ды-ва-ет-ся не-бла-го-при-ят-ная эко-ло-ги-че-ская об-ста-нов-ка. Не-ко-то-рые про-из-ве-де-ния рус-ских пи-са-те-лей, на-при-мер "Ев-ге-ний Оне-гин" или "Война и мир", по-слу-жи-ли ос-но-вой для со-зда-ния ху-до-же-ствен-ных филь-мом не толь-ко в Рос-сии, но и в дру-гих стра-нах. Кроме того, после "на-при-мер" может сто-ять двое-то-чие, если "на-при-мер" стоит после обоб-ща-ю-ще-го слова перед рядом од-но-род-ных чле-нов:

Не-ко-то-рые фрук-ты могут вы-звать ал-лер-гию, на-при-мер : апель-си-ны, ман-да-ри-ны, ана-нас, крас-ные ягоды.

17.1.3 Су-ще-ству-ют осо-бые слу-чаи по-ста-нов-ки зна-ков пре-пи-на-ния при ввод-ных сло-вах.

Для вы-де-ле-ния ввод-ных слов и пред-ло-же-ний могут ис-поль-зо-вать-ся не толь-ко за-пя-тые, но и тире, а также со-че-та-ния тире и за-пя-той.

Эти слу-чаи не вхо-дят в курс сред-ней школы и в за-да-ни-ях ЕГЭ не ис-поль-зу-ют-ся. Но не-ко-то-рые обо-ро-ты, часто ис-поль-зу-е-мые, нужно за-пом-нить. При-во-дим при-ме-ры из Спра-воч-ни-ка по пунк-ту-а-ции Ро-зен-та-ля.

Так, если ввод-ное со-че-та-ние об-ра-зу-ет не-пол-ную кон-струк-цию (про-пу-ще-но какое-либо слово, вос-ста-нав-ли-ва-е-мое из кон-тек-ста), то оно вы-де-ля-ет-ся за-пя-той и тире: Ма-ка-рен-ко не-од-но-крат-но подчёрки-вал, что пе-да-го-ги-ка ос-но-ва-на, с одной сто-ро-ны , на без-гра-нич-ном до-ве-рии к че-ло-ве-ку, а с дру-гой - на вы-со-ких к нему тре-бо-ва-ни-ях; Чи-чи-ков велел оста-но-вить-ся по двум при-чи-нам: с одной сто-ро-ны , чтобы дать от-дох-нуть ло-ша-дям, с дру-гой - чтобы и са-мо-му от-дох-нуть и под-кре-пить-ся (за-пя-тая перед при-да-точ-ной ча-стью «по-гло-ща-ет-ся» тире); С одной сто-ро-ны , важно было при-нять сроч-ное ре-ше-ние, но тре-бо-ва-лась осто-рож-ность - с дру-гой .

17.2 Общее по-ня-тие об об-ра-ще-нии и ос-нов-ное пра-ви-ло его вы-де-ле-ния.

Впер-вые вклю-че-но в за-да-ния ЕГЭ в 2016-2017 году. Уча-щим-ся пред-сто-ит ис-кать об-ра-ще-ния в сти-хо-твор-ных про-из-ве-де-ни-ях, что зна-чи-тель-но услож-ня-ет за-да-чу.

Об-ра-ще-ния - это слова, на-зы-ва-ю-щие того, к кому об-ра-ща-ют-ся с речью. Об-ра-ще-ние имеет форму име-ни-тель-но-го па-де-жа и про-из-но-сит-ся с осо-бой ин-то-на-ци-ей: Та-тья-на, милая Та-тья-на! С тобой те-перь я слезы лью . Об-ра-ще-ния обыч-но вы-ра-жа-ют-ся оду-шев-лен-ны-ми су-ще-стви-тель-ны-ми, а также при-ла-га-тель-ны-ми и при-ча-сти-я-ми в зна-че-нии су-ще-стви-тель-ных. На-при-мер: Жиз-нью поль-зуй-ся, жи-ву-щий . В ху-до-же-ствен-ной речи об-ра-ще-ни-я-ми могут быть и су-ще-стви-тель-ные не-оду-шев-лен-ные. На-при-мер: Шуми, шуми, по-слуш-ное вет-ри-ло ; Не шуми ты, рожь , спе-лым ко-ло-сом .

Лич-ные ме-сто-име-ния ты и вы , как пра-ви-ло, вы-сту-па-ют не в роли об-ра-ще-ния , а в роли под-ле-жа-ще-го: Про-сти-те, мир-ные до-ли-ны , и вы , зна-ко-мых гор вер-ши-ны , и вы , зна-ко-мые леса !

17.1.2. Су-ще-ству-ют и более слож-ные пра-ви-ла вы-де-ле-ния об-ра-ще-ний.

1. Если об-ра-ще-ние, сто-я-щее в на-ча-ле пред-ло-же-ния, про-из-но-сит-ся с вос-кли-ца-тель-ной ин-то-на-ци-ей, то после него ста-вит-ся вос-кли-ца-тель-ный знак (сле-ду-ю-щее за об-ра-ще-ни-ем слово пи-шет-ся с про-пис-ной буквы): Ста-рик! О преж-нем по-за-будь; Мо-ло-дой уро-же-нец Неа-по-ля! Что оста-вил в Рос-сии ты на поле?

2. Если об-ра-ще-ние стоит в конце пред-ло-же-ния, то перед ним ста-вит-ся за-пя-тая, а после него - тот знак пре-пи-на-ния, ко-то-рый тре-бу-ет-ся со-дер-жа-ни-ем и ин-то-на-ци-ей пред-ло-же-ния: Думай же, ма-стер куль-ту-ры ; При-вет вам, люди мир-но-го труда!; Ты здесь, ми-лень-кий? ; Сви-нья ты, бра-тец

3.По-вто-ря-ю-щи-е-ся об-ра-ще-ния раз-де-ля-ют-ся за-пя-той или вос-кли-ца-тель-ным зна-ком: Степь ши-ро-кая, степь без-люд-ная , от-че-го ты так смот-ришь пас-мур-но?; Здрав-ствуй, ветер, гроз-ный ветер, по-пут-ный ветер все-мир-ной ис-то-рии! ; Вась-ка! Вась-ка! Вась-ка! Здо-ро-во!

4.Од-но-род-ные об-ра-ще-ния, со-еди-нен-ные со-ю-зом и или да , за-пя-той не раз-де-ля-ют-ся: Пойте, люди, го-ро-да и реки! Пойте, горы, степи и поля! ; Здрав-ствуй, солн-це да утро весёлое!

5. При на-ли-чии не-сколь-ких об-ра-ще-ний к од-но-му лицу, на-хо-дя-щих-ся в раз-ных ме-стах пред-ло-же-ния, каж-дое из них вы-де-ля-ет-ся за-пя-ты-ми: Иван Ильич , рас-по-ря-дись, бра-тец , насчёт за-кус-ки; …Я по-то-му, Фома , не лучше ли, брат , рас-стать-ся?

6. Если рас-про-стра-нен-ное об-ра-ще-ние «разо-рва-но» дру-ги-ми сло-ва-ми - чле-на-ми пред-ло-же-ния, то каж-дая часть об-ра-ще-ния вы-де-ля-ет-ся за-пя-ты-ми по об-ще-му пра-ви-лу: Креп-че, кон-ское , бей, ко-пы-то , от-че-ка-ни-вая шаг! ; За кровь и слёзы жаж-дав-ший рас-пла-ты , тебя мы видим, сорок пер-вый год .

Гость 08.11.2015 12:39

почему (3) по рассказам очевидцев (4) - не выделяется запятыми?

Татьяна Юдина

Потому что это не вводные слова. К ним ставятся вопросы, они второстепенные члены.



Поделиться: