Типы военных кораблей: Галеры с XV по XVIII вв. (галиоты, фелюк, касталделлы, галеасы, фусты)

«Cвятой Петр» - первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Построен в Голландии в 1693 году по заказу Петра 1 и в том же году прибыл в Архангельск-единственный в то время порт России. Этот небольшой парусный корабль имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. По бортам подвешивались шверцы (балансиры) для большей устойчивости в бурном море. В 1693 году на яхте для осмотра побережья Белого моря выходил Петр 1. Он еще дважды находился на ее борту: во время поездки в Соловецкий монастырь, а позже - квнвоируя со всей эскадрой русских военных кораблей иностраннье торговые суда до Белого моря. В последующие годы яхта «Святой Петр» была превращена в торговое судно.

Шлюп «Мирный»


«МИРНЫЙ», парусный военнный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. На Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга в 1818 году строилось для флота вспомогательное судно «Ладога». Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду решили не строить новое судно, а использовать «Ладогу» При включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название «Мирный» и сразу же приступили к перестройке. Работами руководил командир «Мирного» М. П. Лазарев. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус - дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота.

Шлюп «Мирный» был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью - 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.

Размеры шлюпа «Мирный» согласно чертежу №. 21, хранящемуся в Центральном государственном архиве ВМФ в Ленинграде, следующие: длина -120 футов (36.6 м), ширина - 30 футов (9,15 м). осадка - 15 футов (4,6 м). Эти размеры после перестройки судна несколько увеличились, то же относится и к водоизмещению «Мирного».

Первый русский линейный корабль «Полтава»


«Полтава» - первый линейный корабль, построенный в Петербурге. Заложен 15 декабря 1709 года на Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 июня 1712 года. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы 27 июня 1709 года русских войск над шведами под Полтавой, руководил Петр I.

Длина - 34,6 ширина - 11,7, осадка 4,6 метра, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного) флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1. После 1732 этот корабль, пришедший в негодность к дальнейшей морской службе, был исключен из списков.

Линейный корабль «Победоносец»


Стремление русского государства к проведению активной внешней политики в середине 18 века требовало возрождения Российского флота, пришедшего в упадок после смерти Петра I. «Значительное усиление России немыслимо без действий Русского военно-морского флота» - эти слова Екатерины II блестяще подтвердила история. Во второй половине 18 века Россия вела ожесточенную борьбу за выход в Черное и Средиземное моря, а также укрепляла свои позиции на Балтийском море. Поэтому численный состав флота в этот период его развития в основном определялся двумя факторами: угрозой со стороны Турции на юге и Швеции - на Балтике. В законодательном порядке количественный и качественный состав флота определялся Штатным положением, разрабатываемым Адмиралтейств-Коллегией и утверждавшимся главой государства.

После заключения 10 июля 1774 года Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией отпала необходимость в дальнейшем увеличении численного состава флота, т. к. «число плавающих кораблей превосходило назначенное по большому военному комплекту». Поэтому с 1775 г. интенсивность строительства линейных кораблей в России начинает падать и вскоре прекращается вообще. Лишь в 1779 г. началась достройка кораблей, находившихся на стапелях. Перерыв в строительстве флота был использован русскими кораблестроителями и моряками для дальнейшего совершенствования корабельной архитектуры, повышения боевых и мореходных качеств военных кораблей.

В 1766 году на кораблях «ИСИДОР» (74 пушечного ранга) и «ИНГЕРМАНЛАНД» (66 пушечного ранга), вооруженных по новым пропорциям такелажа, парусов, мачт, стеньг и реев, были проведены испытания. Автором новых пропорций являлся вице-адмирал С. К. Грейг. По результатам вышеуказанных испытаний Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «... впредь корабли вооружать так, как были вооружены корабли «ИСИДОР» и «ИНГЕРМАНЛАНД».

Так был принят промежуточный регламент 1777 года, который с учетом артиллерийского штата 1805 года лег в основу второго Корабельного Регламента 1806 г., продолжившего традиции русской кораблестроительной школы.

В 1779 г. Россия возобновляет строительство линейных кораблей с целью замены «пришедших в негодность по ветхости своей». За последующие четыре года было построено 8 линейных кораблей и 6 фрегатов. Среди них был корабль 66 пушечного ранга «ПОБЕДОНОСЕЦ», заложенный 9 июня 1778 года и спущенный на воду 16 сентября 1780 года. Построенный по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова, корабль имел следующие размерения: длина по нижней палубе - 160 футов; ширина по мидель-шпангоуту - 44,6 футов; глубина интрюма - 19 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий.

Свое первое длительное плавание в Средиземное море корабль совершил под командованием капитан-бригадира А. Спиридонова в составе эскадры вице-адмирала В. Чичагова в 1782 году. Проведя в море свыше 7 месяцев, корабль вернулся в Кронштадт, заслужив высокую оценку адмирала Чичагова не только своими действиями в период плавания, но и высокими мореходными качествами: «... что же касается крепости, то в подводной части все корабли тверды, а в надводной, напротив того, все слабы, кроме корабля «Победоносец».

Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. За 27-летнюю службу Отечеству в биографию корабля вписано немало славных дел, в том числе участие в морском бою у Выборга 22 июня 1790 года, где своим интенсивным артиллерийским огнем по шведским кораблям он во многом способствовал разгрому неприятельской эскадры. В 1893 году корабль был перетемберован и получил внешний вид, отличающийся от проектного. Корабль был разобран в 1807 году и исключен из списков флота.

Корабль «Крепость»


«Kрепость» - первый русский военный корабль, вышедший в Черное море и посетивший Константинополь.

Построен в Паншине, недалеко от устья Дона. Длина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий.

Летом 1699 года «Крепость» под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы, а всей русской эскадры у Керчи вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был заключен мирный договор. Этот поход «Крепости» примечателен еще и тем, что русские моряки впервые произвели гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты, а также составили первые планы Крымского побережья.

Во время стоянки в Константинополе на борту «Крепости» побывали многие турецкие и зарубежные специалисты, давшие высокую оценку русскому судостроению. В июне следующего, 1700 года, корабль «Крепость» с 170 русскими пленными возвратился из Турции в Азов.

Галера «Принципиум»


Галера построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу, 2 апреля того же года вместе с двумя другими однотипными судами была спущена на воду. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу «Принципиума», лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра 1. 3 мая 1696 года «Принципиум» под командованием Петра 1 в голове отряда из восьми судов покинула Воронеж и после 12-дневного плавания под парусами прибыла в Черкесск. Во время этого перехода на ее борту Петром 1 был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом «Морского Устава», в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а гакже указания на случай боя.

27 мая это судно в составе флота впервые вышло в Азовское море, а в июне участвовало в блокаде с моря осажденной русскими войсками турецкой крепости Азов, закончившейся капитуляцией ее гарнизона.

По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова. В документах того времени чаще встречалась под наименованиями «Его высочества» и «Кумондера».

Шлюп «Диана»


Pvcский 3-х мачтовый военный шлюп, совершивший в 1807 - 1813 гг. дальнее плавание под командованием известного русского мореплавателя В. М. Головнина. Перестроен из транспорта для перевозки леса в 1806 г. корабельными мастерами И. В. Курепановым и А. И. Мелеховым. В 1807 г. перешел на Камчатку по маршруту Кронштадт - мыс Горн - мыс Доброй Надежды. В Саймонстауне (Юж. Африка) в 1808 г. из-за начавшейся англо-русской, войны шлюп был захвачен англичанами, но в 1809 г. команда сумела вывести его из бухты и спастись бегством. «Диана» продолжила свой путь и, обогнув Тасманию с юга, в мае 1809 г. прибыла в Петропавловск-Камчатский. Курсировала от Камчатки к Русской Америке, доставляя грузы для русских поселений. С борта «Дианы» производилась опись Курильских островов. После пленения японцами командира шлюпа Головнина в 1811 г. в командование вступил старший офицер П. И. Рикорд. В ноябре 1813 г. «Диана» совершила послед ний рейс, после чего служила складом на отмели в Петропавловской гавани. Именем шлюпа назван пролив между островами Кета и Симушир (Курильские острова).

Водоизмещение 300 т, длина 27,7 м. Вооружение: 14 6-фунтовых пушек, 4 8-фунтовые карронады, 4 3-фунтовых фальконета.

Галиот «Орел»


У российского мореходства многовековое прошлое, признанное в мире. Английский морской писатель Ф. Джейн свою книгу «Императорский Российский военный флот: его прошлое, настоящее и будущее» начал словами: «Русский флот, начало которого хотя обыкновенно относят к сравнительному позднему учреждению, основанному Петром Великим, имеет в действительности большие права на древность, чем флот Британский. За столетия до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях; и тысячу лет тому назад первейшими моряками того времени были они, русские...»

Предметом же этой статьи будет корабль, который традиционно считается началом Российского флота, это - двухпалубный парусный корабль «Орёл». Итак, углубимся в историю Государства Российского, чтобы нам были более понятны некоторые моменты развития Российского же флота...

В первой половине XVI в. Московское государство начинает борьбу за возвращение своих исконных земель на западе, упорно пробиваясь к морям (напомню, они были утеряны ещё до того как Великие княжества были объединены и Москва стала столицей). В 1572-1577 гг. войскам Ивана IV (Грозного) удалось освободить от гнета Ливонского ордена русские земли в Прибалтике - но, увы, ненадолго. В то же время Россия, до конца одолев монголов и присоединив к себе Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Ногайскую орду и земли башкир, завладела волжским речным путем с выходом в Каспийское море.

Оторванные от балтийских берегов московиты начинают создавать свой торговый флот на Волге. В 1636 г. в Нижнем Новгороде был построен первый русский морской корабль «Фредерик» длиной 36,5 м, шириной 12 м и глубиной интрюма 2,1 м. Корабль европейского образца имел плоское днище, трехмачтовое парусное вооружение и 24 больших галерных весла. На борту корабля во время первого плавания находилось около 80 человек. Для защиты от нападения на судне было установлено несколько пушек. Корабль «Фредерик» ходил с посольством в Персию, и появление столь необычного для каспийских вод судна сильно поразило очевидцев. К сожалению, век «Фредерика» оказался недолгим: во время шторма он потерпел аварию и был выброшен на берег в районе Дербента.

В мае 1667 года, 19-го числа, царь Алексей Михайлович издал указ, в котором говорилось: «Для посылок из Астрахани в Хвалынское (Каспийское) море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове и то корабельное дело ведать в приказе Новгородской чети боярину Ордину-Нащокину, да думным дьякам Дохтурову, Голосову и Юрьеву...»

За два года здесь сделали парусный корабль «Орел», яхту, два шлюпа и бот. Коломенцы принимали непосредственное участие в их строительстве, а оснащали суда коломенские канатных дел мастера.

В последующие годы верфь в Дединове продолжала действовать. Здесь строили известные барки - коломенки длиной 15 - 20 саженей, а шириной 2 - 4 сажени (сажень - русская мера длины, равная 2,134 метра), на которых купцы перевозили от 7 до 12 тысяч пудов груза... Но остановимся поподробнее на паруснике «Орёл».

В 1668 г. русские мастера - судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «Орел». По длине (24.5 м) он был лишь немного больше «чайки» или струга, но в два раза шире (6.5 м). В воде он сидел намного глубже (осадка 1.5 м), а борта были высокими. Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов («солдат корабельных»). Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями (шестифунтовыми пушками). В отличие от «Фредерика» это судно не имело гребных весел и являлось первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой. Кроме «Орла», тогда же были построены и малые военные суда. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

«Ордин-Нащокин, волнуясь, взмахнул рукой, и звонари ударили во все колокола дединовской звонницы. «Орел» тронулся с места и заскользил по стапелю. Торжественный перезвон заглушили залпы салюта. Через минуту-другую первый русский военный корабль закачался на голубой глади окской заводи».

К сожалению в истории этого корабля нет героических сражений. Проплавав некоторое время по Волге и Каспию, «Орел» был захвачен в городе Астрахани казаками Стеньки Разина. Это произошло летом 1669 г., после того как «Орел», яхта, вооруженный струг и две сопровождавших их шлюпки пришли в Астрахань. Он не был сожжен в Астрахани вместе с остальной южной флотилией, как это предполагалось раньше. Восставшие, опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в дальнейшем военный корабль против них, весной 1670 г. загнали его в протоку Кутум, где он простоял многие годы, пока не пришел в ветхость. Но тем не менее он навсегда вошёл в историю России как первый военный парусник.

Галиот "Орел" 1668 г., - личный корабль Императора Всея Руси Алексея Михайловича.
Для походов по морям государя императора Великой Империи в 1668 году русские судостроители построили на реке Оке крупный боевой парусный корабль с орлами - символом власти и этот галиот получил имя «Орел».

Длина корабля составляла 24.5 м, ширина 6.5 м - вполне маневренный корабль. Экипаж - проверенные 22 матроса и 35 стрельца.

Это было двухпалубное судно и несло как обычно три мачты. было вооружено 22 пищалями. "Орёл" был не первым парусным военным кораблем, построенным в России, но именно он нес государственный флаг, поэтому как принято был лучшим из лучших и за это его называли Первым кораблем России - То есть кораблем номер один - Головным. На фок- и грот-мачтах галиота «Орёл» были установлены прямые паруса с изображением двуглавого орла, а на бизань-мачте - косой. Строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в верфи "Дединово" сделан, прозвание дать «Орлъ". Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же».

Именно на царских кораблях был принят штандарт с двумя орлами. На остальном флоте был просто наш крест.



Верфи в Дединово.

Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили двуглавых резных орлов, покрытых золотой сусалью. Вид был шикарный, но из-за обилия резных украшений и золота корабль получился очень тяжеловесным.


Технические характеристики трехмачтового парусного корабля «Орел»

Тоннаж - 250 тонн
Длина - 24,5 м
Ширина - 6,5 м
Осадка - 1,5 м
Экипаж - 58 человек (23 матроса и 35 стрельцов)
Вооружение - 22 пищали (пушки) 18 × 6-фн. и 4 × 3-фн

Эти геральдические символы царской власти, бережно хранящиеся теперь в Военно_Морском Музее в Санкт-Петербурге, изначально являлись подтверждением того, что это головной корабль Великой Империи. Со временем после разделения Великой Империи, орлы вошли в герб Российской Империи и стали традиционным украшением всех военных российских кораблей того времени.

У российского мореходства многовековое прошлое, признанное в мире. Английский морской писатель Ф. Джейн свою книгу «Императорский Российский военный флот: его прошлое, настоящее и будущее» начал словами: «Русский флот, начало которого хотя обыкновенно относят к сравнительному позднему учреждению, основанному Петром Великим, имеет в действительности большие права на древность, чем флот Британский. За столетия до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях; и тысячу лет тому назад первейшими моряками того времени были они, русские…»

Предметом же этой статьи будет корабль, который традиционно считается началом Российского флота, это – двухпалубный парусный корабль «Орёл». Итак, углубимся в историю Государства Российского, чтобы нам были более понятны некоторые моменты развития Российского же флота…

В первой половине XVI в. Московское государство начинает борьбу за возвращение своих исконных земель на западе, упорно пробиваясь к морям (напомню, они были утеряны ещё до того как Великие княжества были объединены и Москва стала столицей). В 1572-1577 гг. войскам Ивана IV (Грозного) удалось освободить от гнета Ливонского ордена русские земли в Прибалтике – но, увы, ненадолго. В то же время Россия, до конца одолев монголов и присоединив к себе Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Ногайскую орду и земли башкир, завладела волжским речным путем с выходом в Каспийское море.

Оторванные от балтийских берегов московиты начинают создавать свой торговый флот на Волге. В 1636 г. в Нижнем Новгороде был построен первый русский морской корабль «Фредерик» длиной 36,5 м, шириной 12 м и глубиной интрюма 2,1 м. Корабль европейского образца имел плоское днище, трехмачтовое парусное вооружение и 24 больших галерных весла. На борту корабля во время первого плавания находилось около 80 человек. Для защиты от нападения на судне было установлено несколько пушек. Корабль «Фредерик» ходил с посольством в Персию, и появление столь необычного для каспийских вод судна сильно поразило очевидцев. К сожалению, век «Фредерика» оказался недолгим: во время шторма он потерпел аварию и был выброшен на берег в районе Дербента.

В мае 1667 года, 19-го числа, царь Алексей Михайлович издал указ, в котором говорилось: «Для посылок из Астрахани в Хвалынское (Каспийское) море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове и то корабельное дело ведать в приказе Новгородской чети боярину Ордину-Нащокину, да думным дьякам Дохтурову, Голосову и Юрьеву…»

За два года здесь сделали парусный корабль «Орел», яхту, два шлюпа и бот. Коломенцы принимали непосредственное участие в их строительстве, а оснащали суда коломенские канатных дел мастера.

В последующие годы верфь в Дединове продолжала действовать. Здесь строили известные барки – коломенки длиной 15-20 саженей, а шириной 2-4 сажени (сажень – русская мера длины, равная 2,134 метра), на которых купцы перевозили от 7 до 12 тысяч пудов груза… Но остановимся поподробнее на паруснике «Орёл».

В 1668 г. русские мастера – судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль – галиот «Орел». По длине (24.5 м) он был лишь немного больше «чайки» или струга, но в два раза шире (6.5 м). В воде он сидел намного глубже (осадка 1.5 м), а борта были высокими. Экипаж – 22 матроса и 35 стрельцов («солдат корабельных»). Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями (шестифунтовыми пушками). В отличие от «Фредерика» это судно не имело гребных весел и являлось первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте – косой. Кроме «Орла», тогда же были построены и малые военные суда. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

«Ордин-Нащокин, волнуясь, взмахнул рукой, и звонари ударили во все колокола дединовской звонницы. «Орел» тронулся с места и заскользил по стапелю. Торжественный перезвон заглушили залпы салюта. Через минуту-другую первый русский военный корабль закачался на голубой глади окской заводи».

К сожалению в истории этого корабля нет героических сражений. Проплавав некоторое время по Волге и Каспию, «Орел» был захвачен в городе Астрахани казаками Стеньки Разина. Это произошло летом 1669 г., после того как «Орел», яхта, вооруженный струг и две сопровождавших их шлюпки пришли в Астрахань. Он не был сожжен в Астрахани вместе с остальной южной флотилией, как это предполагалось раньше. Восставшие, опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в дальнейшем военный корабль против них, весной 1670 г. загнали его в протоку Кутум, где он простоял многие годы, пока не пришел в ветхость. Но тем не менее он навсегда вошёл в историю России как первый военный парусник.

Типы военных кораблей: Галеры с XV по XVIII вв. (галиоты, фелюк, касталделлы, галеасы, фусты)

Однако в X в. галеры не представляли собой костяка флота. Эту роль играли дромоны, селандеры и яхты, а галеры использовались для раз­ведки и других заданий, где требовалась ско­рость. Очевидно, что галеры XII-XIII вв. были уже далеко не такими, как галеры X в., а явля­лись измененной разновидностью дромона, утра­тившего один ряд весел со всеми гребцами на палубе, который имел одну или две мачты с латинскими парусами и позднее только один руль. Другими словами, большие дромоны с двухсот тридцатью гребцами и семидесятью солдатами были приблизительно того же размера, что и легкие галеры XII-XIII вв., которые были значительно крупнее, чем galia топегеь предыдущих веков.

Для описания различных типов кораблей, построенных до 1300 г., потребовалось сформу­лировать великое множество теорий, чтобы раз­решить некоторые проблемы кораблестроения и расположения людей на веслах. С галерами дело обстоит иначе. Это относительно современные корабли, для которых мы располагаем описания­ми, чертежами и богатым иллюстративным мате­риалом.

Главная отличительная особенность галеры состоит в том, что это корабль, состоящий из двух отдельных частей: корпуса, который явля­ется несущей конструкцией и планшира, или рамы, - огромной деревянной прямоугольной конструкции, которая короче, но много шире корпуса и служит для размещения уключин, а также для расположения на ней орудий и сол­дат на переднем конце «носовой платформы» и вдоль двух боковых коридоров над уключинами.

На картинах корпус, как правило, не виден, но можно разглядеть планшир, весла, мачты, пару­са и маленький полуют, обычно накрытый ро­скошным навесом, который венецианцы называ­ли …. В носовой части у корпуса имелся мощный таран и весьма округленная палуба, круто спускающаяся к бортам, чтобы дать воз­можность воде, которая легко бы залила такую низкую палубу, скатиться назад в море Внутри корпуса корабля выделялись следующие участки от носа к корме:

Носовое (или докторское) отделение, в которое вел трап от двадцать третьей банки по правому борту. Там хранились канаты и хирур­гические инструменты, а также располагался госпиталь для больных.
Парусное отделение, примыкающее к поро­ховому отделению - вниз по трапу от четыр­надцатой банки по левому борту, близ главной мачты. Там хранились тенты и паруса, а в по­роховой камере - снаряжение для орудий. Здесь же боцман распределял и продавал вино.
Среднее (или дренажное) отделение. Здесь хранилась сухая провизия, такая как галеты, солонина и так далее.
Кладовая для воды, вина, колбасы, сыра и так далее, где имелись бочки для жидкостей и полки для всего остального - вниз по трапу от десятой банки по левому борту.
Кормовая каюта, или кладовая с прови зией для капитана, где также хранилось оружие и латы офицеров - вниз по трапу от шестой банки по правому борту.

6. Ахтерпик, где находилась капитанская ка­юта, - вниз по трапу от люка по левому бор­ту, ближайшего к капитанскому мостику.

Спуски в различные трюмы находились либо по правому, либо по левому борту. Согласно Обье, свет проникал в ахтерпик через круглые отверстия, именуемые саМапеИев, но во все остальные отделения свет и воздух поступали только через входные люки на палубе.

Как можно увидеть из приведенного списка, не существовало специального отделения, чтобы разместить весьма большой экипаж. Только ко­мандующий и, возможно, несколько офицеров, имели возможность устроиться на ночь в ахтерпике. Но на легких галерах он был, как прави­ло, таким маленьким, что там хватало места только для постели капитана, а офицеры спали на палубе под «сенью».

Остальные же спали кто где может. Гребцы, будь то свободные люди или рабы и осужден­ные, устраивались ночевать, сидя на своих бан­ках, к которым рабы и осужденные были прико­ваны за ногу. Матросы и солдаты спали на но­совой платформе и в боковых проходах, которые были, примерно 31,5 дюйма (80 см) шириной; солдаты при этом опирались о свои мешки и проводили ночь «в весьма неудобном положении».

Единственным укрытием от солнца и дождя был большой тент, который натягивался над средней частью галеры и прикрывал участок между носовой и кормовой платформами, где сидели гребцы и располагались матросы с солда­тами. По этой причине галеры использовались в бою только в хорошую погоду и зимовали в порту Военно-морские кампании, следовательно, проходили только в теплый сезон.

Отсутствие самых необходимых удобств так­же вынуждало галеры заворачивать в порт каж­дую ночь, или их вытаскивали на берег, чтобы экипаж мог отдохнуть. Только под парусом, с веслами, поднятыми из воды и сложенными в проходах (весла убраны), было возможно оста­ваться в море, так как передвижение с помощью паруса позволяло задействовать только неболь­шое число матросов.

Галеры классифицировались, согласно их раз­мерам или количеству банок, либо же использо­вались особые названия, такие как грот-галера, или галера-гросса, флагман, или галера главно­командующего, галиот и галеас.

На обычной легкой галере имелось двадцать пять-двадцать шесть скамей по борту, но их число могло меняться, в зависимости от перио­да и типа галеры.

Генуэзские статуты 16 февраля 1340 г. и 21 июня 1441 г. упоминают о галерах с семнад­цатью ^банками и девяносто девятью гребцами, поскольку на месте одной банки находился кам­буз. Французские галеры, которые Филипп де Валуа снарядил в 1335 г. для крестового похо­да, имели по двадцать девять банок с двумя гребцами, и в целом на них насчитывалось по сто шестнадцать весел. В Испании галеры коро­ля Дона Педро Арагонского согласно статуту 1354 г. могли иметь двадцать пять банок по два гребца, а следовательно сотню гребцов, или же двадцать девять банок также по два гребца на банку с общим количеством - сто шестнадцать весел.

Генуэзские, а также испанские и французс­кие статуты устанавливали, что в дополнение к работающим гребцам, требуется и некоторое количество запасных, если точнее - шестьдесят три на генуэзских галерах, пятьдесят восемь на французских, и пятьдесят четыре или сорок че­тыре на испанских. Это, между прочим, было уже устоявшейся практикой на дромонах визан­тийской эпохи.

Это говорит о большой предусмотрительнос­ти правителей, поскольку в течение весьма про­должительной морской экспедиции число греб­цов могло уменьшиться вследствие смерти не­скольких человек или получения ими увечий. Поэтому, как сегодня на борту помещают резер­вный запас горючего и запчасти, в те дни брали в плавание резервных гребцов.

После XV в., когда «зензнльную» систему заменила «ступенчато-ярусная» - то есть с несколькими гребцами на весло, те галеры, на которых предусматривалось разное количество гребцов для двух различных типов весел (а именно, пятеро на весло на банках первой пол­овины и шестеро на весло в кормовой полови­не) стали называться «грот-галерами». Они были крупнее, чем легкие галеры и предназначались для тех, кого венецианцы называли Сарі da Mar, то есть для командиров галерных флотов или эскадр. На грот-галере с двадцатью шестью бан­ками (следует иметь в виду, что на месте одной из банок находился камбуз) размещалось 25x5 человек в носовой секции и 26x6 в кормовой, итого: двести восемьдесят один гребец.

Флагманы, или корабли главнокомандующих, были еще больше, чем грот-галеры (ит. галера- гросса) и предназначались, соответственно, для командующих флотом. На них обычно имелось по шесть гребцов на скамью, и принято считать, что шестого гребца добавил Андреа Дориа. На французской галере XVII в. «Реаль» имелось тридцать две банки и, следовательно - триста восемьдесят четыре гребца. Флагманская галера с наибольшим числом банок была однажды пос­троена турецким капитаном Улух Али после бит­вы при Лепанто, на ней имелось тридцать шесть банок и четыреста тридцать два гребца. Эти гигантские галеры (французская «Реаль» - 170,6 фута (52 м) в длину и турецкая - 179 футов (54,57 м в длину) были небыстроходными, ими оказалось трудно управлять и, следовательно, они не годились для маневров и битвы.

Галиоты были меньше галер. Во многих гену­эзских документах они фигурируют под названи­ем ligna de leriis, а в венецианских - как lig­num de remis centum... de remis octoginta. Эти суда, явно отличные от галер, не описываются

авторами того времени, но нет сомнений, что по конструкции они должны быть подобны легким галерам, от которых они отличались размерами и количеством гребцов. В то время как на гале­ре в двадцать пять банок с тремя гребцами на весло было сто пятьдесят весел, на ligna име­лось сто и восемьдесят, согласно указу, опубли­кованному в Венеции 12 марта 1334 г., и от двадцати до ста, согласно «Imposicio Officii Gazariae» 1313 г.

Вероятно, с течением времени, поскольку латынь (все еще официальный язык в 1300 г.) была упразднена, термин ligna заменили на «га­лиот». Пантеро Пантера пишет только о галио­тах и говорит, что устроены они, как галеры, но не имеют носовой платформы и не всегда фок- мачту. На них имелось от семнадцати до двадца­ти трех скамей и по два весла на банку. Пан­тера добавляет, что в Берберии существовали галиоты, столь же крупные, сколь и обычные галеры, но без носовой платформы и фок-мачты, объясняя, что турки воспользовались именно такой уловкой, чтобы избежать реквизиции их кораблей государством в случае войны. В этом отношении нужно заметить, что в то время, как с христианской стороны в битве при Лепанто (1571 г.) участвовали только галеры, грот-гале- ры, флагманы и галеасы, в турецком флоте име­лось тридцать восемь кораблей, классифицируе­мых как галиоты и семнадцать - как фусты.

Меньше галиотов были военно-морские бри­ги, по конструкции подобные галиотам, но без прохода между банками, которых насчитывалось от восьми до шестнадцати, и каждую занимал один гребец, то есть имелось от шестнадцати до тридцати двух весел. Весла эти были очень длин­ными и легкими, так что ими легче было орудо­вать, чем большими и тяжелыми веслами XVI в. и более поздними на галерах ступенчато-ярусно­го типа («скалоджио»). Пантеро Пантера гово­рит, что бриги отличались быстротой, и по этой причине часто использовались турецкими пира­тами.

Фрегаты, менее крупные суда, были предшес­твенниками бригов, некоторые без палубы, но у всех - центральный проход между банками. Корма у них была ниже, чем у бригов, и вдоба­вок не имелось аутригера, весельные уключины располагались по краю корпуса. На них имелось шесть-двенадцать банок, и только по одному гребцу на каждой, весел же, таким образом, от двенадцати до двадцати четырех того же типа, что и весла бригантин. На фрегате имелась толь­ко одна мачта с латинским парусом. Согласно Джелу, название «фрегат» представляет собой ис­каженное «афракта», что означает «без палубы».

Еще меньше фрегата была фелюка. Палубы на ней не имелось, мачта была только одна, банок - от трех до пяти и, соответственно, шесть-десять весел. Разновидностью фелюки являлась каста- лделла, упоминаемая Пантеро Пантера. Соглас­но Обену, нос фелюки мог меняться ролями с кормой, рулевые оси имелись и там и там.

Латинер был весьма распространенным в XII- XIII вв. судном и упоминается в истории Пизы и Анналах Каффаро как корабль, использовав­шийся пиратами. Документы того периода поз­воляют предположить, что на нем имелось две­надцать весел. Однако в XVII в. этот термин ис­пользовался для обозначения трехмачтового па­русного корабля с латинскими парусами, пригод­ного как для боя, так и для торгового плавания.

Еще одним небольшим военным кораблем,

беспалубным и снабженным тараном, было кабо­тажное судно {coaster). Возможно, оно являлось разновидностью фрегата, только имело меньше банок. Особым типом корабля, широко исполь­зовавшимся пиратами Берберин вплоть до XVIII в., была фуста. О ней заходит речь в «De Re Navalio Лазаруса Байфа, где автор сообщает, что на венецианской фусте имелось по два весла на скамью от кормы до грот-мачты и только по одному от грот-мачты до носа. На фусте с двад­цатью банками и грот-мачтой у одиннадцатой банки могло насчитываться шестьдесят два вес­ла, стало быть, примерно на двадцать весел больше, чем на бриге с таким же количеством банок В «Консульской книге» (кодексе военно- морских законов, действовавших на Средиземном море) фуста помещена в списке после галеры и перед латинером, что позволяет определить ее размеры и схему расположения гребцов. Самой крупной из больших галер, даже крупнее флаг­мана с шестью гребцами на банку, был галеас.

Галеас принадлежит к семейству галер и не имеет ничего общего с галеоном, весьма отличным от него по конструкции корпуса, парусной оснаст­ке и вооружению. Галеас был изобретен после введения огнестрельного оружия, дабы имелась возможность установить на корабле большее количество пушек, чем могла бы нести галера. Корабль венецианского происхождения, посколь­ку он был спроектирован и построен «Proto dei Marangoni» (мастером-кораблестроителем) вене­цианской военной судоверфи Франческо Бресса- ном. Галеасы применялись в битве при Лепанто, где не очень успешно проявили себя. В Непо­бедимой Армаде Филиппа II Испанского было пять галеасов, их уничтожили англичане при Кале 27 июля 1588 г. Начиная с этой даты, галеасы практически исчезли из европейских военно-мор­ских флотов, только Венецианская республика сохраняла их до XVIII в. Известно, что галеасы имелись во флоте Лоренцо Марчелло в 1656 г., у Франческо Моросини в 1684 г. и снова - в 1714 г. Так как появились они около 1530 г., когда «зензильная» система была заменена «сту- пенчато-ярусной», на них насчитывалось по од­ному веслу на банку, которым орудовало семеро гребцов, и, как правило, двадцать пять-двадцать шесть банок, как на обычной галере, но очевид­но более просторно расставленных. Согласно описанию Кресченцио, данному в «Nautica Med­iterranean, галеас был примерно на треть длин­нее галеры и на столько же шире. Там имелось три мачты с латинскими парусами, руль на кор­ме, плюс два «рулевых весла» по каждому бор­ту, имевших вспомогательное значение и дово­льно крупных. В отличие от галеры, галеас не имел тарана на носу.

Имелись две платформы, носовая и кормовая, но еще не настоящие. Вдоль бортов шли два фальшборта, гораздо выше, чем на галере, и два боковых прохода, где можно было установить аркебузы и орудия, метавшие камни. Между рядами скамей шел обычный центральный про­ход, соединявший нос и корму; банки для греб­цов устанавливались на палубной обшивке кор­пуса, который, как и на галерах, был уже, чем планширная рама. В кормовой части галеаса имелась палуба для командира и солдат. Как и другие типы кораблей, галеасы претерпевали мо­дификации с течением времени. У более позд­них образцов баковая надстройка (форкастль) и полуют обрели должную форму верхних надстро­ек (кастлей) с двумя батареями орудий; два рулевых весла исчезли, и наконец двух кормо­вых таранов больше не существовало, а план­шир удлинился и стал огибать корму, подобно галереям на более поздних судах.

Несмотря на большое число гребцов на каж­дой банке, галеасы были медленными и манев­рировать ими оказывалось настолько трудно, что, как можно прочесть в описании битвы при Лепанто, когда корабли строились в боевой по­рядок, шесть галеасов христианского флота при­шлось тянуть на буксире к месту, которое им полагалось занять.

Поделиться: