Синквейн к слову мировоззрение. Духовный мир личности

Синквейн как один из эффективных приемов контроля усвоения студентами учебного материала по дисциплине Основы философии и средство творческого самовыражения студентов

Для эффективного управления уроком преподавателю необходима постоянная обратная связь с группой. Как усвоили материал студенты? Какие проблемы возникли? Каково их настроение? Одними опросами домашнего задания и эпизодическими контрольными и самостоятельными работами здесь не ограничишься. На помощь приходят эффективные, динамичные приемы, позволяющие преподавателю получить своевременные сигналы о «работоспособности» студентов на уроке. Одним из эффективных приемов является прием написания синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить имеющиеся знания и осмысление нового.

Синквейн – это пятистрочная строфа, напоминающая белый стих. Это стихотворение придумали французы. Говорят, что в « вольном » переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач». Синквейн прост в овладении и применении уже на начальной ступени обучения как самостоятельный продукт. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.

Правила построения синквейна:

1-ая строка – одно слово, название темы, явления, чаще всего это имя существительное;

2-ая строка – два слова, имена прилагательные, характеризующие данное понятие;

3-я строка – три слова, глаголы – показывающие действие понятия;

4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль - короткое предложение, показывающее отношение автора к теме;

5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Приведу примеры синквейна, написанные студентами.

Учитель

Добрый, мудрый.

Учит, переживает, надеется.

Понимает проблемы своих учеников.

Наставник.

Время

Бурное, скоротечное,

Изменяется, движется

Из прошлого, через настоящее, в будущее.

Необратимое течение

По синквейну можно судить об уровне развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез, об умении искать, находить и творить.

Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы , иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.

Составляя синквейн, каждый студент реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Синквейны – превосходный способ контроля . Написать его грамотно, не зная темы, невозможно. Например, на вводной уроке по дисциплине основы философии после рассмотрения смысла слова «философия» составляем синквейн:

Философия

Актуальная, социальная

Изучает мир, помогает людям жить правильно, учит думать

Является медициной души

Наставник каждого мыслящего человека

Изучая тему «Мировоззрение. Структура и формы мировоззрения» после рассмотрения состояний, которые формируются на основе мировоззрения - это вера, надежда, любовь, студенты составляют синквейны. Например,

Любовь

Страстная, нежная

Окрыляет, воодушевляет, прощает

Единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остается.

Бесценный дар

Любовь

Бескорыстная, безграничная

Помогает, учит, наставляет

Единственное состояние, которое вечно.

Незаменимое сокровище

Синквейн можно использовать для самоконтроля . Если студент легко составит синквейн, то тема усвоена. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие студентом. Впоследствии можно изученную тему повторить, просто вспомнив синквейн.

Можно сделать следующие выводы:

Синквейн – эффективный прием, используемый для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений и ощущений.

Синквейн – инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

Синквейн – это средство творческого самовыражения.

Синквейн – обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех.

Таким образом, применение синквейнов в учебном процессе служит отличным приемом для развития потенциала студента, раскрытия его индивидуальных возможностей, способствует познанию его внутреннего мира.

Поделиться: