Античный период истории города балаклава. Старт в науке

Одно из первых упоминаний о Балаклаве, дошедших до наших дней, можно найти в поэме Гомера "Одиссея", в ней Гомер описывает события 12 веке до нашей эры:

"В гавань красивую там мы вошли. Ее окружают скалы с обеих сторон непрерывной стеною. Около входа высоко вздымаются друг против друга. Два выбегающих мыса, и узок вход в эту гавань. Там племя мы встретили кровожадное Лестригонов" Как сходятся историки - это было племя Тавров, обитавших в то время в этим местах.

Второе упоминание о Балаклаве, тоже находится в греческом эпосе, про двух друзей Аресте и Пилате которые прибыли сюда спустя 10 лет после высадки Одиссея. На берегах Балаклавы, где живут кровожадные листригоны, им нужно было выкрасть статую Артемиды. Первое греческое название Балаклавы - Сюмболон Лимен, что означает "Бухта предзнаменования". Следующее название, которое встречается в истории - это название, под которым мы сейчас и знаем город, Балаклава. Название Балаклава имеет два перевода с татарского - "Рыбье гнездо" и "Рыбная погода". Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов.В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством Плавтия Сильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон. В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам. В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение. В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.

В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу. В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями "Корона" и "Таганрог", и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные - отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.

В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.

В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть сумев выбраться из окружения добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.

В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали "Долина смерти".
Во время пребывания англичан в Балаклаве, была отстроена первая деревянная
набережная в городе, позже она стала называться набережной Назукина. Появилось множество торговых лавочек, ремесленников. В это же время англичане начали строительство первой железной дороги в Крыму, она соединяла Сапун-гору с Балаклавой, протяженность составила практически 13 км. На протяжении всего периода нахождения англичан, в городе все время было не спокойно, постоянные убийства, виселица не пустовала и на день. Английские матросы, по одному практически не перемещались по городу, а в окрестности выходили только группами, очень сильное было сопротивление местными жителями.

Уже в 1856 году порт в спешном порядке покидают англичане, город практически заново разграбили, а отстроенную железную дорогу разобрали и продали туркам.
Восстановление города полностью завершилось в 1871 году, город становится одним из популярных курортов русской аристократии.

В 1887 в городе была открыта первая гостинца "Гранд Отель" и через год князь Юсупов построил на противоположном берегу бухты охотничий домик, Балаклава набирает свою популярность.

В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.

В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.
В период второй мировой войны оборону города держали практически год, русские войска оставили город практически стертым с лица земли.

В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память войнам погибшим в "Долине смерти".

В 1953 - 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название - «Объект 825 ГТС», одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.

В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. Севастополь.

В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ.

В 2014 году Балаклава вместе с Крымом вошла в состав РФ.

Прежние названия

Симболон, Ямболи, Чембало

Средняя высота Население Национальный состав

русские, украинцы

Часовой пояс Телефонный код

В 60-е годы I века н. э. (между 63 и 66) римские легионы под командованием легата провинции Нижняя Мёзия Плавтия Сильвана разгромили тавро-скифское войско, осадившее Херсонес. Вскоре после этого римские гарнизоны были введены в Херсонес, а на мысе Ай-Тодор была возведена крепость Харакс , военный лагерь появился и в бухте Сюмболон. Именно с этого времени начинается датировка найденных на территории Балаклавы монет, херсонесских и римских. Также было обнаружено несколько римских построек - одноэтажное девятикомнатное здание (так называемый «казенный дом»), которое было крыто черепицей с клеймами легинов, а также храм, посвященный Юпитеру Долихену.

После того как в середние 240-х годов римские войска покидают Крым, город не опустевает, греческий поселок оставался там до 370-х годов, когда был разрушен нашествием гуннов. Однако уже в начале VII века здесь фиксируется греческий поселок Ямболи, в 702 году здесь скрывался император Юстиниан II , бежавший из Херсонеса. Название Ямболи является искажением первоначального Сюмболон .

Генуэзская колония

В начале XIII века Ямболи включается в территорию княжества Феодоро . Но уже в 1345 году Ямболи захватили генуэзцы, которые, однако, недолго удерживали город, поскольку были выбиты оттуда татарскими войсками. Тем не менее в 1357 году колония опять оказалась в руках Генуи : именно этим годом датируется начало строительства крепости Чембало (Cembalo) - так итальянцы переняли название Ямболи . В 1380 году золотоордынский хан Тохтамыш , стремящийся заручиться поддержкой генуэзцев, передал им во владение все южное побережье Крыма - от Алушты до Балаклавы; эта территория получила название капитанство Готия .

Вид на крепость Чембало. Открытка начала XX века

После эпидемии чумы 1429 и засухи 1428-1430 годов греческое население Чембало осенью 1433 года подняло против генуэзского правления восстание, во время которого княжество Феодоро при поддержке первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая захватило город. Итальянский историк XVI века Умберто Фольета писал об этом событии:

«В этом году греки жители Чембало города Таврического Херсонеса составили заговор против генуэзских правителей города, взявшись внезапно за оружие, и, изгнав генуэзцев, они передали город какому-то греку Алексею, правителю Федоро…»

В нынешнем во 7134-м году в осень ходили на море донских казаков тысечи з две, да с ними же де на море пристали в 300 стругах з 10 000 запороских черкас. И те де, государь, донские казаки и запороские черкасы ходили морем в судех войною под турские городы и взяли турских 3 города поморских: Трапизон, а иным городом имян не упомнят [Балаклава и Кафа]. И тех де донских казаков на море турские люди, пришед на катаргах, побили с 500 человек лутчих людей, да запороских черкас побили с 800 человек. И с моря де, государь, донские достальные казаки пришли на Дон к себе в городки. Да после де, государь, их вскоре пришли и на Дон з казаком с моря ж запороских черкас с 500 человек и зазимовали у казаков на Дону.

Английский лагерь у Балаклавы. 1855

Набережная Балаклавы. 1856

Крымская война

13 (25) октября в долине к северу от Балаклавы произошло так называемое Балаклавское сражение : русская армия стремилась захватить английский лагерь и тем самым прекратить снабжение англичан. Место битвы впоследствии получило название Долина Смерти , в 1856 году англичанами там был установлен памятный знак и находится английское кладбище, которое в 1945 году после Ялтинской конференции посещал Уинстон Черчилль. (Подробнее о визите Черчилля см. .)

До окончания войны в Балаклаве базировались английская армия и флот. Англичане соорудили деревянную набережную (сейчас на этом месте находится набережная Назукина), также был проведен водопровод и построены шоссейные дороги. В деревне Кадыковка (сейчас является частью города) находились магазины, гостиницы и увеселительные заведения. Кроме того, в феврале-марте 1854 года англичанами была построена первая в Крыму Балаклавская железная дорога длиной 12,8 км, она соединяля Балаклавскую бухту и военное депо в районе Сапун-горы. После войны железная дорога была разобрана и продана туркам.

Дача графа Апраксина. Открытка начала XX века

Дача Мерецкой. Открытка начала XX века

Вид Новой набережной. Открытка начала XX века

Крымский курорт

В 1947-1955 годах в Балаклаве был построен подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок - так называемый «Объект 825 ГТС ». Он находится внутри скалы на западном берегу бухты и имеет также выход со стороны моря. Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения. В завод одновременно вмещается до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м². В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка и завод прекратил свою деятельность и был разграблен. Сейчас часть завода является музеем.

Поскольку завод являлся секретным объектом, в 1957 году Балаклава была переведена в состав Севастополя, лишившись статуса города, и стала закрытой территорией. До конца холодной войны Балаклава оставалась закрытым городом.

Генуэзская крепость Чембало

Крепость была заложена на горе Кастрон, расположенной у восточного входа в бухту. На вершине утеса находился Город святого Николая - цитадель , окруженная с одной стороны обрывом, а с другой мощными стенами с восемью башнями, причем две башни стояли особняком и не были соединены со стенами. Внутри цитадели находился консульский замок-башня (предположительно около 15 м в высоту), массария (таможня) и церковь, которая, вероятно, служила успыпальницей знатных жителей. Консул избирался в Генуе сроком на год и являлся главной исполнительной и судебной власти города, он также вместе с кастеляном Замка святого Николая был начальником гарнизона, состоявшего из 40 арбалетчиков . Личной гвардией консула, по-видимому, были несколько татарских кавалеристов.

На склоне горы находился Город Святого Георгия , в котором жила большая часть горожан - ремесленники, торговцы, рыбаки. Нижний город был также окружен стенами с шестью башнями, а с юга был защищен ещё и обрывом. Внизу, под горой, в бухте, размещался порт и рынок.

В 1460-х годах укрепления Города святого Георгия были перестроены, а в юго-восточном углу была возвигнута цитадель с мощной башней-донжоном , которая находилась в одной из самых высоких точек, на вершине утеса, и на сегодняшний момент сохранился на полную высоту (около 20 м). Донжон имел три яруса: первый был занят цистерной с водой, второй этаж был жилым (там сохранились остатки камина), третий ярус занимал дозор, не исключено, что донжон также использовался как маяк. Вода в цистерну поступала по глиняному трубопроводу из источника Кефало-Вриси (греч. Κεφαλή Βρύση - голова [начало] источника), который находится в верху одноименной балки, на горе Спилия (греч. Σπήλια - пещера); источник до сих пор используется для водоснабжения Балаклавы. Такая же цистерна для сбора воды, вероятно, находилась в нижнем ярусе консульской башни.

С 2004 по 2007 годы на башне проводились реставрационные работы. В ночь с 16 на 17 июля 2008 часть башни-донжона обрушилась после сильного ливня. Имеется другое мнение по поводу обрушения части башни: «Башня простояла довольно долго и не могла обрушиться после ливня, какой-бы сильный он не был. В этом виноваты реставраторы, нарушившие структуру и целостность башни!»

Церковь Двенадцати апостолов

История человеческих поселений на территории нынешней Балаклавы насчитывает более 2500 лет. Берега Балаклавской бухты, окруженной горами, с незапамятных времен привлекали человека как удобное место для поселения. Бухту часто связывают с бухтой, которую изобразил Гомер в десятой песне «Одиссеи». У греков она называлась Символон, Ямболи, у генуэзцев — Цембало, Цымбалон, у турок с 1475г. — Балаклава.
Соседство моря позволяло использовать все блага приморской жизни, а окружающие высоты — укрыться от врага. С окрестных гор стекала вода, в лесах водилось множество зверей. Все эти преимущества по достоинству оценили древнейшие жители Балаклавы — тавры. Уже в VII-VIII вв. до н. э. здесь существовало раннетаврское поселение. Название высоты Таврос у западного берега оконечности Балаклавской бухты сохранилось до недавнего времени.

Позднее Балаклавской бухтой завладели греки, основавшие Херсонес в 4 веке до н.э., затем в 1 веке — римляне. В бывшем предместье Балаклавы Кады-Кое в 1992 году при строительстве торгового центра обнаружен лагерь римских легионеров, открыт языческий храм Бога Юпитера. При раскопках обнаружили алтарь, напоминавший христианскую апсиду, статуи самого Юпитера и других божеств.
Дальнейшее освоение Балаклавской бухты осуществляли генуэзцы. В XIII веке, когда под ударами крестоносцев пала Византийская империя, контроль над торговыми путями в Черном море захватили итальянские купцы. Генуэзская колония в Балаклавской бухте получила название Чембало. Это было итальянское искажение слова «Сюмболон» — так называли бухту греки. Основав новую колонию, генуэзцы приступили к строительству крепости. На вершине утеса они возвели город Святого Николая, или Верхний город — административную часть Чембало. Там находились консульский замок, ратуша и небольшая церковь. Во время генуэзской колонизации местные жители занимались сельским хозяйством, в том числе скотоводством, а также ремеслами, промыслами и торговлей. Из промыслов особое место занимал лов рыбы. В Чембало имелись специальные помещения, где заготавливалась вяленая и соленая рыба для экспорта. В колонии была небольшая верфь для ремонта военных судов и рыбацких барок. В Чембало шла бойкая торговля, в том числе и рабами. Свою власть генуэзцы удерживали с помощью небольшого гарнизона, состоящего из наемников. В городе имелось 40 стрелков, вооруженных баллистами.

В 1433 г. между Феодоро и генуэзцами вспыхнула война за обладание Чембало. Захваченную феодоритами крепость, генуэзцам удалось отбить лишь год спустя, с помощью прибывшего из Генуи подкрепления.
В 1475 г. весь Крым, в том числе и Чембало, был захвачен турками. В крепости, переименованной в Балаклаву (Балык-юве), разместился турецкий гарнизон, содержались в заключении неугодные крымские ханы.
В 1625 г. во время крупного совместного похода запорожские и донские казаки на короткое время захватили Балаклаву и Кафу. В последующих сражениях с турецким флотом они потерпели поражение.
В 1773 г. произошел так называемый Балаклавский морской бой: два русских корабля с 32 орудиями одержали победу над четырьмя турецкими с 164 орудиями.
В 1774 г. по Кючук-Кайнарджийскому миру турки покинули Балаклаву, их место заняли казаки, охранявшие побережье от турецких десантов. После присоединения Крыма к России в Балаклаве находились штаб и несколько подразделений греческого батальона. Балаклава — первое место стоянки русских кораблей, еще до присоединения Крыма к России.
В 1783 г. царское правительство приняло решение о присоединении Крыма к России, закрепленное 8 апреля указом Екатерины II. В 1776 г. был создан Балаклавский греческий батальон, который нес кордонную службу на Черноморском побережье Крыма, участвовал в русско-турецких войнах и в Крымской войне 1853-1856 гг. Штаб батальона располагался в Балаклаве. В свободное от службы время греки занимались сельским хозяйством, торговлей и рыболовством.

Указом Екатерины II от 10.02.1784 г. было присвоено официальное название городу Севастополю и взята на государственное содержание Балаклава, которая перешла к России в 1783 году, с греческими войсками для устройства укрепления. По данным 1864 года приведенным в «Списке населенных мест Российской империи» по Таврической губернии, Балаклава числилась заштатным городишком Ялтинского уезда с предместьем.
В 1787 году Балаклаву посетила Екатерина II. Здесь, по замыслу Григория Потемкина, императрицу встречал конный отряд ―амазонок из 100 балаклавских гречанок. Во время посещения Крыма Александром I в 1819 и 1825 годах и Николаем I в 1837 году Греческому батальону поручалось несение караульной службы при императоре, за что греки щедро вознаграждались: расширялись земельные наделы, выплачивались компенсации за погибших воинов, увеличивалось жалование, кроме того, были открыты школы.
В 1808 году в Балаклаве были учреждены таможня и карантин, однако город так и не стал мощным торговым портом. В те времена город представлял собой скорее деревню: через город проходила всего одна улица, а жителей насчитывалось немногим более тысячи. В 1851 году инженер-капитан Ю. К. Амелунг составил генеральный план благоустройства Балаклавской бухты, но его реализации помешало начало Крымской войны.
В период Крымской войны 14 октября 1854 г. в долине к северу от Балаклавы произошло так называемое Балаклавское сражение, в котором погибла кавалерия англичан. Место битвы (Кадыковская долина) впоследствии получило название Долина Смерти, в 1856 году англичанами на месте сражения был установлен памятный знак.
До окончания Крымской войны в Балаклаве базировались английская армия и флот. Англичане соорудили деревянную набережную (сейчас на этом месте находится набережная Назукина), также был проведен водопровод и построены шоссейные дороги. В деревне Кадыковка (сейчас является частью города) находились магазины, гостиницы и увеселительные заведения. Именно тогда и стали называть древнюю гавань ―Маленький Лондон. Кроме того, в феврале - марте 1854 года англичанами была построена первая в Крыму Балаклавская железная дорога длиной 12,8 км, она соединяла Балаклавскую бухту и военное депо в районе Сапун-горы. После войны железная дорога была разобрана и продана туркам.
Множество легенд ходит о несметных сокровищах английского фрегата ―Черный принц. 2 (14) ноября 1854 года во время сильного шторма 11 судов английского флота, стоявших на рейде у входа в Балаклавскую бухту, были выброшены на прибрежные скалы. Среди затонувших кораблей был легендарный трехмачтовый пароход «Принц», который, выполняя свой первый рейс, привез зимнюю одежду, припасы и секретное оружие для взрыва затопленных русских судов, преграждавших вход в Севастопольскую бухту. Из 150 членов экипажа спаслось только семеро. По легенде «Принц» должен был доставить большое количество золота для жалования британским солдатам.
В мае - июне 1856 года союзники покинули город, и вскоре опустошенная Балаклава вместе с Кадыковкой была переведена в разряд заштатного (безуездного) города Ялтинского уезда Таврической губернии. Возрождение Балаклавы произошло в конце XIX века и связано с развитием города как курорта. В 1860-х годах императорская семья приобрела Ливадию, а уже в 1870-х годах Южное побережье Крыма становиться модным местом отдыха аристократии.
Первым человеком, оценившим потенциал Балаклавы как курорта, был К. А. Скирмунт: в 1870-х годах поселившись в городе, он открыл в своем доме пансионат; кроме того, семья Скирмунтов приобрела участки в Балаклавской долине и начала разводить там венгерские и рейнские сорта винограда. В 1888 году К. А. Скирмунт открыл на набережной грязелечебницу.
В 1887 году на Новой набережной (сейчас набережная Назукина), в доме № 3, была открыта первая в городе гостиница - «Гранд-отель». Затем появилась гостиница «Россия» (Новая набережная, 21), владельцем которой был градоначальник Спиридон Гинали. Семье Гинали также принадлежали купальни, к которым в 1904 году было пристроено здание на 12 номеров для принятия морских ванн.

В 1903-1905 годах на западном берегу бухты, почти у самого входа в гавань, по проекту академика Н. П. Краснова, архитектора Ливадийского дворца, была построена дача графа Николая Апраксина в популярном тогда неогреческом стиле. Здание было врезано в скалу, дачу окружали террасные сады, на набережной был небольшой причал. До Второй мировой войны на вилле находился штаб артдивизиона. Покидая Балаклаву, немецкие войска взорвали дачу Апраксина - сохранились фундамент, подпорная стена и остатки сада.
В начале 1900-х годов там же, на западном берегу, был построен так называемый «охотничий домик» Юсуповых; вероятно, архитектором этой дачи являлся также Н. П. Краснов. В этом доме никогда не жил никто из Юсуповых. В настоящее время дача находится в частной собственности, что, однако, не сказывается на ее виде.
В то же время, в первое десятилетие XX века, на Новой набережной были построены дача актрисы Соколовой, где осенью 1907 года жила Леся Украинка, а также дача Мерецкой - сейчас библиотека имени А.И. Куприна.
Кроме того, активно застраивалась территория между старой частью города и Кадыковкой: в так называемом «Новом городе» было возведено большое количество дач. Всего в Балаклаве 1900 по 1910 год было построено более 100 дач. Согласно данным 1904 года, в городе проживало 2240 человек: из них 76,2 % - греки, 17,4 % - русские, 4 % - евреи, 1,1 % - немцы, 0,7 % - татары и 0,2 % - поляки. А в 1911 году в Балаклаве (вместе с Кадыковкой) проживало 2895 человек, существовало 4 церкви, одноклассное земское училище (в здании городской управы), церковноприходская школа в Кадыковке и частное училище Л. В. Синельниковой. 29
Накануне и в начале первой мировой войны около Балаклавы проводилось строительство фортификационных сооружений - Южная (Балаклавская) группа сухопутных укреплений: два форта «расчлененного» типа (автор - военный инженер Полянский). «Северный» форт находится на высоте 212 м, а «Южный» - на высоте 386. На «Южном» форте, над обрывом находились два бронированных наблюдательные поста: балконы с вертикальными амбразурами. Один из них, названный «бочкой смерти», сохранился. Тогда же, на западном берегу Балаклавской бухты началось строительство береговой батареи (№ 19), завершившееся только в 1920-е годы.
После 1917 г. Балаклава постепенно превращается из курортного городка в промышленный. После поражения белого движения в ноябре 1920 года в Крыму была установлена советская власть.
Согласно постановлению Севастопольского исполкома от 12 июля 1921 года Балаклава с деревнями Кадыкой, Камары, Карань и Золотая Балка преобразована в особую административную единицу. В 30-х годах начинаются разработки и добыча флюсов Балаклавским рудоуправлением, работает рыбоконсервный завод «Пролетарский луч».
В советское время в Балаклаве в 1923 г. зародилась легендарная организация – Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Позднее ЭПРОН стал всесоюзной организацией для подъема судов и различных подводных работ. Жилой дом на Набережной рядом с дачей Мерецкой был построен для командного состава ЭПРОНа в 1935 г. А в «Гранд-отеле» в 1925 г. работали водолазные курсы, на базе которых затем был создан водолазный техникум.
Во время второй героической обороны Севастополя и его освобождения в годы Великой Отечественной войны Балаклавская земля снова оказалась в эпицентре боев. В 1941-1942 гг. здесь проходили оборонительные рубежи, в мае 1944 г. на склонах Сапун–горы разворачивалось сражение за освобождение города.
В связи с созданием Главной военно-морской базы Черноморского флота — Севастополя, с учетом важного военно-стратегического и географического положения, в 1957 году Балаклава, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета УССР и решением Севгорисполкома, вошла в состав города Севастополя, став центром самого большого его района — Балаклавского. В этот период Балаклава превращается в военно-морскую базу Черноморского флота, «закрытый город». Балаклавская бухта превращается в уникальный порт для подводных лодок. На западном берегу бухты строится подземный завод по ремонту и укрытию подводных лодок (штольня). В случае атомной угрозы в штольне могла укрыться целая бригада субмарин, а также несколько тысяч человек. В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка и завод прекратил свою деятельность. Сейчас часть завода является музеем.
Решением исполкома Крымского областного Совета народных депутатов от 07.05.1967 г. Балаклавский район за исключением отдельных участков его территории и населенных пунктов включен в черту г. Севастополя.
Указом Президиума Верховного Совета УССР от 6 января 1976 г. северная часть Балаклавского района (пос. Инкерман) преобразована в город районного подчинения. Постановлением Верховного Совета Украины от 11.10.1991 г. в подчинение Балаклавскому Районному Совету народных депутатов был передан Терновский сельский Совет Бахчисарайского района Крымской АССР.
В 2004 году Балаклава отметила свой 2500-летний юбилей.
Сегодня Балаклава привлекает своим разнообразием и историческим наследием многих искателей приключений и ярких образов. Ежегодно здесь проходит международная парусная регата «Кайра». У стен Генуэзской крепости проводятся рыцарские турниры, переносящие наблюдателя во времена отважных рыцарей и прекрасных дам.

Б алаклава. Название маленького городка в 15 км. от Севастополя известно практически во всем мире. Ведь именно на этой земле рождались завораживающие легенды, шли кровавые военные сражения и случались самые красивые романтические истории.

Тихая бухта, окруженная горами и ближайшее соседство с морем привлекло тавров — древних жителей Балаклавы еще в VIII вв. до н. э. Именно с ними и их домом связан миф Гомера об Одиссее, где одним из мест, посещенных главным героем, является именно Балаклавская бухта.

История Балаклавы поистине удивительна. Начиная с VI века до н.э на нее претендовали практически все правившие в то время империи. Греческий, римский, византийский, турецкий периоды сменялись один за другим в жизни этой живописной бухты. Она терпела разрушения, а затем процветала, ее осаждали и снова освобождали, засекретили как военную базу и в итоге — сейчас это первоклассное туристическое место, со своей уникальной историей и достопримечательностями прежних эпох.

Сейчас Балаклава — это район Севастополя, входящая в состав Севастопольских бухт. Бухта удивительно напоминает европейский портовый город. Возможно, кристально белыми яхтами, и расположенными вдоль пирса разноуровневыми рыбными ресторанчиками, мягкой атмосферой и доброжелательными лицами туристов. Для ознакомительной прогулки можно взять экскурсию на маленькой яхте по заливу.


…Не везде в Балаклаве «очень кристально белые яхты», но многие очень красивые и веселые. Фото: travel-hystory.com

Экскурсоводы знают этот городок как самих себя и с искренним удовольствием ответят на все возникающие вопросы путешественников. После их слов такая загадочная Балаклава становится новым ярким открытием, ведь каждое здание или оставшиеся от него руины, возвышающие над уровнем моря, наполнены событиями многовековой давности, у каждого своя драма или счастливая история.

Интересным для посещения будет Военно-морской музей.


Военно-морской музей Балаклава, Фото: static.panoramio.com

Строительство комплекса началось в 1957 году и относилось к секретному государственному уровню. Проект представлял собой подводную гавань для укрытия и ремонта подводных лодок. Строение было оборудовано складами для хранения продовольственных продуктов, топливными хранилищами, тайниками для военного снаряжения и боевых снарядов.


Музей подводных лодок в Балаклаве Фото: krym4you.com
Комплекс представляет собой сооружение колоссальных размеров и скрывается под 120-метровой толщиной горных пород и таким образом рассчитан на устойчивость к попаданию атомной бомбы.

В скрытых от окружающего мира штольнях работали почти 1000 человек. По своему назначению сооружение использовали почти 30 лет, а сейчас это музейный комплекс, готовый принять всех желающих.

Балаклава — город военной славы и на всей его территории расположены памятники и стелы воинам и морякам — героям, державшим оборону Севастополя, воевавших в Балаклавском сражении и отважно пожертвовавших своими жизнями для спасения многих людей.


Балаклава. Стела посвящённая мужеству и стойкости советских подводников, фото: Sergey Nikitin

С восточной стороны бухты, на вершине мыса расположена генуэзская крепость, именуемая Чембало. Первые упоминание о создании именно этих крепостных укреплений обнаружены в 1343 году. На протяжении веков, крепость захватывали, поджигали и разрушали бесчисленное количество раз, но с таким же рвением происходило ее восстановление и строительство более мощных ее элементов. В настоящее время от генуэзской крепости остались руины, но именно в них заложено столько эпохальных событий и местные старожилы и экскурсоводы с удовольствием расскажут подробно о всех исторических секретах.


Крепость Чембало, фото: russian.crimea-photo.com

Можно посетить живописные галечные пляжи юго-восточнее Балаклавы. Но учитывая их расположение у основания скал, добраться возможно только на водном транспорте.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вхождение Крыма в состав России в мире оценивается неоднозначно. Во многих западных государствах это событие рассматривается как акт оккупации Россией полуострова Крым. Игнорируется воля большинства крымчан, проголосовавших на референдуме за воссоединение с Россией.

В современном мире присоединение Крыма к России - самый актуальный вопрос. 18 марта 2014 г. был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты— Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Владимир Познер в своем интервью сказал, что «никакого экономического интереса Крым не представляет. Дело в городе Севастополе, где расположен российский Черноморский флот. Вот что имеет большое значение». По мнению специалистов, Черноморский флот не может тягаться по мощи с Тихоокеанским, а уж тем более с Северным. Но в историческом плане существование российского флота на Черном море, по словам доктора исторических наук Андрея Союстова, себя полностью оправдывает и будет оправдывать.

"Во-первых, это средство, которое могло позволить державе прибрать к рукам черноморские проливы и - вековечная мечта - выбраться в Средиземное море из бутылки черноморского бассейна. Второе - это всегда та сила, что препятствует неприятелю добраться до наших южных границ кратчайшим путем, по морю» . Автор данной работы целиком и полностью согласен с мнением тех ученых и публицистов, которые считают, что Крым был и является стратегической базой России в Причерноморье. В Крыму находятся немало таких объектов, которые могут усилить обороноспособность нашего государства. Одним из таких объектов является Балаклава.

Летом 2014 г. мы посетили ряд мест на Крымском полуострове. Экскурсии произвели на меня огромное впечатление. Особенно поразил город Балаклава, а именно секретный объект 825, историю которого я постарался отобразить в данной работе.

После распределения кораблей и баз Черноморского флота, Балаклава вместе с заводом досталась Украине. Но сегодня наша страна получила весь Крым, а значит, и Балаклаву в состав Российской Федерации.

Научное исследование мы посвящаем «Объекту 825 ГТС». Поскольку многие архивные документы до сих пор засекречены, нам пришлось собирать информацию по крупицам. Кроме того, летом мы с семьей съездили в Крым, чтобы посетить Балаклаву и на месте узнать некоторые подробности.

Цель работы : определить место секретного «Объекта 825 ГТС» в историческом и современном аспектах.

В соответствии с целью работы мы определили задачи исследования:

    Проследить историю селения Балаклава с древности до наших дней.

    Исследовать историю секретного объекта Балаклавы с 1953 по 2014 годы.

    Сопоставить полученные данные с результатами практических наблюдений.

    Охарактеризовать современное состояние и перспективы развития балаклавского объекта.

Перспективы исследования.

В процессе проведения исследования нами были изучены документальные материалы, обобщены и систематизированы сведения по личным наблюдениям, анализу документальной литературе, Интернет-ресурсам, СМИ.

Материал работы можно использовать в качестве дополнения на уроках истории, обществознания, географии.

Глава 1. Из истории местечка Балаклава

Балаклавская бухта - уникальное творение природы. Узкой лентой вдается она в глубину суши, отделяясь от моря узким входом. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов. Поэтому со стороны открытого моря гавань не видна. За право обладать удобной Балаклавской гаванью непрерывно боролись азиатские и европейские народы

Первый исторический народ Крыма, оставивший следы своего пребывания на древней земле Балаклавы именуется таврами. Античные писатели характеризуют тавров как дикий народ, приносящий человеческие жертвы.С Балаклавой связан один из знаменитых мифов древней Греции - о посещении Одиссея страны лестригонов (так называл тавров Гомер).

Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов[ 6, 21].

В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством ПлавтияСильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон.

В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам.

В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение.

В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.

В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу.

В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями "Корона" и "Таганрог", и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные - отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.

В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.

В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть, сумев выбраться из окружения, добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.

В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали "Долина смерти".

В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.

В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.

Во время второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны Балаклава с ее удобной гаванью оказывается столь же привлекательной для немцев, как и для англичан в 1854 г. На ее захват немцы бросили 72-ю пехотную дивизию, поддержанную танками. Первый удар врага принял на себя батальон НКВД, прорвавшийся к городу 4 ноября 1941, а также бойцы 514-го стрелкового полка Приморской армии и морские пехотинцы. Понеся большие потери, защитники Балаклавы были вынуждены отступить в район Генуэзской крепости. Крепость Чембало вновь, как и в древности становится последним оборонительным рубежом Балаклавы. Защитники Генуэзской крепости, заняв 20 ноября оборону, за несколько месяцев отбили до 70-ти штурмов фашистов, не потеряв ни одного человека. Оборона Балаклавы длилась с 4 ноября 1941года по 29 июня 1942г. А в 1944 году, 15-16 апреля, советские войска вышли к оборонительным рубежам противника,и уже 18 апреля Балаклава была освобождена.

В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память воинам погибшим в "Долине смерти".

После войны жизнь в Балаклаве круто изменилась. В бухте была размещена дивизия подводных лодок, и Балаклава превратилась в одну из секретнейших военных баз в стране. Размещенные в Балаклаве субмарины оснастили в 60-е годы ядерным оружием, а на западном берегу бухты был построен в толще скалы подземный завод по ремонту подводных лодок. В 1953 - 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название - «Объект 825 ГТС», одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.

В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. Севастополь.

В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ. В марте 1995г. из Балаклавы была выведена последняя российская подводная лодка, а в 2003году ушла в Севастополь подводная лодка «Запорожье», принадлежащая Военно-морским силам Украины

В 2014 году Балаклава вместе с Крымом вошла в состав РФ и получила новый виток своей истории.

Невозможно описать все стороны истории Балаклавы. Для этого мы рекомендуем вам книгу Шавшина Владимира Георгиевича «Балаклава: Исторические очерки». В ней можно узнать более подробно обо всех периодах истории Балаклавы, вплоть до начала 90-х годов ХХ века.

Глава 2. История Балаклавской бухты и объекта 825 ГТС

Балаклава - небольшой городок на побережье Черного моря. Балаклавская бухта - уникальная бухта Чёрного моря, идеально подходящая для организации порта, базирования подводных лодок. Ширина бухты составляет 200-400 метров, а глубина не более 17 метров. Географическая уникальность бухты способствует отсутствию в ней штормов, что является отличным условием для швартовки. Благодаря уникальности входной части бухты — её извилистости она абсолютно незаметна со стороны открытого моря, что является огромной стратегической выгодой(Приложение 1).

Во времена Советского Союза, это было супер засекреченное место - база подводных лодок с уникальным заводом по ремонту подводных лодок, который был выдолбленный в скале Балаклавской бухты. Сейчас Балаклава, это база Черноморского военного флота и город, где сохранилось много интересных исторических памятников.

В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы— СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия.

Незадолго до своей смерти Иосиф Виссарионович Сталин утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус— город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь[ 7].

Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз— со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и визировал лично. Времени на размышления у него почти не оставалось: по данным советской разведки, в США уже развернулось бешенное подземное строительство. Под сколы и в шахты прятали командные пункты и баллистические ракеты, ангары и военные заводы: Целые города уходили в земные недра, ветвясь там, как кротовые норы.

В гонке вооружений Советский Союз не мог отставать от Соединенных Штатов. Летом 1957 года в Балаклаве появились специалисты Минспецмонтажа. В этом же году было создано специальное строительное управление №528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Все было настолько засекречено, что даже местные жители ни о чем не подозревали. Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Работы в горе Таврос велись круглосуточно, как у шахтеров, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем, год за годом. Общая выработка скального грунта превышала 25 тысяч кубометров. В толще западного утеса возникали рукотворные расщелины и пещеры, которые превращались в подземные дороги, причалы, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты(Приложение 2).

В случае ядерной угрозы это подземное царство было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек и целого дивизиона субмарин. В автономном режиме они могли находиться в течение 3 лет!

Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода семи подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.

Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы .

Глава 3. Описание, внутреннее строение и назначение объекта

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями(Приложение 3).

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра.

Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим батопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью "закупоривать" подземный объект. Такой же батопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, батопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось "пяти Хиросимам". Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая водный канал, имели закругленную форму.

По мнению военных "верхов", при гипотетическом ядерном взрыве в центре Балаклавы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло бухты сотни миллионов тонн воды и затопив все живое. Весь удар должен был принять на себя передвижной батопорт, который закрывал и открывал морской вход в подземный комплекс. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним - 26 метров. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива. Придя с боевой службы, субмарины могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса.

В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома(Приложение 4).

В 1961 году Хрущев взял курс на сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Севастополя и Черноморского флота Никита Сергеевич по-своему оценил уникальность подземного сооружения в Балаклаве. Масштабность и универсальность подземного комплекса настолько поразили Хрущева, что он приказал переоборудовать его под... склады для вина. И только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС Главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.

Трудно представить, как внутри огромной горы, состоящей из твердых мраморных пород, всего за четыре года продолбили 600-метровый канал. Ведь уровень канала на 7 метров ниже уровня моря! Какие инженерные технологии применялись для создания эго искусственного детища, до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.

Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной - 10 и высотой - 7 метров.

Весь подземный комплекс с мощной системой шлюзования и жизнеобеспечения является, пожалуй, единственным в мире историческим памятником инженерно-технического искусства времен "холодной войны". На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни - "Объекта №825 ГТС", который официально назывался городской телефонной станцией.

Многие уже догадывались, почему Балаклава перестала быть климатологическим курортом, несмотря на очень жесткий режим секретности: въехать в бухту не могли даже коренные севастопольцы. Говорят, одного зеваку, случайно проехавшего свою остановку, сняли с автобуса при подъезде к бухте и едва не замордовали в застенках КГБ. А двое бывших рабочих, годами живших на одной лестничной площадке, только после горбачевской гласности узнали о том, что они трудились на одном и том же заводе, в одном и том же месте, но только в разных бригадах.

Глава 4. Балаклавский объект в 90-е годы

Военные "хозяйничали" в бухте вплоть до развала Советского Союза. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери "гостеприимно" распахнулись перед всеми желающими, "демилитаризацией" бухты занялись "хваткие хозяйственники": откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали "ушли" на металлолом (Приложение 5).

Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в "хозяйственных" целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и "выкачали" не один миллиард гривен.

Сегодня о былой подземной мощи напоминает лишь облезлая надпись "Счастливого плавания!", расположенная, вероятно, на месте бывшей казармы. Подземные укрытия превратились в опасные тропы с коварными "волчьими ямами" почти на каждом шагу. В многочисленных помещения валяются и торчат металлические детали, не заинтересовавшие "кладоискателей", но вполне способные покалечить незадачливого туриста. Единственное, что не угрожает, - это электрический ток: от многокилометровых кабельных трасс осталось лишь воспоминание. Заброшенный южный батопорт под действием неких неведомых сил распался на две части, одна из которых свалилась в канал, перегородив вход. На изъеденном ржавчиной изломе видно, какую огромную работу проделали во время сборки этого батопорта, сколько стальных листов требовалось сварить и сшить (Приложение 4).

Глава 5. Современное состояние секретного объекта

На почерневших стенах подземного города еще можно увидеть следы от выжигания ворованного цветного металла. Грабеж бывших заводских цехов продолжался бы и по сей день, если бы военные не решили создать музей - "в назидание потомкам". Его немногочисленные сотрудники сразу же превратились в зорких стражей уцелевшего добра.

Весть о наличии в Балаклаве уникального подземного памятника быстро облетела все посольства, аккредитованные в России и Украине. Когда иностранные гости прибыли в бухту, они пришли в ужас и не поверили собственным глазам: неужели советский человек мог такое создать? В 2001-2012 годах в подземном городе бухты побывали посол Китая Ли Гиобанг, посол Италии Брунетти Гетц, посол Израиля Анна Азари... Говорят, что ведущий комментатор американской телекомпании Майкл Лафтин после выхода на поверхность не удержался и перочинным ножом выцарапал свое имя на стене бетонной патерни туннеля). Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля - графиня Кларисса.

В соответствии с планом международного "Трейд-клуба" подземный комплекс посетили торговые атташе и представители деловых кругов из 43 стран мира. После обзора бывшего подземного завода они предложили сделать из него музей "холодной войны". Чтобы превратить бывшие закрытые военные объекты в "открытую" зону туризма, нужно около полумиллиарда долларов. Именно такую цифру называют в Севастопольской городской администрации сторонники суперпроекта "Балаклава - международный туристический и рекреационный центр".

Сегодня к осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Экспонатами музея являются модели боевых кораблей и образцы техники и вооружений из Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, которое прекратило свое существование в 1993 году в результате распада СССР. Модели созданы курсантами и передавались в дар музею училища(Приложение 6).

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.

У входа в главную штольню предлагают воздвигнуть шестиэтажное здание в виде носовой части подводной лодки: там будут отведены места не только для демонстрации бывшей военной техники (ракет и торпед), но и для увеселительных заведений - ресторанов и дискотек. Архитектурно-художественное решение музейного комплекса задумано так, чтобы сохранить таинственность горы Таврос. Музейные экспозиции будут освещены под таким углом, чтобы создать видимость подземного пространства. Но сначала нужно решить проблему водной очистки бухты. Во многих местах дно покрыто многометровым слоем ила, в котором, кроме всевозможных отходов и шлаков, могли затаиться боевые снаряды и мины.

В недавнем интервью заместитель Председателя Правительства РФ по оборонной промышленности Дмитрий Рогозин высказал уверенность о том, что в в Крыму все оборонные объекты будут восстановлены и использованы по назначению. Не известна судьба Балаклавы. Если честно, мне бы хотелось, чтобы этот объект оставили под музей. Пусть будет мир. Не надо войны.

Заключение

Данное исследование мы посвятили секретному «Объекту 825 ГТС», находящемуся в городе Балаклава. Мы проанализировали и проследили историю этого секретного объекта с 1953 по 2016 годы. В целях получения более точной информации я посетил местечко Балаклава и сам секретный объект, изучил доступные документы, зафиксировал особо важные сведения с помощью фотоаппарата и аудиозаписи. Всё это дало возможность охарактеризовать современное состояние объекта и увидеть перспективы его

развития.

Секретный объект в Балаклаве - это уникальная постройка не только в истории нашего государства, но и всего мира.

Все поставленные в работе задачи были в основном выполнены

Была исследована история Балаклавы и ее секретного объекта, охарактеризовано современное состояние объекта и определены перспективы его дальнейшего развития.

Считаем, что данная работа будет интересна не только специалистам, но и обычным людям.

Многие вопросы остались за страницами исследования, однако надеюсь его продолжить в заданном направлении.

Список используемой литературы

    Андреев А.Р., История Крыма.-М., 1997.- 254с.

    Верхотуров Д.Н., Крым. Военная история: От Ивана Грозного до Путина.-М., 2014.-288с

    Военно-энциклопедический словарь.-М., 2012.-506 с.

    Прохоров Д., Храпунов Н., Краткая история Крыма.- Симферополь., 2013.-400с.

    Сухоруков В., Знаете ли вы Крым.- Симферополь., 2013.-324с.

    Черкашин Н.А. Подземная гавань субмарин.Совершенно СЕКРЕТНО №8/147 - 2001г. Статья о знаменитом объекте №825 в Балаклаве.

    Шавшин В.Г., Балаклава: исторические очерки., 2004.- 264 с.

    Эхо Москвы: На Украине могут появиться новые базы Черноморского флота (радиоинформация)

    www.pomnivoinu.ru/home/reports/1259/

    virtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.html

    http://anastgal.livejournal.com/909772.html

    http://fishki.net/30823-7-zabroshennyh-chudes.html

    http://www.viza-yalta.com/country.php

    http://ru.wikipedia.org

    http://www.youtube.c

Приложение 1

Географическое месторасположение Балаклавы (Крым)

Приложение 2

История создания объекта (редкие кадры-фото автора)

Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Приложение 3

Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду из 14 подводных лодок проекта 615 и три тысячи человек - население всей тогдашней Балаклавы.

Приложение 4

Под землей довольно прохладно, температура около +12 градусов. Смотришь, как в канале плещется вода, и пытаешься представить себе, сколько же человеческого труда было когда-то затрачено на постройку всего этого!

В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей и автономно существовать 3 года.

Минно-торпедная часть комплекса. Здесь проверяли и обслуживали боекомплект подводных лодок, проводили регламентные работы, после чего доставляли мины и торпеды в арсенал.

505-метровый тоннель является наиболее масштабной частью объекта.

Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы

Выход при необходимости перекрывался батопортом (плавучим затвором судопропускного сооружения), вес которого достигал 150 тонн.

Когда гуляешь по основным коридорам, то с виду все хорошо, но стоит свернуть чуть в сторону...

Это заброшенный темный коридор, сохранившийся с 50-х гг.

Головная часть торпеды.

Макет дизельной подлодки проекта 613 в разрезе.

Действующая радиоуправляемая модель противолодочного корабля.

В одном из стендов

Модель современного корабля

Вход в подводную лодку

1-2.Вход в секретный объект. Можно проехпть на катере, но мы пошли пешкоь, чтобы дучше увидеть и прочувствовать.

Торпеда и тележка для перевоза торпед

Туннели, по которым проплывали подлодки.

Карта Балаклавской бухты с военными обозначениями

Торпеды лежат на тележке, которая стоит на специальном вращающемся перекрёстке.

Пульт управления и рабочие готовы к загрузке торпеды

Одна из подводных лодок.

Моряки проверяют: всё ли сделано правильно.

Место, откуда в море ночью выплывали подводные лодки.

Поделиться: