Пеня как способ обеспечения своевременной уплаты налогов и сборов. Энциклопедия решений

Пеня за несвоевременную уплату налога

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки. Сказанное относится и к налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Порядок уплаты пеней установлен ст. 75 НК РФ и распространяется также на плательщиков сборов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков (п. 7 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки по уплате налога (сбора), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (сбора), если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пени могут быть начислены и в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей по налогу (абзац 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

В этом случае необходимо принять во внимание следующее:

Сумма пени определяется в том же порядке, как и при неполной уплате налога, в соответствии со ст. 75 НК РФ;

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за их неуплату, подлежат соразмерному уменьшению (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Правила такого уменьшения не установлены ни в НК РФ, ни в указанном выше постановлении Пленума ВАС РФ.

Налоговые органы начисляют пени на просроченные авансовые платежи только после представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период (см. письма Минфина России от 22.01.2010 N 03-03-06/1/15 , ФНС России от 13.11.2009 N 3-2-06/127). В случае получения убытка по итогам налогового периода, пени, начисленные на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, сторнируются (см. письмо ФНС России от 11.11.2011 N ЕД-4-3/18934).

Указанный порядок действует и при применении УСН, в случае, когда сумма исчисленных за отчетные периоды авансовых платежей окажется меньше уплаченного за налоговый период минимального налога (см. письмо Минфина России от 12.05.2014 N 03-11-11/22105).

Уплата пеней производится одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и независимо от применения иных обеспечительных мер или мер ответственности за нарушение налогового законодательства (п.п. 2 , 5 ст. 75 НК РФ).

Если организация самостоятельно пени не уплатит, то они могут быть взысканы в принудительном порядке (п. 6 ст. 75 НК РФ).

При этом пени не начисляются на сумму недоимки:

1) которая не могла быть погашена в силу того, что:

По решению налогового органа был наложен арест на его имущество;

По решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика.

В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (п. 3 ст. 75 НК РФ);

2) которая образовалась у налогоплательщика (п. 8 ст. 75 НК РФ):

В результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления или уплаты налога, либо по иным вопросам применения налогового законодательства, данных ему либо неопределенному кругу лиц Минфином России, налоговым органом или другим уполномоченным органом (должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа;

В результате выполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга (норма действует с 1 января 2015 года).

Однако если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком, то пени будут начисляться в общем порядке;

3) в отношении которой истек пресекательный срок для взыскания. Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 8229/10, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, возможность взыскания которого утрачена. См. также п. 11 письма ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263, письмо Минфина России от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192, постановление ФАС Московского округа от 10.06.2014 N Ф05-14553/12 и др.

При определенных обстоятельствах налогоплательщик вправе претендовать на изменение срока уплаты налога (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит). В случае принятия налоговым органом решения о переносе срока уплаты налога оснований для начисления пеней не возникает. Вместе с тем подача налогоплательщиком заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (п. 3 ст. 75 НК РФ, постановление ФАС Центрального округа от 11.09.2007 N А48-4283/06-6).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В соответствии с 75 ст. Налогового кодекса РФ пеней называют денежную сумму, которую налогоплательщик обязан заплатить при более поздней уплате причитающихся на него налоговых начислений по сравнению со сроками, которые устанавливает закон. Она может начисляться на такие налоги как:

  • транспортный;
  • земельный;
  • имущественный;
  • на имущество физических лиц.

Изучив приведенную информацию, можно обозначить основные факты и самые важные правила, которые касаются начисления и уплаты пени. Они заключаются в следующих моментах:

  • уплата пени – обязанность налогоплательщика, а не его право;
  • штрафные санкции применяют, если человек не выплачивает положенные налоговые начисления или страховые сборы в оговоренный нормативными актами срок, а делает это позже;
  • пеня применяется каждый раз, при поступлении платежей в бюджет позже отмеченного периода. Ее начисление независимо от санкций за нарушения порядка уплаты;
  • штрафные начисления делают по платежам на внутреннем рынке. Также они присутствуют при перевозке товаров через таможню;
  • наложение пени прекращается после возмещения должником всех сумм сборов, задолженности по штрафным санкциям;
  • начислить пеню на пеню невозможно, поэтому данная сумма долга никак не меняются;
  • штрафные начисления производятся ежедневно. В расчет берутся календарные дни.

Это основные моменты, играющие важную роль для налогоплательщиков. Приведенную информацию нужно рассмотреть очень внимательно, ведь жизненные ситуации бывают разные, и не всегда получается оплатить налоговые начисления и сборы в указанный нормативами период.

Важно! Штрафные санкции начинают применять со следующего дня после установленной даты уплаты налога. Если последний день оплаты приходится на выходной или государственный праздник, для погашения задолженности у человека есть ближайший рабочий день .

В 72 статье НК РФ прописаны методы обеспечения исполнения обязанностей по погашению налогов и других обязательных платежей. К основным из них относят:

  • залог имущества. Оформление сделки предполагает подписание официального договора. В роли сторон: налоговая и залогодатель. Последним будет налогоплательщик или постороннее лицо. Если налогоплательщик не погашает приходящиеся налоги и штрафные начисления, налоговый орган вправе выполнить погашение долга за счет цены заложенного объекта, например, недвижимости. Последовательность решения спора устанавливается гражданским законодательством;
  • поручительство. Если используется такой метод, обязанности перед налоговой берет поручитель. Он должен будет в полном объеме возместить налог и все штрафные начисления, если налогоплательщик не сможет сделать это самостоятельно. Ответственность за несвоевременную выплату будет одинаковой и у налогоплательщика, и у его поручителя;
  • банковская гарантия. Здесь предполагается обязанность банка-гаранта выплатить полную сумму задолженности в установленный период. Начинает действовать она в случае неуплаты налогоплательщиком денег в указанный ему срок. Гарантию может предоставить исключительно банк, включенный в список учреждений, отвечающих установленным требованиям.

Также дополнительно в качестве способов обеспечения оплаты налогов уполномоченные органы могут использовать пеню, арест имущества, приостанавливать операции с денежными счетами.

Когда пеня не начисляется

Есть ситуации, когда даже при условии несвоевременной оплаты налога уполномоченный орган не начисляет пеню. К основным из них относят:

  • наличие переплаты по конкретному налогу;
  • полное перекрытие пени переплатой;
  • случаи, когда переплата появилась по налогу раньше возникновения недоимки и целиком ее перекрыла. Если переплата будет меньше чем задолженность, штрафные начисления снизят пропорционально.
Важно! Следует знать, что налоговые органы самостоятельно учитывают переплату в счет задолженности налогоплательщика по основному налогу или штрафным начислениям. Зачет проводят по видам налогов: федеральные, региональные или местные .

Как рассчитывают величину штрафных начислений

Если говорить о порядке расчета величины пени, здесь используется достаточно простая формула. За каждый день начисляется 1/300 часть от действующей на конкретный момент времени ставки рефинансирования ЦБРФ . Формула выглядит следующим образом: величина налога × кол-во дней просрочки по оплате × 7,5% / 300 .

Чтобы не выполнять расчеты самостоятельно, исключить ошибки, можно воспользоваться специальным калькулятором. Здесь необходимо ввести категорию должника: юридическое или физическое лицо, указать сумму долга. Также нужно задать установленный срок оплаты налога и дату фактического его погашения. После запуска расчетов величину штрафных санкций можно увидеть уже через несколько секунд. Это самый простой вариант расчета и существуют другие формулы, например, для ситуации, когда нарушен срок внесения авансового платежа.

Начисление пени по налогам , кредиту, а также сборов выполняется в случае невыполнения плательщиков своих обязанностей. Уплата пени является прямой обязанностью плательщика, а не его правом. Выполним расчет пени на конкретных примерах. В статье приведен калькулятор пеней.

Согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов обеспечивается следующими способами:

Залогом имущества;

Поручительством;

Приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика;

Банковской гарантией.

Статья 75 НК РФ дает подробное представление о пени по кредиту, вопросах, связанных с порядком ее уплаты и случаях использования. А также разъясняет вопросы, связанные с обеспечением исполнения плательщиками и иными лицами своих обязанностей по уплате или перечислению налогов, пени по кредиту и сборов.

Пени: определение, важные правила.

Пени - определяется как рассчитываемая денежная сумма, возлагаемая на налогоплательщика в случае неуплаты установленных сумм налогов или сборов, в том числе налогов связанных с перемещением через границу Таможенного союза, в срок более поздний установленного. В связи с вышесказанным формируются следующие положения:

1. Пени - прямая обязанность, а не право плательщика.

2. Начисление пени по налогам выполняется в случае несвоевременного выполнения своих обязанностей плательщиком.

3. Пени не зависят от санкций за налоговые правонарушения и применяются всякий раз при несвоевременной оплате платежей.

4. Начисление пени возлагается не только по платежам внутреннего рынка, но и в случаях перемещения товаров через границу Таможенного союза.

Пример 2. Введем дополнительные условия, к примеру, выше. Допустим, что уплата налогов налогоплательщиком была произведена 7 мая того же года. Вопрос: будет ли день оплаты включен в период, за который начисляется, пеня за нарушение периода уплаты или крайний день начисления 6 мая?? На этот вопрос существует два ответа.

Согласно ФНС России, начисление пени выполняется до дня уплаты включительно (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Тем не менее, судебная практика гласит о том, что день уплаты не подлежит включению в период начисления пени. Следовательно, в нашем примере начисление пени согласно ФНС России, выполняется за 9-дневный период, однако согласно судебной практике оплата выполняется за 8 дней.

Заключение: период начисления пеней по налогам не есть строго определённым, и зависит от решения контролирующих органов и решения судов.

Подобная ситуация наблюдалась в вопросах по обязательным страховым взносам. Однако с 1 января 2015 г. регламент начисления пеней стал четко определен. Согласно п.3 ст. 25 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ: «Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно». Из этого постановления следует, что дата погашения недоимки по страховым взносам входит в количество дней, за которое начисляются пени. Следует отметить, что днем погашения задолженности считается день подачи платежного поручения в банк.

Под налогом следует понимать безвозмездный платеж, который взимается с физлиц и предприятий в пользу государства. Соответствующая обязанность устанавливается ст. 57 Конституции. В РФ используются различные системы обложения предприятий (ОСНО, ЕНВД, УСН). Для физлиц также предусмотрены разные налоги и сборы. У работодателей существует обязанность осуществлять отчисления во внебюджетные фонды.

НДФЛ

Данный налог считается федеральным. Он отчисляется со всех доходов, которые получают граждане РФ в прошедшем году. При этом уплата может осуществляться как в натуральной, так и в денежной форме. К доходам, с которых взимается НДФЛ, относят:

  • Зарплату.
  • Подарки.
  • Премиальные.
  • Доход от сдачи в аренду или продажи имущества.
  • Выигрыш.
  • Оплату обучения/питания сотрудника предприятием и так далее.

По действующему НК, ставка НДФЛ – 13% для резидентов. Налогооблагаемая база может быть уменьшена на сумму предусмотренных в законодательстве вычетов.

Собственность

Если гражданин выступает в качестве законного владельца недвижимого имущества, ежегодно по почте ФНС будет направлять уведомление с квитанциями по земельному налогу и сбору с имущества. В качестве объектов обложения выступают:

  • Квартира.
  • Дача.
  • Доля в праве (при общей собственности).
  • Гараж.
  • Сооружение.
  • Помещение.
  • Строение, здание.

Налог на имущество относится к категории местных сборов. Он, соответственно, поступает в бюджет МО. Земельный налог также считается местным. Ставка по нему устанавливается администрацией МО. Однако она не может быть выше 1.5%. Расчет осуществляется в соответствии с кадастровой стоимостью земли. Как и в предыдущем случае, ФНС присылает квитанции. Предельный срок для уплаты земельного налога перенесен на 1 декабря. То есть, с 2016 года отчисление нужно делать до 1.12 года, который следует за прошедшим отчетным периодом. Еще одним налогом является сбор за использование объектов водного и животного мира. Он отчисляется в федеральный бюджет. Такой налог уплачивают граждане, которые охотятся на животных или отлавливают обитателей акваторий.

Транспортные средства

Налог с ТС считается региональным. Он поступает в бюджет того субъекта РФ, в котором транспорт стоит на учете. К объектам обложения следует относить:

  • Автомобили.
  • Мотоциклы.
  • Автобусы.
  • Мотороллеры.
  • Катера.
  • Суда.
  • Яхты.
  • Снегоходы.
  • Воздушные суда и пр.

Не взимается налог с маломощных автомобилей, лодок (весельных, а также моторных, двигатель которых не более 5 л. с.), авто для инвалидов, купленные через органы соцзащиты. Расчет суммы налога осуществляется в ФНС в соответствии со сведениями, поступающими из органов, регистрирующих ТС. Обязательство по отчислению должно исполняться ежегодно. Как и с земельным налогом, предельная дата выплаты перенесена на 1 декабря.

Ответственность

В НК РФ установлены пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов. Эти меры применяются для обеспечения выполнения обязательств, вмененных законом, а также в качестве наказания за нарушения предписаний. Рассмотрим далее подробно, что собой представляют пени по налогам и сборам.

Общие сведения

Уплата налогов физических лиц имеет особое практическое значение для экономики. Эти поступления составляют определенную долю доходов бюджета. Законодательство устанавливает четкие сроки уплаты налогов. В случае отчисления положенной суммы в более поздний период, с субъекта взимается дополнительная денежная сумма. При полной или частичной неуплате налога при его неправильном расчете в законодательстве предусматривается штраф. Он составляет 20 % от неотчисленной суммы. Штраф выступает как наказание за нарушение налогового предписания. В качестве основания для применения этой санкции выступает ст. 122 НК. Пени устанавливаются в случае несвоевременной уплаты вмененной суммы (просрочки). Таким образом, по НК к субъекту, который нарушил установленный период для отчисления, могут быть применены обе эти санкции.

Исключения

Сроки уплаты налогов могут быть пропущены по разным причинам. В законодательстве оговариваются случаи, когда к субъекту санкции не применяются. К ним, в частности, относят:

  1. Наложение ареста или приостановление операций по счетам в банке. В этом случае уплата налогов физических лиц не может осуществляться практически. Такие меры к средствам на счетах могут применить суд или ФНС. При этом пени за несвоевременную уплату налога не начисляются в течение всего периода заморозки р/с.
  2. Случаи, когда субъект действовал согласно разъяснениям по нормам НК, данным ФНС либо Минфином. В результате у него сформировалась недоимка.

Никакие иные случаи не могут приостановить начисление пени за просрочку налогов.

Важный момент

Следует отметить, что во втором случае пени за несвоевременную уплату налога начисляться не будут только в том случае, если указанные разъяснения были даны уполномоченными органами на личный запрос субъекта либо они распространяются на неопределенный круг лиц (массовые письма). В различных источниках можно найти большое количество различных документов. Например, часто попадаются письма Минфина, которыми разъясняется позиция финансового ведомства относительно того либо иного вопроса. Однако большая часть таких пояснений имеют частный характер, то есть, они адресуются конкретным лицам. Если такими разъяснениями будет пользоваться другой субъект, а в результате контрольных мероприятий будет выявлена недоимка, то ему придется уплатить налог, пени и штраф. Это означает, что при возникновении спорной ситуации целесообразно направлять собственный запрос в ФНС либо Минфин.

Общий порядок

Расчет пени по налогам осуществляется в соответствии со ст. 75 НК. Начисление начинается за каждый день (календарный) пропуска установленного периода для погашения обязательства. Сумма, подлежащая к взысканию, определяется в процентах. Расчет пени по налогам осуществляется с использованием одной трехсотой от ставки рефинансирования Центробанка, действующей в соответствующий период. Сумма взимается одновременно с основным долгом либо после его полного погашения.

Пени по налогам

Они начисляются кроме сумм, подлежащих отчислению в бюджет. В данном случае значения не будет иметь, применены ли к субъекту другие меры обеспечения выполнения обязательства или санкции, если им было нарушено требование об уплате налога. Начисление начинается с дня, следующего после установленной даты погашения задолженности перед бюджетом. Размер пени за несвоевременную уплату налогов определяется по формуле:

П = З х Д х СР х 1/300, где:

  • сумма налога, срок уплаты которой истек – З;
  • число пропущенных дней – Д;
  • ставка рефинансирования Центробанка – СР.

Пример

Допустим, ООО не отчислило до 1-го февраля 2012 г. сумму земельного налога в 6 тыс. руб. Данная задолженность была погашена только 30-го марта указанного 2012. Ставка рефинансирования Центробанка в течение 58-ми дней (со 2-го февраля по 30-е марта) составляла 8 %. ООО рассчитало пени за несвоевременную уплату налога: 6000 р. х 58 х 8 % х 1/300 = 92.8 руб.

Изменение ставки

Оно может иметь место в течение расчетного периода несколько раз. В этой связи могут возникнуть вопросы относительно того, какое именно ее значение нужно брать при исчислении. В данном случае необходимо иметь в виду следующее положение. Если ставка рефинансирования изменялась на протяжении периода в большую либо меньшую сторону, при исчислении применяются все ее значения относительно каждого периода действия того или иного показателя. Например, предприятие не погасило вовремя бюджетное обязательство в размере 10 тыс. р. за 2011 г. Дата совершения платежа установлена 1 февраля 2012 г. Задолженность погашалась фирмой по следующей схеме:

  • 15-го февраля было перечислено 4 тыс. руб.
  • 2 марта – 6 тыс. руб.

Сумма недоимки, таким образом, составила:

  • За 13 дн. со 2 по 14 февраля – 10 тыс. руб.
  • За 17 дн. с 15 февраля по 1 марта – 6 тыс. руб.

Условно примем следующую ставку рефинансирования:

  • с 2.02 по 10.02 – 8 % (9 дн.);
  • с 11.02 по 20.02 – 8.25 % (10 дн);
  • с 21.02 по 29.02 – 8.5 % (9 дн.);
  • с 1.03 по 2.03 – 8.25 % (2 дня).

Предприятие определило пени за несвоевременную уплату налога:

(10 тыс. руб. х 9 дней х 8 % х 1/300) + (10 тыс. руб. х 4 дн. х 8,25 % х 1/300) + (6 тыс. руб. х 6 дн. х 8,25 % х 1/300) + (6 тыс. руб. х 9 дн. х 8,5 % х 1/300) + (6 тыс. руб. х 2 дня х 8,25 % х 1/300) = 63.5 руб.

Просроченные авансы

Некоторым предприятиям вменяется уплата налоговых авансов в течение отчетного периода. Обязательство будет считаться исполненным в том же порядке, который устанавливается для бюджетного отчисления в целом. Это означает, что если суммы будут направлены после определенной в законодательстве даты, то сверху будут начисляться дополнительные проценты. Например, предприятию могут вменяться:

  1. Пени по налогу на прибыль. По окончании каждого периода предприятия обычно начисляют авансовую сумму исходя из ставки и дохода. Она исчисляется нарастающим итогом с первого числа года до последнего.
  2. Пени по налогу на имущество. Сумма аванса определяется по окончании каждого периода. Ее величина – 1/4 произведения ставки и средней цены имущества, установленной за соответствующий временной промежуток.
  3. Пени за несвоевременную уплату налога на транспорт. Предприятие исчисляет сумму аванса по окончании каждого периода величиной в одну четвертую произведения ставки и соответствующей базы. Региональным нормативным актом может отменяться такая обязанность.
  4. Пени по земельному налогу. Авансовые суммы исчисляют те субъекты, для которых в качестве отчетного периода определен квартал. Платежи ими рассчитываются по окончании 1, 2 и 3 кварт. текущего года как 1/4 ставки % доли от кадастровой стоимости участка. Распоряжениями местных властей обязанность по отчислению авансов может отменяться.

Если по окончании периода размер начисленного налога меньше, чем суммы платежей, то пени должны быть соразмерно уменьшены.

Страховые взносы

Как и с налогами, пени за несвоевременное отчисление указанных платежей начисляют дополнительно к штрафам и основному долгу. Следует отметить, что в соответствии с ФЗ № 212 авансовых отчислений по страховым взносам не предусматривается. На протяжении расчетного года (календарного) субъект выплачивает вмененные суммы в фонды в качестве обязательных платежей. Отчисления должны осуществляться не позже 15 числа того месяца, который идет за тем, в который была определена сумма. В случае если дата попадает на нерабочий/выходной день, окончательным числом будет считаться следующий ближайший рабочий день. Пени начисляются за каждый просроченный день. Отсчет начинают от даты, следующей за установленным в законодательстве числом исполнения обязательств. Пени за каждый просроченный день определяются в процентах и рассчитываются от общей неотчисленной суммы взносов в страховой фонд. Вычисления осуществляют по схеме, аналогичной приведенной выше. В качестве процентной ставки принимается также 1/300 от установленной Центробанком и действующей на момент задолженности.

Отражение сумм в отчетности

При определении обязательных отчислений с дохода затраты в виде пеней и штрафов, а также прочих санкций, вмененных субъекту и перечисляемых в бюджетные и внебюджетные фонды, учитываются при установлении налоговой базы. В бухгалтерской отчетности должны быть сделаны следующие записи:

  • Дб 99 Кд 68 – начислены пени за просроченную уплату налогов (авансовых сумм).

При пропуске установленной даты погашения задолженности по страховым взносам в учете делают запись:

  • Дб 99 Кд 69 – начисление пеней за несвоевременную оплату ежемесячных обязательных платежей.

Суммы взыскания не оказывают влияния ни на величину базы, ни финансового результата. В этой связи разниц по ним по ПБУ 18/02 не возникает.

Пени начисляются, если плательщик налогов или сборов уплачивает налог в более поздние сроки, нежели это установлено законом. Причем уплатить пени - это обязанность плательщика, а не право. Разберем на примерах, как рассчитывают пени.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться способами (ст. 72 НК РФ):

  • залогом имущества;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика;
  • банковской гарантией.

Что такое пени, в каких случаях исчисляются пени, в каком размере, каков порядок уплаты пени — добровольно и принудительно, — все эти и другие вопросы, связанные с обеспечением исполнения плательщиками и иными лицами своих обязанностей по уплате или перечислению налогов и сборов, регламентированы статьей 75 НК РФ.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Калькулятор пеней

Пени: определение, важные правила

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Из этого определения вытекают важные моменты:

  1. Заплатить пени — это обязанность плательщика, а не право.
  2. Пени начисляются в том случае, если плательщик налогов или сборов выполняет свою обязанность в более поздние сроки.
  3. Пени — применяются всякий раз, когда налоговые платежи поступают в бюджет с опозданием и не зависят от санкций за налоговые правонарушения.
  4. Пени начисляются не только по платежам на внутреннем рынке, но и в связи с перемещением (т.е. ввозом, вывозом) товаров через таможенную границу Таможенного союза.
  5. Начисление пеней прекращается в связи с уплатой причитающихся сумм налогов и сборов, т.е. сумма пеней фиксируется на дату погашения задолженности и, в случае, если пени лицом не уплачены, то пени на пени не начисляются.

При этом правила начисления пеней распространяются не только на налогоплательщиков, плательщиков сборов, но и на налоговых агентов. Пени начисляются не только на налоговые платежи, но и на авансовые платежи по налогам и сборам, которые организация перечислила с опозданием.

Пени не начисляются, если:

  • у организации есть переплата по соответствующему налогу;
  • пени полностью перекрыты имеющейся переплатой;
  • если переплата возникла по тому же налогу, образовалась ранее возникновения недоимки и полностью покрывает ее. Однако если же сумма переплаты была меньше, чем сумма выявленной недоимки, размер штрафов нужно пропорционально снизить.

Отметим, что переплата — это сумма налогов, пеней и штрафов, которые излишне уплачены налогоплательщиком или излишне взысканы налоговым органом (п. 1 ст. 78, абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Переплата может быть направлена на зачет имеющейся задолженности. Основные правила зачета:

  • налоговые органы обязаны сами зачесть переплату в счет недоимки по налогу, пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
  • зачет производится по видам налогов (федеральные, региональные, местные) (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ).

Как рассчитываются пени?

Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога. Первый день, за который начисляются проценты — следующий день после установленного законом дня уплаты налога (сбора).

Пример 1. Срок уплаты налога — не позднее 28 апреля 2017 г. Предположим, налогоплательщик не уплатил сумму налога 28 апреля 2017 г. Следовательно, начиная с 29 апреля, будут начисляться пени. С датой начала начисления пеней все определенно. Возникает вопрос — по какую дату следует начислить проценты.

Пример 2.Дополнимусловия примера 1. Предположим, что налогоплательщик уплатил налог 7 мая 2017 года. Возникает вопрос: 7 мая включается в количество дней, за которые налогоплательщику будут начислены пени в связи с нарушением срока уплаты или последний день, за который будут начислены проценты — 6 мая? По этому вопросу однозначной позиции нет.

С точки зрения ФНС России пени надо начислять по день уплаты налога включительно (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Судебная практика говорит о том, что день уплаты недоимки не включается в число дней, за которые начисляются пени. Таким образом, если учитывать мнение ФНС России то в нашем примере пени должны быть начислены за 9 дней, а согласно судебной практике — за 8 дней.

Вывод: период начисления пеней по налогам и сборам определен не вполне точно и зависит от мнения контролирующих органов и решения судов.

Такая же неопределенность была и по обязательным страховым взносам. Однако, начиная с 1 января 2015 года, период начисления пеней по обязательным страховым взносам определен четко. Согласно п.3 ст. 25 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ: «Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным …. сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно». Таким образом, с 01.01.2015 г. дата погашения недоимки по страховым взносам включается в количество дней, за которые начисляются пени. Важно, что день погашения задолженности — это день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств.

Формула расчета пени

Пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, которая равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени рассчитываются по формуле:

Сумма пени = Сумма налогов, не уплаченная в срок х ставка рефинансирования (в период просрочки)/300 х Количество дней просрочки

Количество дней просрочки пени по налогам определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318).

Например, уплата долга по налогам состоялась 15 февраля 2017 года. В расчете пеней нужно учесть 14 февраля. Дату уплаты (15 число) в расчет включать не нужно.

Продолжив пример 1 и установив, что сумма недоимки составила 100 000 руб., получим сумму пени:

  • согласно позиции ФНС России. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 9 = 247,5 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 8 = 220 руб.

Разница между первым и вторым вариантом незначительная — 27,5 руб.

Можно рекомендовать организации в этой ситуации оценить «стоимость» рисков. Безусловно, если «цена вопроса» высока, надо обращаться в суд и отстаивать свою позицию, тем более, что подавляющее большинство судебных решений — в пользу налогоплательщика и нельзя забывать, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

Ставка рефинансирования ЦБ РФ величина не постоянная. Поэтому, если ставка рефинансирования (ключевая ставка), действовавшая в период просрочки, менялась, то расчет пеней нужно производить отдельно по каждой ставке.

Продолжим пример 1. Предположим, что ставка рефинансирования с 1 мая 2017 года составила 10%. Тогда размер пени составит:

  • согласно позиции ФНС РФ. Сумма пени = + = 55 + 233,33 = 288,33 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = + = 55 + 200 =255 руб.

Другая методика расчета пеней в ситуации, если нарушен срок уплаты авансового платежа.

Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога. Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Такой же порядок применяется и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Таким образом, при расчете пеней, если нарушен срок уплаты авансовых платежей необходимо учитывать, что пени начисляются в зависимости от законодательно установленного порядка и срока уплаты авансового платежа:

Порядок уплаты авансовых платежей Порядок начисления пеней
Поделиться: