Учет автошин в 1с 8.3. Как учитывать автомобильные шины

Бухгалтерский и налоговый учет шин зависит от способа их приобретения.

Вариант 1. Шины установлены на транспортное средство (далее - ТС) к моменту его приобретения. Стоимость таких шин отдельно в бухгалтерском и налоговом учете не отражается, даже если выделена в товаросопроводительных документах. Стоимость шин наряду с другими сопутствующими расходами формирует ОС в бухгалтерском и налоговом учете п. 8 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 257 , пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ .

Вариант 2. Шины приобретаются отдельно от автомобиля.

В бухгалтерском учете такие шины являются МПЗ и списываются в расходы при установке на ТС.

Проводки по учету автомобильных шин

В налоговом учете расходы на приобретение таких шин могут учитываться в составе:

  • или материальных расходов пп. 3 п. 1 ст. 254 , пп. 5 п 1 ст. 346.16 НК РФ ;
  • или прочих расходов (расходов на содержание служебного транспорта) пп. 11 п. 1 ст. 264 , пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ .

На ОСН стоимость шин включается в налоговые расходы на дату их установки на ТС.

На УСН стоимость шин учитывается в расходах, когда шины получены от поставщика и оплачены.

Независимо от способа приобретения шин их замена, в том числе сезонная, ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете не отражается. Движение шин отражается только в складском учете. Расходы на шиномонтаж и ремонт шин учитываются и в бухгалтерском, и в налоговом учете как прочие.

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

МЫ ЦЕНИМ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Пожалуйста, оставьте ваш отзыв
о ТИПОВЫХ СИТУАЦИЯХ™

Бухгалтерией в учете, прежде всего, принимаются во внимание назначение шин у автотранспорта и особенности их эксплуатации. Стандартное их использование - сезонная смена либо замена изношенных и непригодных на новые. Рассмотрим в статье, как осуществляется бухгалтерский учет автошин на предприятии.

Принципы бухгалтерского учета автошин

Основными параметрами учета являются:

  • их количество;
  • модель;
  • марка резины;
  • стоимость;
  • размер.

Исходя из этих показателей, работниками бухгалтерии ведется раздельный учет сезонных, летних и зимних шин автотранспорта. При этом новые и бывшие в пользовании запчасти также учитываются по отдельности. Покупка, передача их в эксплуатацию и прочие операции отображаются бухгалтерской службой контировками (проводками).

Название операции Бухгалтерские контировки
Покупка шины для автотранспорта ДТ 60, КТ 51 (перечисление денег за покупку),

ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Запасные автошины», «Новые автошины»), КТ 60 (финансовые обязательства по купленным запчастям),

ДТ 19, КТ 60 (НДС со стоимости купленного товара),

ДТ 68, КТ 19 (НДС к вычету)

Ввод шины в пользование ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Автошины в подотчете»), КТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины»
Списание автомобильной шины по причине выхода ее из строя ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Запчасти», «Автошины в подотчете»

Стоимость купленных шин для автотранспорта с целью замены сношенных отображается бухгалтерской службой на счету 10 «Материалы», субсчет «Запчасти». Читайте также статью: → “ ». Тут же учитываются как эксплуатируемые, так и резервные запчасти. Для раздельного учета открываются вспомогательные субсчета третьего порядка к субсчету «Запасные автошины».

Шины автотранспорта оборотного фонда (в подотчете) учитываются раздельно от тех, которые числятся за складским помещением.

Налоговый учет автошин

При покупке машины цена установленных и запасных шин объединяется с начальной стоимостью автотранспорта (НК РФ, ст. 257). Как отдельные объекты эти запчасти на бухгалтерских счетах не значатся. Купленные отдельно шины не входят в состав приобретенного авто и не присоединяются к его стоимости. Здесь налоговый учет запчастей регламентирует Налоговый кодекс РФ:

  • ст. 254 (траты плательщика на производственные и хозяйственные нужды);
  • ст. 260 (реставрация основных средств);
  • ст. 264 (содержание и использование служебного транспорта).

Так, к примеру, согласно налоговому законодательству отдельно купленные запчасти, можно учитывать как материальные траты на покупку материалов, необходимых для содержания основных средств. То есть, автошины в таких случаях считаются запчастями к автомобилю, учет которых ведется по их себестоимости в числе материально-производственных запасов. Траты по их ремонту можно отнести к.прочим.

Расходы рассматривают для целей налогообложения в действительном на это время налоговом периоде. Все траты при методе начисления признаются на момент сборки автошин на авто. Снятые запчасти с автотранспорта не причисляют к возвратным отходам или остаточным запасам.

Учетная документация по работе автошин

Специализированная учетная форма карточки заводится технической службой соответствующего подразделения организации по форме № 424-АПК отдельно на каждую шину автотранспорта (новую, бывшую в пользовании либо восстановленную). Основное назначение учетной карточки - оформление движения шин в пользовании со времени их сборки до полного выхода из строя. В карточке указывается следующая информация:

  • дата изготовления, производитель, цена, а также прописывается название колес и порядковый номер;
  • техническое состояние (имеющиеся дефекты, повреждения);
  • пробег (предыдущий - для бывших в пользовании шин, а действительный пробег за каждый месяц - для всех видов шин);
  • дата замены шины, номера снятой и собранной шины;
  • время демонтажа, общий пробег, данные рисунка протектора, с какой целью и по какой причине выведена из эксплуатации (в случае снятия с учета шины).

Указанные типовые учетные формы заполняются полностью и хранятся по номерам автотранспорта, а закрываются при отправлении запчасти на утилизацию.

Норма эксплуатационного пробега для списания

Российским законодательством конкретные нормы по списанию шин автотранспорта не установлены. В отношении их эксплуатационного пробега применяются предписания Министерства транспорта РФ, изложенные в Письме № 03-01/10-2830ш от 24.08.2012. Таким образом, согласно письму нормы определяются производителем.

Соответственно, руководитель организации вправе разработать и утвердить нормы собственным распоряжением на основе среднестатистического пробега, используя имеющуюся информацию:

  • заводского изготовителя;
  • по методу определения норм пробега Временных норм (РД 3112199-1085-02) с изменениями от 07.12.2006 (в ситуациях, идентичных рассматриваемой, может использоваться как образчик);
  • опыт организации по эксплуатации транспорта.

Так, согласно стандартам РД 3112199-1085-02 установленная организацией норма пробега не должна быть менее 25% среднего параметра пробега.

В любом случае самостоятельные разработки по нормам должны быть финансово оправданными и документально удостоверенными.

Учет износа и замены автомобильных шин

Допускается рассматривать смену непригодных (сношенных) указанных запчастей как составляющую часть ремонта. Тогда следует производить списание на издержки производства и траты на починку объекта основного средства. Связанные с ремонтом расходы отображаются бухгалтерией по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета понесенных трат. Так, ДТ 20, 26, 44, КТ 10, субсчет «Шина в подотчете» отображает учет цены сезонных запчастей автотранспорта в тратах по обычной деятельности после их износа.

Изношенные автомобильные запчасти, которые подлежат модернизации, ремонту, реконструкции, числятся за складским помещением. Их учет ведется на субсчете «Автошины, подлежащие восстановлению», «Материалы, отданные на переработку». Цена отображается так: ДТ 10, субсчет «Автошина на восстановление», КТ 91-1.

Смена сезонных шин автотранспорта является составной частью содержания основного средства, направленной на поддержание характеристик авто в должном состоянии. Связанные с этим расходы признаются тратами по обычной деятельности. Их бухгалтерия отображает по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета производственных трат (относят к расходам на обслуживание).

Но при замене сезонных запчастей и отправке их в складское помещение цена их относится на снижение трат по текущей деятельности: ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Шины в подотчете». Для отображения замены летних, зимних шин автотранспорта применяются контировки по счету 10. К примеру, при сборке зимних цена введенных в пользование шин автотранспорта отображается так: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».

По завершении сезона производится снятие зимних и сборка летних запчастей. Для отображения цены снятого зимнего варианта используется контировка: ДТ 10, субсчет «Запасная шина», КТ 10 «Автошина в подотчете». Цена собранного летнего варианта взамен зимнего будет отображаться контировкой: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».

Пример 1. Учет стоимости всесезонных автомобильных шин при их покупке

ООО «Феликс» был приобретен набор всесезонных шин для автотранспортного средства. Практически сразу же изношенные запчасти заменили новыми, только что купленными. Бухгалтерская служба отобразила все действия контировками.

Название операции Бухгалтерские контировки
Оприходование запчастей автотранспорта на складское помещение ДТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины»,
Отображение НДС ДТ 19, КТ 60
Отчисление денег за покупку продавцу ДТ 60, КТ 51
НДС к вычету ДТ 68, КТ 19
Учтена цена купленных запчастей в тратах по обыкновенной деятельности ДТ 20, КТ 10, субсчет «Запчасти», «Запасные автошины», «Новые автошины»

Пример 2. Отображение замены сношенных автомобильных шин в бухучете

Руководителем организации назначена комиссия из числа должностных лиц с целью проверки технического состояния автошин. Во время ее проведения проверяющие признали установленные детали на авто непригодными для эксплуатации. По результатам был составлен акт на списание материалов. Согласно ему полностью сношенные запчасти следует отправить на утилизацию, а взамен их установить новые.

В учетной карточке при выводе запчастей из пользования отмечаются время и основание демонтажа, единый пробег и направление на утилизацию. Замена автошин отображается следующим образом: ДТ 20, КТ 10, субсчет «Эксплуатируемая автошина» (учет цены непригодных запчастей в тратах по обычной деятельности), ДТ 10, субсчет «Другие материалы», КТ 91-1 (учет сношенных запчастей), ДТ 10, субсчет «Автошина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная автошина» (отображение цены установленных запчастей).

Ответы на вопросы по учету шин у автотранспорта

Вопрос №1. Как учитываются расходы по утилизации непригодных для пользования шин автотранспорта, исчисляют ли с них налоги?

Траты, связанные с утилизацией отходов, причисляются к расходам по текущей деятельности. На них тоже распространяется налогообложение.

Вопрос №2. Что представляет собой акт на списание, утилизацию автомобильных шин?

Используется общепринятая форма, которая включает сведения о назначенном составе комиссии, проведенном осмотре. Акт содержит полную информацию о характеристиках осмотренного объекта (заводской номер, общий пробег, размер, модель и т. д.). Проверяющие устанавливают техническую непригодность запчастей для автотранспорта, тут же указывают причины. Затем решают вывести их из эксплуатации и отправить в утиль. Готовый акт визируется председательствующим и остальными компетентными лицами из числа комиссии.

Вопрос №3. Какими нормативными документами можно руководствоваться при учете основных средств?

Работнику бухгалтерии следует взять на вооружение «Методические указания по бухучету основных средств», которые утверждены приказом Министерства финансов РФ № 91н от 13 октября 2003 г. Сейчас активно применяется редакция от 24.12.2010. Она освещает вопросы оценки, амортизации, содержания, восстановления и выбытия основных средств.

Вопрос №4. Можно ли не заводить учетную карточку на автомобильные шины?

Ведение учетной формы карточки, применение эксплуатационных норм пробега - обязательные составляющие эксплуатации автошин, используемые на предприятиях. Не делать это вправе только те владельцы транспортных средств, которые занимаются перевозкой грузов, пассажиров для личных нужд.

Вопрос №5. Как производится досрочное списание автомобильных шин по причине их испорченности и их учет на счетах?

Для подобных действий должно быть основание - заключение экспертной комиссии. Если автомобильные шины испорчены и установлено виновное лицо, то цена запчастей им компенсируется. Возмещаемая сумма считается внереализационной и относится к прочим доходам. Выбытие в таких ситуациях на счетах не отображается. Просто испорченное имущество списывают с внебалансового счета («Эксплуатируемые шины»).

Если у компании на балансе есть автомобили, то регулярно встает вопрос учета зимней резины, а иногда и колесных дисков к ней. Об учете и налогообложении при покупке, вводе в эксплуатацию и использовании зимней и летней резины, а также дисков мы расскажем в нашей статье.

Если фирма купила автомобиль, то комплект шин и дисков, которые установлены на нем, входят в первоначальную стоимость ОС. В этом случае стоимость авторезины и дисков учитывают на счете в составе автомобиля и списывают через амортизацию. В процессе эксплуатации авто и износа дисков и шин компания вправе приобретать комплекты как всесезонных шин, которые подлежат замене, когда станут непригодными, так и комплекты летней и зимней резины, при смене которых возникают вопросы учета и налогообложения.

Основное средство?

Автомобильные шины и диски, приобретенные отдельно, включает в состав МПЗ и учитывает как запасные части вне зависимости от их стоимости и срока службы. Почему автошины и диски нельзя отнести к основным средствам? ОС признается имущество, используемое в течение длительного времени как средство производства. Пунктом 46 Положения по ведению бухгалтерского учета определена характеристика ОС - использование объекта в качестве средства труда. Шины и диски не могут эксплуатироваться в качестве самостоятельных единиц, так как они являются составной частью автомобиля. Эту позицию подтверждает Классификатор основных средств - в его списке отсутствуют шины и диски. А инструкция к Плану счетов предписывает учитывать шины на счете 10 "Материалы" в составе запасных частей на %%%_20_%% .

Установку шин и дисков нельзя признать модернизацией. Они не увеличивают стоимость ОС. Это связано с тем, что шины и колесные диски используются не на конкретном автомобиле и могут быть установлены на другое авто.

Если компания является автотранспортной или же использует автомобили в деятельности, которая связана с производством и торговлей, то стоимость шин и дисков учитывают в налоговом учете в составе материальных расходов как косвенные затраты. Их признают в момент передачи запасных частей в производство и списывают единовременно в полном объеме . Фирма, которая не является автотранспортной, вправе отразить затраты на приобретение резины в составе прочих расходов .

Сотрудники налоговой инспекции расходы на приобретение и установку шин и дисков признают обоснованными, так как они связаны с поддержанием эксплуатационных свойств авто. Бухгалтер может уменьшать налоговую базу по прибыли на стоимость резины и дисков, а также на затраты по шиномонтажу специализированными фирмами или сотрудниками компании. Во избежание претензий в учетной политике следует закрепить порядок списания шин и дисков. Прописать, к прямым или косвенным затратам компания будет относить услуги сторонних организаций по шиномонтажу.

Что касается списания автошин и дисков в бухгалтерском учете, то это будет зависеть от выбранного компанией и утвержденного в учетной политике метода. Так как списание и учет колесных дисков в российском законодательстве на сегодняшний день не нашли документального отражения в специальных документах, значит, бухгалтеру следует применять единовременное списание стоимости дисков. В отношении автошин бухгалтер должен руководствоваться общими нормами, в соответствии с которыми МПЗ списывают в момент их первичной установки. Обычно летне-зимняя резина по окончании сезона возвращается на склад. В этом случае пункт 112 Методических указаний рекомендует при возврате на склад материалов, ранее списанных в производство, уменьшать затраты на стоимость таких МПЗ с учетом фактического сезонного износа. Бухгалтер должен оприходовать шины на субсчет счета в корреспонденции с теми счетами, на которые они были списаны ранее.

Определяем износ шин

До 1 января 2008 года действовали Правила эксплуатации автомобильных шин на территории России . Регламент закреплял ведение карточек учета шин, в которых следовало отражать дату ввода в эксплуатацию, ежемесячный пробег, износ и повреждения. На основании карточек изношенные шины при достижении нормы эксплуатационного пробега менялись на новые. Заполнение карточек учета - документальное обоснование списания пришедших в негодность автошин. Их следует заводить на каждую новую шину, отпущенную в эксплуатацию.

До 1 января 2007 года действовали Временные нормы, которые определяли эксплуатационный пробег шин по формуле:

Hi (норма эксплуатации шины) = H x K1 x K2,

где H - среднестатистический пробег шины (тыс. км); K1 - поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автомобиля; K2 - поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автомобиля. Норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 процентов от среднестатистического пробега.

На сегодняшний день и Правила, и Временные нормы утратили силу. Взамен этих документов новые регламенты не утверждены. Однако в своем письме Минтранс России сообщает, что Временные нормы продолжают действовать до момента вступления в силу новых регламентов. С одной стороны, бухгалтер не обязан вести карточки учета автомобильных шин. С другой - отмена Правил и Временных норм не говорит о том, что компания не должна организовать учет по списанию шин. Руководство вправе утвердить приказом собственную форму учета пробега автомобильных шин и порядок ее заполнения.

При смене летней резины на зимнюю возникает вопрос, как учесть эту операцию. Назвать ремонтом такие действия нельзя, так как шины могли не до конца выработать свой срок. Замена шин при смене сезонов является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля. Фирма выбирает наиболее предпочтительный порядок учета автошин и колесных дисков и закрепляет его в учетной политике.

Существует несколько способов учета шин и дисков. Вариант первый. Списание стоимости шин и колесных дисков на расходы единовременно в момент их установки на автомобиль. При этом не учитываются эксплуатационный срок и достижение износа автомобильных шин и дисков. Российским законодательством не предусмотрен регламент по учету колесных дисков. Бухгалтер вправе списать их стоимость единовременно, не учитывая сезонный характер эксплуатации дисков, если порядок установлен внутрифирменными приказами.

Пример

Компания приобрела и установила на служебный автомобиль комплект зимних шин и колесных дисков (колесо в сборе) стоимостью 19 360 руб. (в т. ч. НДС - 2953 руб.).

ДЕБЕТ 60 субсчет "Авансы выданные" КРЕДИТ 51
– 19 360 руб. - поставщику оплачен аванс за колесо в сборе;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 76 субсчет "НДС с предоплаты"
– 2953 руб. - принят к вычету НДС с аванса по счету-фактуре;

ДЕБЕТ 10 субсчет "Зимние автомобильные шины" КРЕДИТ 60
– 16 407 руб. (19 360 – 2953) - оприходовано колесо в сборе;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 2953 руб. - учтен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 субсчет "Авансы выданные"
– 19 360 руб. - зачет аванса;


– 2953 руб. - принят к вычету НДС по колесу в сборе;

ДЕБЕТ 76 субсчет "НДС с предоплаты" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"
– 2953 руб. - восстановлен НДС, ранее принятый к вычету по авансу;

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет "Зимние автомобильные шины"
– 16 407 руб. - списана стоимость колеса в сборе в связи с введением в эксплуатацию.

Если фирма приобретает шины и диски отдельно, то их учет следует отразить проводками по каждому МПЗ.

Стоимость колесных дисков для установки их на комплекте зимней резины составила 15 600 руб. (в т. ч. НДС - 2380 руб.). Списание дисков бухгалтер отразит следующим образом:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 2380 руб. - отражен НДС, предъявленный поставщиком за диски по счету-фактуре;

ДЕБЕТ 10 субсчет "Колесные диски" КРЕДИТ 60
– 13 220 руб. (15 600 – 2380) - отражен расход по приобретению дисков;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19
– 2380 руб. - принят к зачету НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 15 600 руб. - поставщику оплачены колесные диски;

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет "Колесные диски"
– 13 220 руб. - списаны колесные диски в производство.

Вариант второй. Бухгалтер может использовать данные о фактическом и нормативном пробегах для возврата на склад летне-зимних шин с учетом того, что они подлежат эксплуатации в следующем сезоне. Стоимость автошин подлежит восстановлению на открытых субсчетах к счету 10 "Материалы" с учетом их частичного износа, который уменьшает стоимость МПЗ пропорционально пройденному пробегу. Записи отражают по дебету счета и кредиту счета до того момента, пока не наступит установленный пробег и шины не будут сняты с эксплуатации в связи с непригодностью. При этом целесообразно составить бухгалтерскую справку.

Пример

Цена комплекта зимних шин - 19 360 руб. (в т. ч. НДС - 2953 руб.) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, - 30 000 км; фактический пробег за зимний сезон - 7000 км).

Цена комплекта летней резины - 12 300 руб. (в т. ч. НДС - 1876 руб.) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, - 40 000 км; фактический пробег за летний сезон - 15 000 км).

Возврат летней резины на склад следует отразить с учетом износа за летний сезон, который составит отношение фактического пробега летней резины к нормативному, т. е. 3909 руб. (15 000 км: : 40 000 км x 10 424 руб.).

Бухгалтер отразит это проводкой:

ДЕБЕТ 10 субсчет "Возврат летних сезонных шин на склад" КРЕДИТ 20
– 6515 руб. (10 424 – 3909) - возврат летнего комплекта шин на склад с учетом износа.

Возврат зимней резины на склад отражается с учетом фактического пробега за зимний период к установленному пробегу, т. е. 3828 руб. (7000 км: 30 000 км x x 16 407 руб.). Операции подлежат отражению следующей проводкой:

ДЕБЕТ 10 субсчет "Возврат зимних сезонных шин на склад" КРЕДИТ 20
– 12 579 руб. (16 407 – 3828) - возврат зимнего комплекта шин на склад с учетом износа.

Вариант третий. В соответствии с Планом счетов бухгалтер может вести учет движения сезонных автомобильных шин на открытых аналитических субсчетах к счету 10 "Материалы" . На счета затрат стоимость комплекта резины списывают только после того, как она достигнет своего эксплуатационного пробега.

Пример

Цена комплекта зимних шин - 19 360 руб. (в т. ч. НДС - 2953 руб.).

Цена комплекта летней резины - 12 300 руб. (в т. ч. НДС - 1876 руб.).

Учет движения шин бухгалтер может отразить на открытых аналитических счетах. При этом стоимость колесных дисков будет списана в расходы компании единовременно в момент их установки на комплект резины. Проводки будут выглядеть следующим образом:

ДЕБЕТ 10 субсчет "Автомобильные шины на складе" КРЕДИТ 10 субсчет "Автомобильные шины в обороте"
– 10 424 руб. - возврат летних шин на склад по окончании сезона;

ДЕБЕТ 10 субсчет "Автомобильные шины в обороте" КРЕДИТ 10 субсчет "Автомобильные шины на складе"
– 16 407 руб. - установка зимних шин на автомобиль;


– 10 424 руб. - списана стоимость летней резины в связи с окончанием срока эксплуатации;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет "Автомобильные шины в обороте"
– 16 407 руб. - списана стоимость зимней резины в связи с окончанием срока эксплуатации.

1 подп. 4 п. 1 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н
2 утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н
3 утв. пост. Правительства России от 01.01.2002 № 1
4 приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н
5 п. 2 ст. 272 НК РФ
6 п. 2 ст. 318 НК РФ
7 подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ
8 утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н
9 утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9р
10 утв. Минтрансом России от 04.04.2002 РД 3112199-1085-02
11 письмо Минтранса России от 11.05.2010 № 03-03/08-269пс

Правилами дорожного движения установлено, что для каждого сезона должен быть свой комплект шин, поэтому часто компании приобретают дополнительные комплекты отдельно от автомобиля, на который они устанавливаются. Стандартным подходом в организации регламентированных видов учета таких автошин считается включение расходов на их приобретение в себестоимость в момент начала эксплуатации (первой установки на транспортное средство). Все последующие перемещения шин (на склад после окончания сезона и со склада при начале нового) не следует отражать в бухгалтерском и налоговом учете.

Порядок учета автошин в 1С Бухгалтерия

Чтобы корректно отразить в программе движение шин, необходимо знать:

  • их стоимость;
  • режим налогообложения (общий, упрощенный или специальные налоговые режимы);
  • систему уплаты налогов, которой пользуются контрагенты (как поставщик товара, так и сервис, в котором производилась их замена, если компания пользовалась услугами специализированной организации);
  • вид деятельности организации;
  • порядок отнесения на расходы в бухгалтерском и налоговом учете стоимости автомобильных шин (как правило, цена списывается на расходы в момент первой их установки на автомобиль, а дальнейшее перемещение ТМЦ не отражается);
  • для целей налогового учета, расходы на приобретение автошин отдельно от транспортного средства относятся к категории прочих (например, на содержание автомобилей для служебного пользования).
  • метод отражения операций (как правило, по начислению).

Порядок отражения поступления автошин в 1С Бухгалтерии

Для проведения данной операции используется накладная. Ее рекомендуется заполнять следующим образом:

  • Новый документ создается в разделе с операциями по покупке любых товаров или услуг.
  • Видом операции, оформляемой документом, является накладная при оприходовании товара.
  • Документ необходимо заполнять на основании сведений, содержащихся в форме, переданной поставщиком (в частности, обязательно указывается номер и дата накладной, наименование поставщика, реквизиты договора, склад, куда приняты шины). Следует обязательно проверить корректность указания счетов учета и сроков произведения платежей за поставленный товар.
  • В табличную часть необходимо внести данные о поступивших шинах. Элемент должен быть внесен в номенклатурный справочник организации. Если он отсутствует, то его потребуется создать. Он будет учитываться на счете 10.05. При необходимости для таких товаров можно создать отдельную номенклатурную группу для настройки параметров ведения учета и облегчения процедуры заполнения форм. Также в таблице необходимо указать количество, сумму, цену и величину НДС по поставленным товарам.
  • По завершении внесения данных в документ, его требуется провести.

При принятии НДС к вычету в программе используется полученный счет-фактура:

  • Он формируется с помощью указания реквизитов, переданного поставщиком документа при внесении данных в накладную, и его последующей регистрации в системе. Новая форма создается автоматически, и в ней будут содержаться все необходимые сведения. Для редактирования он будет доступен по ссылке в накладной.
  • Созданный счет-фактуру следует открыть, проверить корректность заполнения всех полей и наличие флажка, устанавливающего обязательность его отражения в соответствующем регистре регламентированных видов учета. Если такой флажок отсутствует, то потребуется создавать отдельный документ, чтобы соответствующая запись появилась в книге покупок.
  • При внесении изменений в счет-фактуру, необходимо их сохранить.

Также следует сформировать книгу покупок из соответствующего раздела меню 1С Бухгалтерии.

Отражение передачи автошин в эксплуатацию в 1С Бухгалтерии

Для данной операции используется требование-накладная. Особенности ее заполнения следующие:

  • Расположена она в разделе меню с производственными документами.
  • При создании новой формы флажок для распределения затрат по приобретению материалов на разные статьи и счета следует устанавливать, если такая потребность есть. В большинстве случаев, ТМЦ учитываются стандартно, и флажок ставить не нужно.
  • Табличная часть заполняется с использованием функции добавления. Счет учета ТМЦ - 10.05, где отражаются все запасные части.
  • Счет затрат устанавливается в соответствии с учетной политикой компании. Выбирается то значение, которое используется при списании расходов на эксплуатацию и ремонт транспортного средства.
  • После внесения всех необходимых сведений, документ проводится. При необходимости его можно напечатать.

Проверить корректность создания проводок можно стандартным путем.

Регистрация услуг автосервиса по установке шин в 1С Бухгалтерии

Для данной операции используется акт оказанных услуг. Он расположен в том же разделе меню 1С Бухгалтерии, что и накладная, и порядок его заполнения аналогичный. Единственное, чем он отличается, это видом номенклатуры, который фиксируется в табличной части и счетом учета. По завершению заполнения, документ также проводится. Проверить, насколько корректно ведется в 1С Бухгалтерии учет, можно стандартным способом.

Практически все коммерческие организации содержат на своем балансе транспортные средства, это могут быть автобусы, грузовые и легковые автомобили. Поскольку автомобильные шины имеют ограниченный ресурс пробега, а во время эксплуатации техника подвергается амортизации, то автошины изнашиваются. Соответственно, их нужно списывать.

Нормы эксплуатации автомобильных шин

На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.

Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:

  • Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
  • Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
  • Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
  • Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
  • Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.

Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.

Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.

Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.

Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.

Нормы эксплуатационного пробега автомобиля

В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.

Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.

В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.

Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.

Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.

Бухгалтерский учет

Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.

Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.

Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.

Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.

В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.

Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.

К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.

Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы». Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.

В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.

Налоговый учет

Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт , учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.

На основании Налогового кодекса РФ – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.

Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.

Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.

В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.

Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:

  1. Создать экспертную комиссию по списанию непригодных для дальнейшей эксплуатации автомобильных шин.
  2. Составить акт на списание с обязательным обоснованием причин списания.
  3. Создать распоряжение (приказ) о списании автошин и их утилизации.
  4. Оформить списание в бухгалтерских документах.
  5. Организовать утилизацию автошин у компании, имеющей лицензию на эту деятельность.
Поделиться: