Как подключить рацию в автомобиле 12 вольт. Как правильно настроить рацию

Что это за услуга?

Автомобильная радиостанция – устройство радиосвязи с другими подвижными либо стационарными объектами. Часто устанавливается для согласования движения транспортных средств в составе колонны. Большинство автомобильный радиостанций работает в гражданском диапазоне (СВ). При выборе радиостанции обратите внимание на функцию автоматического подавления шумов - ASQ, информативность дисплея (мощность, номер канала, частота). Установка автомобильной радиостанции требует знаний в области автоэлектрики, радиотехники и радиосвязи. В радиостанциях используется амплитудная или частотная модуляция (АМ и FМ). Для одновременной работы на внутренних и европейских частотах необходимо выбирать радиостанции с переключением (мульти – multi).

В каждом современном автомобиле желательно иметь, радиостанцию и антенну для создания автомобильной радиосвязи. Выпускаются и устанавливаются радиостанции и антенны для: легковых авто, автобусов и грузовых автомобилей.

Установка радиостанции в автомобиль дает возможность:

  • быстро и бесплатно общаться в пути с другими водителями на совместном канале (АМ модуляции), уточняя необходимые маршруты, местонахождение СТО, АЗС, мест питания и отдыха;
  • знать размещения радаров, постов и патрулей ГИБДД, потому что водители в дороге постоянно передают друг другу подобную информацию;
  • попросить помощь в случае возникновения экстремальной ситуации, поломки транспортного средства, аварии;
  • наличие постоянной связи, в отличие от мобильного телефона;
  • одновременно и бесплатно обмениваться информацией в колонне автомобилей на одном из 40 каналов (особенно уместно, когда поездка проходит по местности без мобильной связи).

В России в основном представлены новые модели СиБи радиостанций (АМ / FМ, 40 каналов), антенны от 30 сантиметров до 2 метров и аксессуары к ним. Радиостанции оборудованы автоматическими шумоподавителями ASC, которые позволяют полностью устранить шумы.

Установку, обслуживание и ремонт изделия должен выполнять только квалифицированный специалист. Ведь только опытный механик знает, как установить автомобильную рацию , что будет служить гарантией высокого качества работы устанавливаемой радиостанции при условии соблюдения всех правил эксплуатации, приведенных в инструкции. Пренебрежение мерами безопасности и доступ к установке некомпетентных лиц может привести к поломке радиостанции, повреждению электропроводки автомобиля, удару током или дорожно-транспортному происшествию. Перед установкой всегда лучше проконсультироваться, как проводится установка радиостанции в автомобиль. Цена установки тоже имеет значение.

Правильная установка – залог долгой и надежной работы

Вся продукция устанавливаемая в авто должна быть сертифицирована в России, и должна предоставляться гарантия 5 лет. Ведь от правильной установки и работы станции может зависеть многое. При неправильной установке в систему могут попасть насекомые или пыль, воздействовать на работу и другие посторонние факторы. Так же водитель должен знать правила эксплуатации автомобильной рации. В ином случае по причине нарушения пользователем правил использования могут возникнуть аварийные ситуации.

Имейте ввиду

Не ориентируйтесь на максимальную мощность радиостанции, в большинстве стран она ограничена. Как правило, уверенное расстояние приемопередачи составляет около тридцати километров. Применение радиостанций эффективно в условиях затрудненного GSM-приема при совместных поездках на отдых, постоянном бесплатном общении при работе, проведении спортивных мероприятий.



В комплект поставки радиостанции входят кронштейн крепления, набор проводов, микрофон. При установке следует обратить внимание:

  1. Часто радиостанцию устанавливают в нишу радиоприемника легкового автомобиля. Это неправильно, ниша слабо вентилируется, в отопительный сезон туда может поступать горячий воздух. Корпус радиостанции нагревается мощным высокочастотным передатчиком, в случае перегрева он может выйти из строя.
  2. В грузовых автомобилях чаще всего радиостанцию устанавливают вверху впереди под крышей салона.
  3. Антенна располагается вертикально по центру на максимальной высоте крыши. При этом можно использовать врезные антенны или антенны на магнитном основании (для съема на стоянках). Нельзя устанавливать антенну на неметаллические поверхности. У нее будет неправильная диаграмма направленности, уменьшится дальность радиосвязи.
  4. При установке радиостанции с магнитным креплением в зимнее время необходимо удалять с места установки снег и лед, иначе параметры антенны будут нарушены.
  5. Эксплуатацию радиостанции можно начинать только после настройки КСВ (коэффициента стоячей волны). Настройку следует производить только на используемой частоте и на конкретном автомобиле, на котором будет эксплуатироваться радиостанция.

Правильная установка антенны, выбор типа автомобильной радиостанции, корректное подключение – еще не гарантия обеспечения максимальных функциональных возможностей устройства. Очень важным параметром является коэффициент стоячей волны (КСВ). От правильности его регулировки напрямую зависит эффективность работы антенны. Только опытный специалист может настроить антенно-фидерный тракт.

» Рации в автомобиль — установка и настройка

Рация в автомобиле не роскошь и позволить установить и настроить самостоятельно ее себе может каждый владелец. Длинную антенну на крыше автомобиля замечают многие, а вот для чего она нужна, знают не все. Обычно зеваки полагают, что машина с антенной – это такси с рацией.

Совсем не обязательно, поскольку в настоящее время распространены разные рации. Их устанавливают не только таксисты и дальнобойщики, но и рядовые автомобилисты. Впрочем, в машинах можно заметить и другие виды раций. По какому принципу автовладельцы выбирают их? В большинстве своём по количеству денег в кармане, по производителю, да и попросту в зависимости от знаний, что позволяют автовладельцам ориентироваться в потоке постоянно обновляющейся информации.

Как утверждают некоторые пользователи раций, всё может зависеть и от случайности. Повезёт – и простенькая и скромная по цене рация отработает годы, и её владельцу не придётся жаловаться на качество сигнала. А может получиться так, что навороченный и дорогой монстр не возьмутся отрегулировать даже профессионалы в радиомастерской.

Установку рации в автомобиль рассмотрим на примере бюджетной и довольно простой радиостанции «Мегаджет-300». Оптимальное место в «Жигулях» – на крышке монтажного блока, левее руля. Чтобы не возникало сомнений в том, что крышка не выдержит рацию, подбирается планка из металла и монтажный блок закрепляется саморезами. Не слишком эстетично, зато надёжно. К тому же рация скроет эту планку почти целиком. Монтажный блок снимают, провода отсоединяют.

В принципе, рацию можно просто подвешивать под крышку, закрутив на саморезы скобу крепежа, но выбранный способ надёжнее. Только надо будет сделать пару вырезов лобзиком под скобу, потом под болты просверлить отверстия, скобу вставить в крышку и закрепить винтами. Скоба окажется в крышке, а рация будет опираться на неё, а не на винты. Срезать ничего не придётся, так как блок установится выше внутренней поверхности, и винты не будут мешать. Внешне всё выглядит даже аккуратнее внутренностей.

Установка самой рации потребует сделать выбор в пользу того или иного способа подключения.

  • Один из них – это когда «плюсом» будут выступать магнитола или фары габаритов. Нужно просто к ним провод дотянуть. «Минусом» будет самый близкий кузовной болт.
  • Второй вариант – «непостоянка». В этом случае для подключения рации надо приобрести автозарядку для мобильника, отрезают штекер, и подсоединяют к «плюсовым» и «минусовым» проводам.

Нижние провода от торпеды и внутренности «бороды» выводят к прикуривателю так, чтобы рация не нагружала общую электросеть, если не нужна, а включать её можно было запросто, прямо на ходу. Штекер рычаг КПП переключать не мешает, но всё-таки некоторые автовладельцы предпочитают подключать рации напрямую к аккумулятору через предохранитель. Проводка в салон протягивается через трос сцепления.

Микрофон рации, называемый тангентой можно закреплять на двери. Когда дверь открывается, шнур будет растягиваться, и высадке и посадке мешать не будет. Иногда тангенту закрепляют к потолку, тогда она болтается перед глазами, мешая управлению.

Установка антенны для рации

Антенна радиостанции можно закреплять на магнит и на кронштейн. При установке на кронштейн антенна контактирует с кузовом машины, что позволяет улучшить приём и передачу сигнала. Правильная установка и хорошая масса создают условия локации, улавливающей радиоволны за счёт всей поверхности крыши. Но жёсткость крепления увеличивает риск переломать антенну ветками деревьев, потолком гаража или автомойки, например. Это существенный минус крепления на кронштейн. Ко всему прочему не каждый автовладелец захочет сверлить крышу машины ради качественного приёма радиоволн.

Антенна, закреплённая на магните, легко устанавливается и снимается, не повреждая кузов. Даже ударяясь о препятствие, антенна не сломается, а упадёт набок. Магнит не позволит ей двигаться даже на высокой скорости, даже со встречным ветром.

Надо понимать: антенны для радиоприёмников и раций – это отличающиеся устройства, которые друг друга заменять не могут. Например, ALAN ML-145, которая слывёт лучшей в своём классе — обладательница штатного четырёхметрового провода. И если обычно антенны устанавливаются на крышах машин, прямо в центре, то здесь длина провода может позволить её установку прямо на кузове, в его задней части. Лёгкий метод – пропускать проводку к полке багажника под задней дверью. Более сложно — протащить проводку через отверстия задней двери, предварительно распаяв штекер, под обшивкой крыши до левой передней стойки, опустив по ней к рации.

Установив, антенну калибруют с помощью специального прибора.

Сделать это лучше в ближайшем радиоцентре:

  • самостоятельно добиваться качественного приёма очень сложно,
  • имеется риск повредить рацию большим коэффициентом стоячей волны.

Остаётся установить выносной динамик. Он необходим, потому что штатные могут иметь малую мощность, а выносные обладают высокой громкостью и чистотой звука. Их можно установить на переднюю панель, если там уже нет крепления для телефона. Или под рулевую колонку, около кнопок стеклоподъёмников, в подголовник водительского кресла. Некурящие автовладельцы могут приспособить его в карман для пепельницы.

Если и после всей проделанной работы качество аудиопередачи покажется всё-таки недостаточным, то это может означать, что автовладелец вошёл в аудиовкус и у него началась череда доработок до абсолюта.

Багажник Пежо — установка на крышу Установка МКПП вместо АКПП самостоятельно Подогреватель тосола, установка подогревателя своими руками
Как правильно прикуривать автомобиль — рекомендации Установка метана на автомобиль Радиатор Пежо — снятие и установка, замена радиатора охлаждения Привод на Пежо — снятие и установка

Несмотря на все капризы погоды, лето наконец-то наступило, и большая часть автотуристов отправились в дальние путешествия. Именно в этот период среди автовладельцев возникает большой интерес к СИ-Би-радиостанциям, которые работают на канале дальнобойщиков и приносят большую пользу при автомобильных путешествиях. Сегодня мы расскажем, как правильно подключить и настроить такую станцию.

Подключение рации к питанию

Следующие подсказки для установки такой рации подойдут для тех водителей, кто будет использовать ее не каждый день, а только при необходимости, в тот же летний сезон. В таком случае мало водителей захочет монтировать ее на видном месте в салоне, что не только испортит весь внешний вид, но и привлечет воров, которые не прочь полакомить мудреными устройствами внутри автомобиля. Таким образом, выбираем вариант монтирования между сидения, в лотке для мелких вещей под торпедо и прочее. Простыми словами – тем, где не будет видно и очень легко будет добраться.

Когда нашли подходящее место для нашей рации, то самое время подключить к ней питание. Некоторые говорят о том, что подключать рацию придется отдельной проводкой от аккумулятора, но это касается только тех случаев, если станция будет использоваться каждый день. В нашем случае все проще – необходимо только взять питание с разъема прикуривателя. Таким образом, подключение пройдет очень быстро, безопасно и оно будет самым корректным.

Вся работа заберет примерно полчаса, а электропроводке ничего не будет угрожать. А самое главное, что это самый оптимальный вариант для новых автомобилей, которые находятся на заводской гарантии. После отключения станции, дилер точно не сможет отказать в ремонте.

Станция с выходной мощностью в 4-5 ватт, употребляемый ток будет 2-3 ампера и это максимальный показатель. Радиостанции с мощностью в 8-10 ватт – около 5 ампер и выше.

Итак, красный и черный провод, который отходит от станции, необходимо удлинить скруткой или пайкой на 1-2 метра, вообще длина зависит от места установки станции. На конец этого провода мы припаиваем разъем «папа», который и будет вставляться в прикуриватель. Продается такой разъем в любом специализированном автомагазине.

Если же гнездо прикуривателя только одно, а в дороге необходимо будет подключить телефон или другие гаджеты, но придется тянуть провод напрямую от аккумулятора, но для этого необходимо будет запастись и проводом и терпением и временем.

Установка антенны

После того, как станция была подключена, самое время установить антенну. Возьмем за пример быстросъемную антенну, которая идет на магнитной подошве и не потребует портить кузов автомобиля. В таком случае выделим несколько основных тезисов, и не будем углубляться в теорию. Итак:

  • Антенны до метра или даже меньше – работаю, но эффективность их минимальная. Эффективность будет расти вместе с длинной антенны. Лучше всего присмотреться к двухметровому варианту;
  • Самым лучшим местом для ее установки считается крыша автомобиля. немного хуже будет сигнал, если установить антенну на багажнике. Для того, чтобы не повредить краску на крыше автомобиля, под магнит лучше всего положить полиэтилен;
  • Провод от антенны до станции можно пропустить через дверные уплотнители. Необходимо проследить, чтобы уплотнители не оставляли больших вмятин на проводе;
  • Кабель антенны нельзя укорачивать или удлинять. То, что осталось, необходимо спрятать под сидение, при этом скручивать кабель в кольца не советуется;
  • Необходимо учитывать тот факт, что продаются антенны без настроек, так как она зависит от места установки на отдельном автомобиле. В основном, настройка антенны идет с помощью с небольшого ключика-шестриграника, который регулирует высоту антенны.

Настраиваем антенну

Именно процесс настройки антенны является самым важным этапом в нашей истории. Как вариант, работу можно доверить профессионалов, а найти СТО для этого очень просто. Но все же большинство водителей предпочитают самостоятельную установку.

Для того, чтобы настроить антенну, необходимо изначально запастись специальным инструментом под названием КСВ-метр, с помощью которого мы будем измерять коэффициент волны. Самая простая модель такого аппарата стоит от 500 до тысячи рублей. Самыми распространенными вариантами являются аппараты под названием SWR-420, 430, а также KW-520. Качество конечно среднее, но для нечастого использования как раз подойдет.

Также нам потребуется высокочастотный соединитель, который должен быть такого же стандарта, что и гнездо на рации и на кабеле штекер. Когда все необходимое на руках, самое время подключать антенну.

  • КСВ-метр необходимо будет установить между антенной и станцией. Разъем станции с помощью бочонка необходимо подключить к разъему нашего аппарата в разъем RTX, а антенну в разъем ANT;
  • Переключатель PWR/SWR необходимо установить в положение SWR, а переключатель FWD/REF должен находиться в положении FWD;
  • После включения рации, необходимо перейти в режим передач. Вращая ручку на КСВ-метре, необходимо установить стрелку на цифре «10» на шкале SWR;
  • Далее требуется переключить положение FWD/REF на REF и снова нажать на тангенту. Лучший КСВ-1 на шкале SWR. Если он больше полтора, то необходимо немного подстроить антенну;
  • Для поднастройки антенны необходимо немного увеличить штырь антенны и снова провести настройку 2,3 и 4 пункта. Необходимо установить индикатор, который будет максимально приближен к 1 по шкале SWR.1,5- это много.

На этом установка нашей станции и ее настройка окончены. Теперь можно в своих путешествиях разговоры дальнобойщиков и получать от них полезную информацию.

Н ижеследующий гайд по инсталляции Си-Би-рации в автомобиль касается не тех, кто юзает радиосвязь ежедневно и профессионально, а тех, кому она нужна для эпизодического использования, в основном в дальних поездках. В этом случае большинство водителей предпочтет не крепить рацию в салоне стационарно, портя интерьер и провоцируя парковочных воров, а захочет пристроить её временно в подходящем месте: между сиденьями, между сиденьем и боковой стойкой или в лотке для мелких вещей под торпедо, как это сделано, к примеру, на фото Chevrolet Lachetti:

Пристроили рацию – подключаем к ней питание! Бытует мнение, что радиостанцию в автомобиле непременно нужно подключать отдельной проводкой от АКБ, однако это решение больше подходит для ежедневного использования. В нашем же случае эпизодического использования это совершенно не нужно – гораздо удобнее взять питание с разъема прикуривателя. Это самое простое, быстрое, и при этом, особо подчеркнем, вполне корректное подключение. Не халтурно-компромиссное, как некоторые думают, а отвечающее всем требованиям – как в плане силовой части, так и в плане непосредственной работы радиостанции в эфире.

Такой коннект абсолютно безопасен для электропроводки и осуществляется за полчаса. А главное, он оптимален в случае нового автомобиля и вредных гарантийщиков, только и ищущих повод, чтобы отказать в гарантии по надуманным причинам.

У радиостанции с выходной мощностью 4-5 ватт максимальный потребляемый ток не превышает 2-3 ампера, а у радиостанции мощностью 8-10 ватт – менее 5 ампер, что как минимум вдвое-втрое меньше тока предохранителя, защищающего разъем прикуривателя.

Чтобы подключить рацию к прикуривателю, два провода питания выходящие из радиостанции - черный и красный - мы удлиняем пайкой или скруткой до длины 1-2 метра (в зависимости от предполагаемого места установки аппарата). На конец надставленного провода припаиваем (центр – плюс, боковые контакты – минус) стандартный разъем-«папа» в прикуриватель, который продается в каждом автомагазине.

штекер провода питания рации должен быть вставлен именно в прикуриватель в торпедо, использовать разветвители, качество которых часто отвратительное, нежелательно!

Если же гнездо прикуривателя одно, а питать в дороге нужно и телефон, и регистратор, и другие гаджеты, а гарантийный период уже завершился, и ваши умелые руки не пугаются необходимости протащить провод из подкапотного пространства в салон, то можно подключить радиостанцию напрямую к АКБ. Хотя ещё раз замечу в скобках: такое подключение не имеет каких-либо преимуществ перед питанием через прикуриватель – ни с точки зрения электробезопасности, ни с точки зрения качества связи.

В этом случае придётся купить трёхметровый (примерно) отрезок обычного электросетевого провода сечением 2х1,5 мм, упаковать его по всей длине в пластиковую гофру и протащить от аккумулятора в салон через какой-либо резиновый уплотнитель моторного щита. На концы проводов возле АКБ обжимаются или паяются клеммы под болтики М6 и предохранитель на 10 ампер (предохранитель ставится в плюсовой провод рядом с аккумулятором), а к двум противоположным концам проводов подключается «хвост» питания радиостанции с соблюдением полярности. Место соединения проводов тщательно изолируется липкой лентой или термоусадкой.

Установка антенны

Станция установлена и подключена, теперь монтируем антенну. Будем считать, что она у нас быстросъемная на магнитной подошве, что не потребует портить кузов для установки. Поэтому дадим лишь несколько общих тезисов – без углубления в лишнюю теорию.

  1. Антенны с длиной около метра или даже меньше – работоспособны, но чрезвычайно малоэффективны. Зависимость эффективности от длины – прямая, при покупке стоит предпочесть антенну с длиной, близкой к двум метрам. Впрочем, с ростом длины растет и цена…
  2. Оптимальная установка антенны – на крыше (в центре или на краю – разницы фактически нет). Несколько хуже – на багажнике, но тоже вполне допустимо. Чтобы не портить краску на крыше, кладем под магнит полиэтилен.
  3. Провод от антенны к станции пропускается между уплотнителем двери и дверным проемом или между крышкой багажника и уплотнителем проема багажника, и заводится в салон. Необходимо убедиться, что уплотнители не оставляют на кабеле заметных вмятин!
  4. Кабель антенны на магнитной подошве нельзя произвольно укорачивать или удлинять – его длина должна оставаться неизменной, около 3,6 м. Лишнее прячем под сиденьями или ковриками, не скручивая в кольца или бухты.
  5. А теперь самое главное: антенны в магазине продаются ненастроенными, поскольку настройка зависит от места установки на конкретном автомобиле. Чаще всего регулировка осуществляется изменением длины штыря антенны (выдвиганием и задвиганием), для чего в комплекте идет небольшой ключик-шестигранник. Место регулировки обязательно будет указано в инструкции к антенне.

Настройка антенны

Собственно, настройка антенны - самый важный момент всей нашей истории. Возможно, настройку стоит заказать профессионалам: эти услуги недороги, работа занимает менее получаса и предлагается на парковках грузовиков и возле крупных автомагазинов на трассах. Но многие предпочитают самостоятельно разобраться в вопросе, исповедуют принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам!» и хотят иметь собственный комплект инструментов для контроля состояния антенны в дальнейшем. Для них - нижеследующий мастер-класс. Опять же: только алгоритм, без углубления в лишнюю теорию и физику происходящих процессов, в которую каждый при желании сможет погрузиться самостоятельно.

Для настройки антенны нам понадобится прибор под названием КСВ-метр (измеритель коэффициента стоячей волны), который несложно приобрести – Google в помощь. Стоимость простейшей модели – от 500 до 1000 рублей. Наиболее распространен прибор, уже много лет встречающийся в продаже под разными названиями (SWR-420, 430, KW-520, и т.п.), на самом деле – один и тот же китайский КСВ-метр с одним и тем же принципом работы и одинаковым обозначением переключателей и разъёмов. Прибор, безусловно, более чем средненький, но для нечастого использования вполне сойдет.



Также нам потребуется высокочастотный соединитель того же стандарта, что и гнездо на рации и штекер на кабеле. Он нужен, чтобы включить КСВ-метр между радиостанцией и антенной, не удлиняя существенно антенный кабель. Подойдет переходник-«бочонок» формата «папа-папа» (для жесткого подключения), или коротенький (10-20 см) антенный кабель, также с разъемами «папа» на обоих концах. Стандарт разъемов наиболее известен под именем «PL», именно так его нужно спрашивать в магазине.

1 / 4

  • Переключатель PWR/SWR на КСВ-метре установите в положение «SWR», а переключатель FWD/REF - в положение «FWD».
  • Включите рацию и нажмите на тангенту, перейдя в режим передачи. Удерживая тангенту в нажатом положении, вращайте на КСВ-метре ручку регулятора калибровки «CAL», чтобы стрелка встала на цифру «10» по шкале SWR. Отпустите тангенту.
  • Переведите переключатель FWD/REF в положение «REF», снова нажмите на тангенту. Удерживая ее нажатой, посмотрите на цифру КСВ на шкале SWR. Лучший КСВ – 1, если он более 1,5 – то требуется подстройка антенны.
  • Увеличив на 1-2 сантиметра длину штыря (или иного регулировочного элемента) антенны, снова проведите измерение, повторив пункты 2-4 этой инструкции. Если значение КСВ после регулировки возросло – значит, длину нужно уменьшать, а не увеличивать... Путем постепенных изменений длины и последующих замеров раз за разом добейтесь минимальных показаний индикатора по шкале SWR – близких к 1, но не более 1,5.
  • И на этом – всё. Как видите, не так уж это и сложно. Зато теперь в пути вы можете развлекаться прослушиванием бесед «дальнобоев», иногда полезных, иногда – не очень. И не забывайте, что с вами в машине могут ехать дети, которым эти разговоры слушать пока рано.

    По просьбам трудящихся выкладываю короткую статью по правилам подключения аппаратуры связи гражданского диапазона (и не только) в автомобиле. Написать этот небольшой обзорный материал нужно было бы раньше, да и информации, в общем-то, достаточно, но все не доходили руки.

    В принципе, все просто, но соблюдение нижеописанных правил позволит Вам получить максимум от выбранной и установленной аппаратуры связи. Избежать потенциально возможных проблем, вроде сильного ухудшения связи по причине наводок со стороны бортовой сети автомобиля. Вся информация лично проверена на практике.

    Общие принципы

    Схематически, способ запитки от бортовой сети рации и усилителя представлен на рисунке ниже (спасибо ci-bi.com), рисунок я несколько изменил и сделал более общим, но придумывать что-то более подробное смысла нет, иллюстрация отличная.


    Красным и черным цветом показаны провода питания рации и усилителя. Голубым — ВЧ кабели соединяющие антенну и усилитель, усилитель и рацию.

    • Питание радиостанции должно осуществляться от аккумулятора автомобиля отдельным проводом. Тянем от аккумулятора только один плюсовой провод, минус тянуть не нужно. На протянутый провод рядом с аккумулятором устанавливаем предохранитель, чтобы в случае не запланированного замыкания плюсового провода на массу не произошло его возгорание и соответственно пожар в машине. Штатный предохранитель радиостанции при этом ликвидировать не нужно. Номинал подкапотного предохранителя выбираем из рекомендаций ниже.
    • Минус радиостанции подключаем непосредственно к кузову в месте установки проводом минимальной длины. Масса должна быть надежной, это важно. Идеально использовать для этого какие-нибудь шпильки вваренные в кузов.
    • Допускается подключение радиостанции и усилителя к аккумулятору двумя проводами (плюс и минус). При этом нужно помнить, что длина проводов в этом случае должна быть одинакова и на минусовую клемму рядом с аккумулятором тоже необходимо установить предохранитель. Плюсовой и минусовой провода необходимо свить вместе, получив витую пару. Но такой метод более трудо- и материально-затратен и если Вы уверены в надежности бортовой сети своего автомобиля и его кузов не представляет собой гнилое, дырявое ведро, то лучше избрать классический способ подключения.
    • Усилитель, если планируется его использование необходимо запитывать точно также как и радиостанцию (плюс с аккумулятора, минус с кузова). Можно использовать тот же самый провод от аккумулятора, однако сечение его должно быть больше чем для питания одной лишь радиостанции, конкретные цифры ниже.
    • Для управления усилителем, если он установлен в труднодоступном месте, в цепь его питания можно включить реле для оперативного включения/выключения. Для этого можно использовать обычное реле стартера от автомобилей ВАЗ или ГАЗ, рассчитанное на ток 20-40А. Распиновка и способ подключения такого реле показана на рисунке.

    Выбор сечения проводов и номиналов предохранителей для питания рации и усилителя

    Провода лучше всего использовать медные, многожильные типа ПВ-3 и им подобных.

    • Радиостанция, без усилителя. Длина питающего провода менее 2,5 м – 1 мм.кв, если длина более 2,5 м, то – 1,5 мм.кв, подкапотный предохранитель 5-10А.
    • Радиостанция, с усилителем 100 ватт ( , КП101-12, 747). Длина питающего провода менее 2,5 м – 1,5мм.кв, более 2,5 м – 2,5 мм.кв. подкапотный предохранитель 15-20А
    • Радиостанция, с усилителем 150-200 ватт (SG200, KL400). Длина питающего провода менее 2,5 м – 3 мм.кв, более 2,5 м – 4 мм.кв, подкапотный предохранитель 25-30А.
    • Радиостанция, с усилителем 280-400 ватт (SG400, KL500, 797). Длина питающего провода менее 2,5 м – 4,5 мм.кв, более 2,5 м – 6 мм.кв, подкапотный предохранитель 40-50А.

    Предохранитель у аккумулятора лучше всего использовать флажковый, как во всех современных автомобилях. Найти их не сложно, равно как и колодки к ним.

    В случае использования предохранителей 40-50А, лучше всего использовать предохранители для питания авто акустики. Хорошо зарекомендовали себя предохранители больших номиналов с держателями в виде колб.


    Питания радиостанции и усилителя одним или двумя проводами?

    Поскольку существует несколько мнений на счет правильности подключения, одним или двумя проводами, то от себя скажу, что, в принципе, возможны оба варианта. Но в каждом конкретном случае нужно принимать решение исходя из особенностей конкретного автомобиля. Иногда проблемы с помехами и саовозбуждениями не удается решить при помощи одной схемы подключения и тут может помочь альтернативная.

    Преимущества подключения только одним проводом к АКБ

    • Тянем только один провод от аккумулятора.
    • Используем только один предохранитель у аккумулятора.
    • Нет проблем с отключением массы от АКБ, при таком подключения не образуется петля заземления через антенный кабель.
    • Такое подключение не чувствительно к синфазными помехам, а противофазные замечательно давятся встроенным в радиостанцию фильтром.

    Недостатки подключения только одним проводом к АКБ

    • Иногда, особенно на ржавых кузовах сильно б/у автомобилях и в некоторых других случаях, когда кузов автомобиля не может служить полноценным проводником постоянного тока возможны всякие спецэффекты. В этом случае лучше использовать альтернативную схему подключения минуса непосредственно к АКБ.

    Преимущества подключения двумя проводами к АКБ

    • Проистекают из недостатков подключения минусового провода к кузову. При использовании двух проводов мы изолируемся от дефектов и особенностей проводимости кузова конкретного автомобиля.

    Недостатки подключения двумя проводами к АКБ

    • При правильно установленной антенне, на честной массе, и отключении массы, например выключателем массы от АКБ образуется земляная петля, и если забыть включить массу, то при попытке завести двигатель весь стартерный ток потечет через оплетку кабеля антенны.
    • Необходимо устанавливать дополнительный предохранитель, на провод, идущий к минусовой клемме аккумулятора.
    • Необходимо тянуть второй провод к АКБ
    • При таком подключении образуется земляная петля между аккумулятором и радиостанцией, обладающая своей резонансной частотой и при неблагоприятных условиях вполне способная собирать помехи с бортовой сети и окружающего пространства.

    И помните, правильное питание – залог корректного функционирования аппаратуры. Некоторые станции очень капризны в отношении правильного и стабильного питания, пример тому , которая при недостаточном напряжении будет глючить. Кроме того, правильно запитанное оборудование связи в гораздо меньшей степени подвержено помехам которые способна генерировать бортовая сеть автомобиля и прочее оборудование, вроде китайских зарядников, блоков питания дешевых регистраторов и прочий электронный хлам в который китайцы в целях экономии не поставили соответствующие фильтры ради удешевления. Но это тема для отдельной статьи.

    Поделиться: