В 90 х годах образование. Что происходит с российским образованием? Спецвопрос на тему

Декларацию о суверенитете России Верховный Совет РСФСР принял в 1990 г. С распадом СССР (декабрь 1991 г.) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью.

Россия в 1992-1993 гг. Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой шоковой терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанавливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.

Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения- в 10-15 раз. Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. под давлением парламентской оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции. В декабре 1992 г. Верховный Совет добился отставки Е. Т. Гайдара, председателем правительства стал В. С. Черномырдин, с которым антиреформаторское большинство в парламенте связывало надежды на отказ от преобразований. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним. Социальная ситуация была сложной: инфляция оставалась крайне высокой, ускорилось имущественное расслоение, усилилась безработица.

В этой ситуации резко обострилось противостояние Президента Ельцина и Верховного Совета, реформаторски настроенной исполнительной власти и противившейся реформам власти законодательной. Последняя опиралась на поддержку так называемой непримиримой оппозиции (коммунисты и национал-патриоты). Вопрос стоял о продолжении или прекращении рыночных преобразований, о том, отойдет ли Россия от советской политической системы, утвердится ли она на демократическом пути развития. К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к новому конституционному устройству. Президентский проект предусматривал превращение России в президентскую республику. Верховный Совет такой вариант не устраивал, парламентарии вели дело к созданию парламентской республики с номинальным, не обладающим реальной властью президентом. Всенародный референдум в апреле 1993 г. показал, что общество поддерживает президента, проводимые социально-экономические преобразования и президентский вариант конституционной реформы. Однако референдум не прекратил противостояния: на вопрос о необходимости досрочных выборов парламента избиратели ответили отрицательно. Открытое столкновение становилось неизбежным.

21 сентября 1993 г. президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и назначил на декабрь выборы в новый парламент. Одновременно с выборами должен был пройти референдум о принятии новой Конституции. Парламент объявил этот указ неконституционным, а президента низложенным. К присяге был приведен вице-президент А. В. Руцкой. Началось двухнедельное противостояние. 2-3 октября в Москве вспыхнули массовые беспорядки, было захвачено здание мэрии, организован штурм телебашни в Останкино. В ответ президент объявил чрезвычайное положение, ввел в Москву войска. 4 октября после артиллерийского обстрела здание Верховного Совета было занято войсками, руководители беспорядков арестованы. С обеих сторон были человеческие жертвы. Общество восприняло произошедшее как трагедию.

12 декабря 1993 г. на референдуме был одобрен президентский вариант Конституции России. Согласно Конституции Россия является демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. Президент получил весьма широкие полномочия. Но президентской в точном смысле слова республикой Россия не стала, ибо за Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы, было закреплено право участвовать в формировании правительства (председателя правительства назначает по предложению президента Государственная Дума), выносить импичмент президенту. Конституция объявила носителем суверенитета и высшим источником власти в стране многонациональный народ России, закрепила многопартийность, многообразие форм собственности, гарантировала широкий круг прав и свобод человека. С принятием Конституции 1993 г. советский период истории нашего Отечества завершился.

На выборах в Государственную Думу неожиданную победу одержала Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского. На второе место вышел «Демократический выбор России» Е. Т. Гайдара. Удачно выступила Коммунистическая партия Российской Федерации Г. А. Зюганова. Итоги выборов отразили общественное недовольство ходом реформ, растерянность, шок от произошедших в октябре событий.

Россия в 1994 -1996 гг. Социально-экономическая ситуация в эти годы продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения. Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г.- прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту. Росло значение дополнительных источников доходов, в том числе от предпринимательской деятельности. Однако этих обнадеживающих тенденций основная масса населения не замечала. Волновало и то, что дорожал транспорт, недоступными стали санатории и детские лагеря, платными становились отдельные услуги образования, здравоохранения.

Отношения исполнительной и законодательной власти в 1994-1995 гг. в целом складывались хотя и напряженно, но предсказуемо. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии.

В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские вооруженные силы из Чечни выводились. Военный конфликт в Чечне, унесший тысячи жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе.

Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для президента парламентских выборов 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. «Наш дом - Россия» - партия власти, возглавляемая В. С. Черномырдиным, оказалась лишь третьей.

Россия в 1996-1999 гг. Летом 1996 г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г. А. Зюгановым победил Б. Н. Ельцин. Избиратели в очередной раз показали, что возвращения в прошлое (а именно такой представлялась им альтернатива курсу на продолжение реформ) они не хотят. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал. С 1997 по 1999 г. четырежды менялся глава правительства (В. С. Черномырдин - С. В. Кириенко - Е. М. Примаков - С. В. Степашин - В. В. Путин). В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. Росла преступность. В обществе и средствах массовой информации обсуждался вопрос о коррупции в высших эшелонах власти, о всесилии так называемых олигархов (крупных предпринимателей, тесно связанных с властью). Отношения президента и правительства, с одной стороны, и парламента - с другой, имели в эти годы конфликтный характер.

Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998 г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.

Выборы в Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получили движение «Единство», открыто заявлявшее о своей проправительственной ориентации, и готовые к сотрудничеству с исполнительной властью группа «Регионы России», фракция Союза правых сил и др. Центристские позиции в Думе заняло движение «Отечество - вся Россия». Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшинстве.

Россия на современном этапе. 31 декабря 1999 г. Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999 г. занимавший пост главы правительства. С его именем население связывает твердую позицию в чеченском вопросе: летом 1999 г. террористические группы чеченцев и иностранных наемников вторглись на территорию Дагестана. В сентябре террористы взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале контртеррористической операции в Чечне.

Новый президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона. Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России 7 федеральных округов и назначении в них полномочных представителей президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.

В 2000-2003 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ и др. Одобрен Земельный кодекс. К важнейшим достижениям следует отнести стабилизацию социально-экономической ситуации в России.

Образовательная реформа 80-х – начала 90-х гг.

,

ИНИМ РАО, *****@***ru

,

ИНИМ РАО, *****@***ru

Аннотация

В настоящей статье содержится характеристика школьной реформы, проводимой в 80-х годах 20 века. Обозначено влияние политической ситуации в стране на предпосылки осуществления реформы и на ход ее проведения. Приводится характеристика состояния нормативно-правового регулирования образовательной деятельности , в частности Постановления Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» от 01.01.01 года и Закона «Об образовании» от 01.01.01 года.

Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем, кто занимается изучением и подготовкой научной литературы по истории образования.

Ключевые слова: образование, школа, воспитание, государственная политика в области образования, обучение, грамотность, просвещение, библиотека, училище, книга, учебник, светская школа, всеобщее обязательное обучение, школьная реформа

К началу 80-х гг. остро встал вопрос о школьной - реформе. Утверждалось, что реформа нужна «не потому, что школа плоха, а для того, чтобы лучше и быстрее двигаться дальше.

Ее основными направлениями и задачами были следующие: обучение детей с шестилетнего возраста; завершение и подъем уровня всеобщего среднего образования с введением ряда новых учебных предметов (информатика и др.); всеобщее профессиональное образование ; улучшение подготовки и материального положения учителей и других педагогических работников и т. д.


Завершить реформу намечалось к 1995 г. Однако с первых же шагов она «забуксовала». Начались традиционные отступления от намеченного. В связи с начавшейся в стране общей перестройкой в 1985 г. на первый план выдвигаются другие социально-экономические и политические вопросы. Вместе с тем в процесс происходящих преобразований в обществе активнее включаются учителя, педагогическая интеллигенция.

Уже 22.12.1977 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке их к труду». К этому времени страна завершила переход ко всеобщему среднему образованию, возросло количество групп, классов и даже школ продленного дня, что способствовало сокращению второгодничества и некоторому повышению успеваемости.

Постановление снова привлекает внимание к вопросам содержания и методов обучения, которые должны в большей степени, чем прежде, соответствовать задачам научно-технического прогресса, а также совершенствования учебно-воспитательного процесса, внеклассной и внешкольной работы, которая должна полнее учитывать разнообразные интересы и желания школьников.

Кроме того, постановление призывает педагогические коллективы готовить выпускников школ к сознательному выбору профессии, в том числе и в сфере материального производства, напоминает о необходимости развития у учащихся навыков самостоятельной работы, творческого отношения к труду.

Одновременно было принято специальное постановление о бесплатном пользовании учебниками и о создании школьных библиотечных фондов учебников.

В соответствии с постановлением школьная реформа была направлена на совершенствование трудового обучения и подготовки учащихся к выбору профессии в сфере материального производства. Школы были укреплены кадрами учителей трудового обучения, мастерами производственного обучения, прошедшими повышение квалификации. Так в соответствии с абз. «в» п.3 Постановления на Министерство просвещения СССР, Советы Министров союзных республик в целях обеспечения всестороннего улучшения трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе возложена задача «укрепить школы кадрами учителей трудового обучения, расширить их подготовку в педагогических институтах и училищах, а также организовать систематическое повышение педагогической квалификации работников народного хозяйства, привлекаемых в качестве учителей труда, мастеров производственного обучения. Предусмотреть дальнейшее развитие сети факультетов и отделений по подготовке преподавателей труда и мастеров производственного обучения для общеобразовательных школ в инженерно - технических и сельскохозяйственных учебных заведениях. Госплану СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Советам Министров союзных республик в 6-месячный срок разработать план развития сети указанных факультетов и отделений на 1годы».

Проведена работа по укреплению связи с производством и материально-технической базы школ, усилено внимание к трудовому воспитанию и профориентации учащихся. По существу усиление профессионального уклона в школе обедняло естественное право школьников на образовательный выбор и удовлетворение их интересов. Учителя продолжали испытывать трудности в реализации политехнического образования в процессе преподавания конкретных предметов, недостаточно осознавали возможности содержания учебного предмета для осуществления политехнической подготовки школьников.


XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза (1981) открыл новые рубежи в развитии народного образования в СССР. В Отчетном докладе Генерального секретаря ЦК КПСС четко намечены пути дальнейшего совершенствования народного образования в целом и общеобразовательной школы в частности. Съезд обратил серьезное внимание на развитие педагогической науки, совершенствование теории и практики воспитания и обучения учащихся.

Намечено завершение начатого в десятой пятилетке перехода к бесплатному предоставлению учебников для учащихся всех классов общеобразовательной школы. XXVI съезд постановил предусмотреть дальнейшее развитие сети и улучшения работы яслей и детских садов. Построить дошкольных учреждений не менее чем на 2,5 млн. мест, довести в 1985 году число учащихся в школах (классах) с продленным днем до 13,5-14 млн., усилить работу в них по всестороннему развитию учащихся, созданию клубов по интересам.

В документах XXVI съезда партии указывается на необходимость развития сети профессионально-технических учебных заведений (ПТУ), увеличения выпуска из них квалифицированных рабочих со средним образованием до 13 млн. человек, осуществления мер по улучшению качества подготовки специалистов высшей квалификации (подготовить примерно 10 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием, умело использовать их в народном хозяйстве и культуре, что относится и к системе педагогического образования).

С середины 80-х годов начался новый этап в развитии советского государства. Это было время реформ и широкой демократизация всех сторон жизни общества. Появились новые условия и для развития народного образования.

Общеобразовательная школа, оставаясь единой, трудовой и политехнической, находилась в процессе реформирования, начатого в 1984 г. В жизнь были проверены лишь некоторые положения закона о реформе: введено 11-летнее обучение, увеличены часы на труд, частично пересмотрены программы и учебники, повышена зарплата учителя.

Однако главная задача реформы – соединение обучения с производительным трудом - так и не была выполнена. Большинство школьников было занято производительным трудом, который не нес воспитательного заряда. Не изменились громоздкая структура управления народным образованием и функциональные основы системы проведения. По-прежнему школьный педагог был лишен права на самостоятельность, инициативу, творческий поиск. В условиях перестройки всей жизни общества процесс демократизации не затрагивал систему народного образования.

В 1984 г. было принято решение о проведении очередной школьной реформы, главная цель которой состояла в сближении и объединении общеобразовательной и профессиональной школы, ее реализация намечалась на г.

Реформа должна была улучшить трудовое воспитание и профессиональную ориентацию школьников на основе соединения обучения с производственным трудом, постепенно ввести всеобщее профессиональное образование молодежи, ликвидировать компьютерную неграмотность учащихся и т. д.

Реформа предусматривала структурные изменения общеобразовательной школы. Обучение детей начиналось с 6-летнего возраста. Начальная школа становилась 4-летней, неполная средняя - 9-летней, а полная средняя - 11-летней. Предполагалось также совершенствование содержания образования и методов обучения в школе.

По новым учебным планам было увеличено время на трудовое обучение и трудовую практику, для старшеклассников организовывалось обучение по наиболее массовым профессиям на рабочих местах с учетом местных условий, школы были прикреплены к базовым предприятиям, обязанным создавать все условия для включения учащихся в производительный труд и помогать в их воспитании и трудовой подготовке. Усилено внимание к проведению лабораторных и практических работ . В городах стали открываться учебно-производственные комбинаты, в которых учащиеся проходили производственную практику.

В ходе начала реализации школьной реформы были определены конкретные цели и задачи начальной, неполной средней и средней школы , установлено количество учебного времени по классам, количество часов, отводимых на факультативные занятия в 7-9 и 9-11 классах, введено дополнительное время на общественно-полезный производительный труд школьников. Были предусмотрены меры по переходу на новые учебные планы и по пересмотру программ и учебников, определены пути воспитательной работы . Закреплены организационные меры, связанные с преодолением формализма в работе, активизацией методической работы учителей, повышением роли и авторитета классного руководителя , аттестацией учащихся, работой групп продленного дня и кружков, совершенствованием деятельности органов народного образования.

Конкретизированы характер трудовой подготовки учащихся в 1-6 классах и соответствующее время на трудовое обучение, меры по обязательному участию школьников в общественно-полезном труде, а также в производительном труде и по улучшению профориентационной работы, обеспечению материальной базы, связанной с трудовой подготовкой учащихся и их профориентацией. В школе начальной и восьмилетней стали проводиться уроки по профориентации учащихся, а мастерские оснащались модернизированными станками (токарные, фрезерные, сверлильные и т. п.), верстаками (столярные, слесарные), всевозможными инструментами. На вооружении учителей находились учебные диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты, диапозитивы, которые использовались для решения задач трудового обучения, воспитания и профориентации. При всем этом по своему содержанию реформа была схожа с предыдущими, если не считать всеобщей профессионализации, направленной на подготовку квалифицированных рабочих, которая уже имела место в 20-е годы.

Однако, как и предыдущие, эта реформа не решила поставленных задач, ввязанных с политехнизацией, подготовкой к труду, воспитанием активных строителей коммунизма с присущими им «идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения». Она не имела правовых, экономических, педагогических и организационных основ, которые способствовали бы преобразованию школы, и проводилась исключительно «сверху», без должной поддержки «снизу». Предприятия не проявляли особой заинтересованности в участии школьников в производственной деятельности, ибо это требовало больших затрат. Думается, некоторые заявленные реформой цели были ошибочными, например, слияние общего и профессионального образования и профессионализация общеобразовательной школы.

В результате школа, имея некоторые достижения, еще больше отставала от требований жизни и; не отвечала социально-экономическим и образовательным потребностям страны. Всеобщее среднее образование и почти стопроцентная успеваемость были в большей мере результатом искаженной отчетности, продолжался отсев учащихся из школ, вмела место скрытая неуспеваемость, закрывавшаяся натянутыми «тройками», подавляющее большинство учащихся, получавших профессию, работать в сферу производства не шло, падало желание учиться, ибо все понимали, что для реализации большей части профессий иметь среднее образование нет необходимости. В содержании образования произошли лишь незначительные изменения, но учебники оставались перегруженными теорией, и материал в них слабо связывался с практикой.

В 1987 г. началась перестройка высшей и средней специальной школы. Ее главная цель определялась как интеграция образования, производства и науки. Для этого вводился новый тип взаимоотношений между ними - договорные обязательства. Давая кадровые заказы вузам и возмещая затраты на их выполнение, предприятия и организации должны были нести экономическую ответственность за обоснованность своих заказов, за рациональное использование выпускников вузов. Планировалось расширение практик; перенесения части учебного процесса на производство путем создания учебно-научно-производственных комплексов со сквозными программами обучения в состав которых под общим руководством вузов входили бы общеобразовательные школы, ПТУ и техникумы.

Реформа предполагала совершенствование учебного процесса, большую его гибкость, чтобы дифференцировать подготовку кадров в соответствии с их будущей профессиональной деятельностью . Предлагался ряд мер по повышению профессионального уровня научно-педагогических кадров вызов, активизации общественно-политической практики студентов.

Новый этап в развитии законодательства о народном образовании начинается в связи с принятием "Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Основные положения этого документа, определяющие перспективы развития системы народного образования, нашли свое законодательное воплощение в ряде совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР В их числе постановление от 01.01.01 года: "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы", Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 01.01.2001 "Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда" Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 01.01.2001 "О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта" и др. Столь обширное изменение законодательства о народном образовании потребовалось для проведения новой политики страны в сфере народного образования.

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в которых перед школой ставилась задача повышения качества образования и гражданского воспитания подрастающих поколений, подготовки их к жизни, к труду.

Как указывается в п. 1 «Основных направлений реформы»: «Первостепенной государственной задачей является неуклонное и последовательное осуществление предусмотренных реформой мер, направленных на повышение качества образования и коммунистического воспитания, кардинальное улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, выработку у молодежи высоких нравственных качеств, любви к Родине и готовности к ее защите. Этим целям должно служить совершенствование всех форм и методов учебного процесса, общественного и семейного воспитания детей и подростков, более раннее приобщение их к знаниям и привитие им навыков для участия в общественно полезном труде, а также улучшение управления народным образованием, укрепление учебно-материальной базы общеобразовательной и профессиональной школы».

Указывалось, кроме того, что «реформа школы имеет целью также преодоление ряда негативных явлений, серьезных недостатков и упущений, накопившихся в ее деятельности. Следует усовершенствовать структуру образования, существенно повысить качество общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности» (п. 2 раздела 1). «Осуществить реформу общеобразовательной и профессиональной школы - значит решить следующие основные задачи:

Повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук, улучшение идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития; усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия , методы обучения и воспитания; устранить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала;

Коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи;

Усилить ответственность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повысить их общественную активность на основе развития самоуправления в ученических коллективах;

Поднять общественный престиж учителя и мастера производственного обучения, их теоретическую и практическую подготовку, полностью обеспечить потребности системы народного образования в педагогических кадрах; повысить заработную плату и улучшить материально-бытовые условия педагогических работников;

Укрепить материально-техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений;

Усовершенствовать структуру общеобразовательной и профессиональной школы и управление народным образованием» (п. 3 раздела 1).

В соответствии с разделом 2 «Основных направлений реформы» предполагалась следующая структура общего среднего и профессионального образования:

начальная школа

1-4 классы;

неполная средняя школа

5-9 классы;

средняя общеобразовательная

10-11 классы общеобразовательной школы;

и профессиональная школа

средние профессионально-технические училища;

средние специальные учебные заведения.

Средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предлагается начинать на год раньше - с 6-летнего возраста. Оно подготовлено развитием системы дошкольного воспитания, охватывающей ныне абсолютное большинство детей, опытом их обучения в детских садах и школах. Переход к обучению детей 6-летнего возраста в школе осуществить постепенно, в течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополнительных ученических мест, подготовки учительских кадров, с учетом желания родителей, уровня развития детей , местных условий. На первом этапе определенная часть детей будет поступать в школу и в 7-летнем возрасте, а обучение детей-шестилеток будет проводиться по единой программе как в школах, так и в старших группах детских садов.

В начальной школе (1-4 классы) продолжительность учебы увеличивается на один год, что позволит обеспечить более основательное обучение детей чтению, письму и счету, элементарным трудовым навыкам, одновременно уменьшить нагрузку учащихся и облегчить последующее усвоение основ наук.

Неполная средняя школа (5-9 классы) предусматривает, как и ныне, изучение основ наук в течение пяти лет. С окончанием девятого класса школьники, как правило, в возрасте пятнадцати лет получают неполное среднее образование. В основном решается задача общетрудовой подготовки подростков. В сочетании с мерами по профессиональной ориентации создаются условия, облегчающие им выбор будущей профессии. Девятилетняя школа является базой для получения общего среднего и профессионального образования по разным каналам.

Средняя общеобразовательная и профессиональная школа включает 10-11 классы общеобразовательной школы, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения. Она обеспечивает всеобщее среднее образование молодежи, ее трудовую и профессиональную подготовку.

5. Соотношение между потоками дальнейшего обучения выпускников девятых классов будет складываться в соответствии с потребностями народного хозяйства, с учетом наклонностей и способностей учащихся, пожеланий родителей и рекомендаций педагогических советов школ. Численность и удельный вес выпускников девятых классов, поступающих в средние профтехучилища, в перспективе увеличатся примерно вдвое. При этом должны учитываться особенности отдельных регионов, города и села.

Изменилось соотношение между различными формами обучения. Большое внимание стали уделять высшему заочному и вечернему образованию для людей, работающих на производстве. Если в 1945-56 учебном году в вечерних и заочных отделениях вузов учились 28% всех студентов, то в 1960-61 учебном году – 51%.

Однако реформа высшего образования также имела ряд негативных последствий. Уровень подготовки поступающих на первый курс снизился. Выпускники школ, стремящиеся получить высшее образование, устраивались на любую работа только ради стажа с тем, чтобы воспользоваться листами, поскольку ст. 28 рассматриваемого Закона предписывала «в высшие учебные заведения принимать на основе характеристик, выдаваемых партийными, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, руководителями промышленных предприятий и правлениями колхозов с тем, чтобы путем конкурсного отбора зачислять в вузы наиболее достойных, проявивших себя на производстве, подготовленных и способных людей. При зачислении в высшие учебные заведения предоставлять преимущества лицам, имеющим стаж практической работы».

Обязательная работа будущих инженеров на предприятиях увеличила нагрузку на студентов, снизила их успеваемость.

В середине 60-х годов правила приема в вузы были изменены. Конкурс для школьников и производственников проводился отдельно. Была отменена обязательная работа студентов технических вызов на предприятиях.

Характерной особенностью в развитии высшей школы в этот период явилось создание системы послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Это была попытка переосмыслить систему подготовки специалистов высшей квалификации, которая развивалась в основном экстенсивным путем. Негативные последствия такого развития проявились уже в 70-е годы и среди них, в частности, нерациональное использование выпускников вузов, низкий уровень их подготовки, снижение престижа дипломированного специалиста.

Особо следует отметить значение, которое оказали на закрепление положений об образовании «Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании», утвержденные Законом СССР от 01.01.01 г. Так, раздел 7 «Основ» целиком посвящен высшему образованию. В соответствии со ст. 45 «Высшее образование осуществляется в университетах, институтах, академиях, заводах-втузах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к высшим учебным заведениям.

Подготовка специалистов в высших учебных заведениях осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения.

В высших учебных заведениях могут устанавливаться сокращенные сроки обучения для лиц, окончивших средние специальные учебные заведения по специальности, соответствующей специальности, избранной для обучения в высшем учебном заведении.

Высшие учебные заведения осуществляют свою деятельность на основе Положения о высших учебных заведениях СССР, утверждаемого Советом Министров СССР, и уставов, которые разрабатываются в соответствии с указанным Положением каждым высшим учебным заведением и утверждаются министерством, государственным комитетом или ведомством, в подчинении которого находится высшее учебное заведение».

При этом в качестве задач высших учебных заведений назывались следующие:

· «подготовка высококвалифицированных специалистов с высшим образованием, владеющих марксистско-ленинской теорией, имеющих глубокие и прочные теоретические знания, практические навыки по специальности, современное экономическое мышление, способных использовать достижения научно-технической революции, участвовать в разработке и осуществлении мер по ускорению социально-экономического и научно-технического прогресса, вести организационно-управленческую, общественно-политическую и воспитательную работу;

· воспитание студентов идейно убежденными, активными строителями коммунистического общества с высокими гражданскими и нравственными качествами, коллективистами, патриотами и интернационалистами, готовыми к защите социалистического Отечества;

· воспитание ответственного, творческого отношения к учебе и труду, дисциплины, организованности, высокой культуры, бережного отношения к социалистической собственности; экологическое воспитание;

· правовое воспитание, формирование сознательного отношения к общественному долгу, правам и обязанностям граждан СССР;

· формирование высоких эстетических вкусов;

· физическое воспитание, укрепление здоровья студентов;

· обеспечение всестороннего, гармоничного развития студентов;

· выполнение научно-исследовательских работ, способствующих повышению качества подготовки специалистов, социально-экономическому и научно-техническому прогрессу, активное участие во внедрении в практику результатов этих работ;

· подготовка и повышение квалификации научно-педагогических и научных кадров;

· повышение квалификации педагогических работников и других специалистов народного хозяйства с высшим образованием;

· создание учебников и учебных пособий» (ст. 46).

Уделялось внимание и практике студентов, в частности ст. 48 «Основ» прямо указывает, что «практика студентов высших учебных заведений является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и осуществляется в соответствии с Положением о практике студентов высших учебных заведений, утверждаемым Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

Для совершенствования практических навыков выпускники высших учебных заведений проходят стажировку по специальности под руководством администрации соответствующих предприятий, учреждений и организаций и под контролем высших учебных заведений».

Большое внимание уделялось развитию университетского образования. К 1985 г. число университетов достигло 69. Во всех автономных республиках, краях, во многих областях России были созданы крупные центры высшего образования. Это приближало структуру подготовки кадров к потребностям народного хозяйства и культурного строительства регионов. Однако далеко не все молодые университеты, которые создавались, как правило, на базе педагогических вузов, выполняли роль учебно-методических и научных центров высшей школы.

В 1969 г. при вузах стали открывать подготовительные отделения. Они предназначались для обучения уже вполне зрелых ладей, имеющих стае работы или прошедших службу в армии. С тех пор ежегодно около 20% мест на первых курсах вузов занимали выпускники этих отделений.

В 1969 г. было принято «Положение о высших учебных заведениях» и Положение о высших учебных заведениях СССР (утв. постановлением Совета Министров СССР от 01.01.01 г. № 64).

В Положении о высших учебных заведениях СССР 1969 г. идеи централизации управления университетами и стандартизации учебного процесса проводятся как нечто само собой разумеющееся.

В соответствии с п. 2 Постановления «Высшее образование в СССР осуществляется через университеты, академии, институты, заводы - втузы и другие высшие учебные заведения».

При этом п. 3 определяет главные задачи вузов, к которым относились:

· «подготовка высококвалифицированных специалистов с глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями по специальности, владеющих марксистско-ленинской теорией, новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, воспитанных в духе высокой коммунистической сознательности, советского патриотизма, дружбы народов и пролетарского интернационализма, обладающих навыками организации массово - политической и воспитательной работы;

· постоянное совершенствование качества подготовки специалистов с учетом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития;

· выполнение научно-исследовательских работ, способствующих решению задач коммунистического строительства;

· создание высококачественных учебников и учебных пособий;

· подготовка научно - педагогических кадров;

На уровне факультета декан осуществлял (п. 53):

Непосредственное руководство учебной, воспитательной, научно-методической и научной работой;

Обеспечение выполнения учебных планов и учебных программ ;

Составление расписание учебных занятий и контроль за его выполнением;

Организацию учета успеваемости студентов, установление сроков сдачи экзаменов;

Разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию учебного процесса в целях повышения качества подготовки студентов;

Перевод студентов с курса на курс, предоставление академических отпусков;

Допуск студентов к сдаче государственных экзаменов или к защите дипломного проекта (работы).

В такой унифицированной системе, конечно, не могло быть места для права преподавателя читать дополнительные курсы по собственному желанию, вести занятия в соответствии со своими представлениями о научных проблемах и методах исследования.

Позитивной чертой Положения 1969 г. было закрепление правового статуса различных общественных организаций студентов, в том числе студенческих научных обществ: «В высшем учебном заведении общественные и научные организации, объединяющие студентов, аспирантов, профессорско-преподавательский, учебно-вспомогательный персонал и других работников, действуют на основе своих уставов и положений.

Общественные организации высшего учебного заведения принимают активное участие в разработке и осуществлении мероприятий по улучшению учебной, научно-методической и научной работы в учебном заведении, идейно-политического воспитания и культурно - бытового обслуживания студентов» (п. 60), «Студенческие научные общества:

· организуют совместно с кафедрами студенческие научные кружки, конструкторские, технологические и проектные бюро и используют другие формы и методы организации и проведения научной работы студентов;

· проводят активную работу по привлечению студентов к научно - исследовательской деятельности;

· представляют лучшие научные работы студентов на конкурсы и выставки;

· пропагандируют научные и политические знания среди студентов и населения» (п. 61).

Эти общества так или иначе давали студентам некоторую самостоятельность в области научной работы.

Восстановление правового режима академической автономии в России произошло только в 1992 г. с принятием Закона «Об образовании», закрепившего в качестве принципа государственной политики автономность образовательных учреждений.

Литература

1. Волосникова статус университетов: история и современность. - М.: Норма, 2007.

3. Липник реформы в России. Очерки истории. – М.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000.

4. Липчанский советской системы образования. - Астрахань: Изд-во Астрахан. Ун-та., 1997.

5. СПС «Консультант плюс».

6. Чуднов образование: история и современное состояние. – М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993.

7. Ярулин -правовое обеспечение управление образовательным учреждением. - Н. Челны: Изд-во ин-та непрерывного пед. Образования, 2006.

СПС «Консультант плюс».

Шабаева педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www. /ped/ped140.html

Шабаева педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www. /ped/ped140.html

Чуднов образование: история и современное состояние. – М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993. С. 24

Липник реформы в России. Очерки истории. – М.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. С.67.

Http://www. /parts/part27.html

СПС «Консультант плюс».

Липчанский советской системы образования. - Астрахань: Изд-во Астрахан. Ун-та. 1997. С.68.

Чуднов образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993. С. 25.

Ярулин -правовое обеспечение управление образовательным учреждением. - Н. Челны: Изд-во ин-та непрерывного пед. образования. 2006. С. 29.

СПС «Консультант плюс».

Чуднов образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993. С. 23

СПС «Консультант плюс»

Волосникова статус университетов: история и современность. - М.: Норма. 2007. С.102

Куда продвигалось наше образование в 90-е годы

В 90-е годы проблемы, доставшиеся в наследство от советской системы образования, значительно обострились. Возникли и совершенно новые проблемы, не существовавшие ранее или успешно решенные советской властью.

Объемы государственного финансирования российского образования в 90-е годы значительно сократились. При этом тенденция к снижению показателя расходов на образование, как % от ВВП, отличала РФ не только от развитых стран, но и от европейских стран с переходной экономикой (табл. 1 и 2). Увеличение доли государственных расходов на образование в ВВП, позволило большинству этих стран почти не сократить расходы на образование в сопоставимых ценах в период экономического спада, сопровождавшего реформирование экономики. В большинстве этих стран средняя заработная плата работников образования не упала ниже уровня средней заработной платы занятых в экономике.

Таблица 1. Некоторые показатели финансирования системы образования Российской Федерации в 1991-2000 годы

Государственные расходы на образование:

в сопоставимых ценах (1991=100)*

Средняя заработная плата в образовании:

В % к средней по экономике

в % к величине прожиточного минимума

*Рассчитано методом дефлятирования издержек по статьям бюджетной классификации расходов

Таблица 2. Некоторые показатели финансирования образования в период экономического спада в европейских странах с переходной экономикой *

Расходы на образование в % к ВВП:

Болгария

Словакия

Расходы на образование в сопоставимых ценах (1990=100):

Болгария

Словакия

Средняя заработная плата в образовании в % к средней заработной плате в экономике:

Словакия

*См. Trends in Education Access and Financing during the Transition in Central and Eastern Europe - World Bank Technical Paper N 371. Washington,1997.

В Российской Федерации падение реальных расходов на образование в 90-е годы носило обвальный характер. Средняя заработная плата в отрасли упала ниже величины прожиточного минимума; при этом имели место и многомесячные задержки с выплатой зарплаты. Существенно ухудшилось состояние материально-технической базы образовательных учреждений. Уровень технической оснащенности школ сократился, например, в несколько раз. Практически была провалена программа компьютеризации общеобразовательных учреждений: один современный компьютер приходится сейчас в среднем на 500 учащихся . Резко сократился ввод в действие новых объектов системы образования (рис. 1). Значительная часть зданий образовательных учреждений требуют в настоящее время капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии.

Рисунок 1. Ввод в действие объектов системы образования в Российской Федерации, в % к 1990 году

Одной из основных негативных тенденций в системе образования России в последнее десятилетие стало усиление дифференциации в доступности разных ступеней образования, а также в уровне и качестве получаемого образования. Растут межрегиональные различия, различия между городской и сельской местностью, неравенство возможностей получения качественного образования детьми из семей с разным уровнем доходов.

Среди основных причин роста дифференциации в системе образования следует отметить, во-первых, перенос ответственности финансирования большинства образовательных учреждений на уровень местных бюджетов (из общих расходов на образование консолидированного бюджета РФ в 2000 году на местные бюджеты приходилось 62%, бюджеты субъектов федерации - 20%, федеральный бюджет - 18%) при значительных различиях в величине их доходной базы и, во-вторых, рост платности образования. Идеологическим обоснованием этих процессов явилась концепция либерализации образования, в том числе децентрализации управления, расширения многообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений, предоставления "свободы выбора" форм и видов обучения.

8 - Федеральная программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-05 гг." (проект) - Народное образование, 2001, N 1.

УЧЕБНИКИ
ДЛЯ РУХНУВШЕЙ ЭКОНОМИКИ

Как финансировалось образование в 90-е

T&P и Фонд Егора Гайдара завершают спецпроект «Выпуск-90» о том, как в постсоветской России менялось образование и как оно меняло людей. Несмотря на то что с самого начала образовательной реформы денег часто не хватало , а учителя почти 10 лет ходили на митинги и забастовки как на работу , удалось сделать немало: в школах узнали, вузы из государственной монополии, высшее образование стало доступным (возможно, ), а люди осваивали и . В последней серии мы поговорили с экономистом Евгением Гонтмахером, ректором РУДН и бывшим министром образования Владимиром Филипповым, а также научным руководителем Института образования ВШЭ Исаком Фруминым о том, как в те годы выживала система образования.

Исак Фрумин

научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, заместитель главного редактора журнала «Вопросы образования»

Владимир Филиппов

председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки, ректор РУДН (с 2005 года и до этого в 1993–1998), с 1998-го по 2004-й был министром образования

Евгений Гонтмахер

экономист, член правления Института современного развития, в 1992 году был начальником Управления министерства труда, а с октября 1993-го по апрель 1994-го - заместителем министра социальной защиты

ЗАРПЛАТЫ

Владимир Филиппов : Основной проблемой в образовании и здравоохранении на тот момент были долги по заработной плате, в первую очередь – зарплате учителей. В каждой области в одних районах зарплату бюджетникам платили, а в других были долги. Помню, была такая шутка: когда в Череповце учителя перекрыли железную дорогу, то говорили, что голодные милиционеры пошли разгонять голодных учителей. В высшем образовании ситуация отличалась несильно. Когда я еще был ректором РУДН, зарплату сотрудникам и стипендию студентам часто выдавали так называемым «товаром». То есть, нам говорили: «Поезжайте на такой-то вокзал, там десять вагонов шин, это вам на зарплату. Продадите шины, возьмете деньги и выдавайте». Но мы же прекрасно понимали, что эти шины взяты с завода, где их никто не покупает, они никому не нужны. А зарплату платить людям надо. И доходило не только до забастовок, но и до голодовок: во Всеволжском районе Ульяновской области тогда учитель после голодовки умер.

Евгений Гонтмахер : В принципе, я считаю, в той ситуации делали все, что можно. Брали займы, кредиты. Но все-таки главным фактором было состояние экономики. Первые признаки выздоровления экономики начались только в 1994 году, и то слабые, чисто символические. И они не успели закрепиться. Остановилось падение производства, но устойчивого роста не было. Собственно, тогда правительство, которое пришло в 1997 году - правительство младореформаторов, - как раз готовилось провести очередную волну реформ, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост. Но случился 1998 год.

Как росли учительские зарплаты по отношению к ВВП с 1995 года

КРИЗИС 1998-ГО

Владимир Филиппов : Кризис 1998 года очень сильно подрубил профтехобразование: если нечем было платить зарплату учителям и вузовским преподавателям, то где же находить деньги на ПТУ? И тогда много социальных льгот рухнуло, хотя мы [в правительстве] очень поддерживали такую идею: если дети не поступают в вузы, то пускай идут в училища и техникумы. Это сейчас уже забывается, но в связи с дефолтом число беспризорников выросло в сотни раз. По всей стране дети убегали из семей, у родителей не было денег, чтобы кормить семью. В 1999 году у нас с МВД была целая комиссия по борьбе с беспризорниками, как при Ф.Э. Дзержинском.

В то же время, чтобы выпускать востребованных специалистов, ПТУ должны обладать современной материальной базой. Когда мы готовим детей на старых комбайнах, а частники уже приобретают новые, чему мы их учим? Или, например, мы говорим про «евроремонт», а в ПТУ преподают по советским стандартам. Сначала нужно было в училища купить хорошее современное оборудование, потому что учить было не на чем. Кроме того, долгое время существовало представление, что училища - это забота работодателей, пусть и вкладывают деньги. Такая концепция оказалась наивной: работодатели были экономически не готовы, им самим бы выжить. Мы предлагали и идею соучредительства училищ, чтобы, например, государство обеспечивало зарплату сотрудникам, а работодатель - материальную базу. Но, к сожалению, и тут ничего не получилось.

Конечно, в условиях жесткой экономии муниципалитеты закрывали некоторые ПТУ, но одновременно они понимали, что если ребята не пойдут в училища, то это же будущие беспризорники, поэтому многие сохраняли учреждения даже на очень слабом уровне, просто чтобы решать социальную проблему. А уж куда их выпускники пойдут работать - это вопрос вторичный. Поэтому мы даже в программе модернизации прописали приоритет не высшему образованию (оно все равно выживет, у него больше ресурсов), а начальному профобразованию. Людей с высшим образованием должно быть меньшинство, но у нас эта пирамида - в том числе за счет частного и платного образования в госвузах.

Сколько бюджетных и внебюджетных денег в среднем приходилось на один государственный вуз (в тысячах рублей, по ценам 1998 года)

СПРОС НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Исак Фрумин : В советской системе доступ к высшему образованию был подчинен госплану. Его получали не больше 20% выпускников [школ]. В ряде республик, включая РСФСР, количество желающих пойти учиться в вузы к концу советской власти превышало число мест в три раза. В 90-е это вдруг стало возможным. И до этого люди считали, что белые воротнички, которые выходят из вузов, живут лучше. Кстати, это отчасти правда, несмотря на то что мы иногда говорим, что в СССР инженеры жили хуже, чем рабочие.

Массовизация высшего образования отразилась на его качестве. Одно дело, когда в вузы шли 20% лучших, другое - когда пришли уже 60%. Если бы тогда был ЕГЭ, мы бы сказали, что при советской власти в вузы шли только студенты, у которых результат был выше 80 баллов, а потом пошли те, у кого он был выше 50. Кроме того, и в преподаватели тогда кто только не шел, что также ухудшило качество образования. Ну и надо признать, что в 90-е годы имущественное положение преподавателей, включая профессоров, стало безобразным, в этом смысле у них просто пропал стимул хорошо, качественно работать.

Евгений Гонтмахер : В 90-е образовался разнообразный рынок платных услуг в вузах. Вузы самого низкого качества были доступны даже для малообеспеченных. Ради того, чтобы дети получили дипломы, люди были готовы заплатить эти, в общем, небольшие деньги. Для тех, кто побогаче, более престижные вузы предлагали более объемные программы. Доступность высшего образования в 90-е повысилась за счет того, что можно было заплатить и хоть какой-то диплом получить.

Как изменилось соотношение государственных и частных расходов на образование

НОВЫЙ РЫНОК ТРУДА

Исак Фрумин : В 90-е произошел всплеск интереса к экономическим и юридическим специальностям. В СССР сервисная экономика считалась частью экономики, не требующей высшего образования. Новое время потребовало более образованных людей, и они нашли себе место. Безусловно, здесь сыграло роль обнищание значительной части инженеров и безумное обогащение какой-то группы финансистов и юристов, но в целом это было рациональное решение с точки зрения изменения структуры рынка труда. Однако важно, что и в 90-е годы, и сейчас инфляции высшего образования в собственно экономическом смысле не было и нет: у нас по-прежнему высокая премия за высшее образование.

Владимир Филиппов : Мы уже в то время понимали, что приоритет должен быть отдан не экономистам и юристам: этой сфере можно уделять меньше внимания и выделять на нее меньше бюджетных мест, потому что туда все равно будут поступать на платной основе. А поддерживать надо было технические направления, чем мы и занимались. Хотя призывать выпускников поступать в инженерные вузы в 1998-2001 годах, когда промышленность еще не поднялась, было тяжело. Дети видели, что у них в райцентрах все заводы встали - зачем идти в инженеры, когда все рухнуло? Лучше уж в какие-нибудь менеджеры. Чтобы изменить ситуацию, потребовалась не только работа министерства образования, но и экономические реформы.

ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Исак Фрумин : Граница между так называемыми элитными и неэлитными вузами в 90-е годы начала размываться. Некоторые вузы потеряли свои советские привилегии и не научились жить в новых условиях. На рынке высшего образования возникла реальная конкуренция - прежде всего за платных студентов. Появились более богатые вузы, которые начали переманивать преподавателей и студентов.

Дополнительный запрос на высшее образование удовлетворялся в основном за счет платного высшего образования. Как и во всяком бизнесе, появилось стремление сэкономить и максимизировать прибыль. Поэтому у нас существенно выросла доля заочного высшего образования. Россия - один из мировых лидеров по этому параметру.

С начала 2000-х годов одним из факторов новой дифференциации стал ЕГЭ. Затем и само государство устроило дополнительную конкуренцию, появились конкурсные программы вроде «5–100». Конкуренция за деньги студентов, качество студентов и господдержку фактически привела к возникновению нового элитного сектора. Это существенная трансформация после 90-х годов.

Евгений Гонтмахер : В отличие от вузов, типовая школа в 90-е годы жила в основном за счет бюджетных дотаций. Хотя школам разрешили коммерческую деятельность, доходы, скажем, от сдачи в аренду спортзала или от дополнительных курсов были копеечные. От школы к школе, конечно, разница есть, но в целом они оказывали очень небольшое количество платных услуг, и радикального перелома тут не произошло.

В 90-е гг. произошли серьезные изменения в системе обра-зования в России. С одной стороны, ушли в прошлое идеоло-гизация духовной жизни, государственная регламентация всех сфер культуры. Были провозглашены принципы ликвидации монополии государства на образование; большего участия ме-стных властей в управлении образованием; самостоятельности учебных заведений при определении направлений учебной де-ятельности, перехода в педагогических отношениях к системе сотрудничества учителей, учащихся и родителей. С другой стороны, недостаточное финансирование государственных об-разовательных учреждений привело к оттоку из средней и выс-шей школы квалифицированных преподавательских кадров, к кризису вузовской науки и падению уровня и качества обра-зования. При этом декларации о широкой демократизации образования и воспитания остались во многом благими поже-ланиями. По-прежнему сильны традиции централизованного управления школой, сохраняется громоздкий бюрократичес-кий аппарат.

В конце 80-х — начале 90-х гг. в России ослабла традиционно сильная тяга к образованию. Согласно статистике, в 1989 г. лишь 10% выпускников средней школы проявили интерес к учебе. В 1987 г. 50% опрошенных учащихся старших классов поставили образование в середине перечня социальных ценно-стей — после дружбы, любви, силы, поп-музыки, денег, секса и др. Резкое снижение уровня жизни населения страны оказа-лось проблемой более актуальной.

Государственное регулирование системы образования шло вслепую, методом проб и ошибок. К концу 80-х гг. полное среднее образование перестало быть всеобщим, то есть обяза-тельным, но оставалось бесплатным и общедоступным. Школа получила возможность отказаться от обязательного госмини- мума предметов; появилось множество скороспелых альтерна-тивных программ и учебников, что нарушило преемственность средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников.

В начале 90-х гг. был сделан следующий шаг: согласно Кон-ституции всем гражданам обеспечивалось получение обязатель-ного и бесплатного основного девятилетнего образования, но бесплатного полного среднего образования не гарантировалось. Это автоматически превращало среднюю школу в двухуровне-вую, оставляло без социальной защиты категорию подростков 15—16 лет. На парламентских слушаниях на тему «Образова-ние и национальная безопасность России (май 1996 г.) отме-чалось, что каждый десятый молодой россиянин находится вне каких бы то ни было форм обучения и трудовой занятос-ти. Это способствует росту преступности среди молодежи, тем-пы которой за последние годы возросли в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых.

Для сохранения системы образования потребовалось введе-ние образовательных государственных стандартов, включаю-щих в себя обязательный федеральный и региональный мини-мумы учебных предметов в школьных программах. В новой редакции закона «Об образовании» было записано, что полное среднее образование остается общедоступным и бесплатным. Законом об образовании 1992 г. предусматривались ежегод-ные затраты на образование на уровне не менее 10% нацио-нального дохода. Фактически этот уровень составил в 1992 г. 4,6%, в 1993 г. — 5,8%, в 1994 г. — около 3%.

Бюджетное финансирование принимаемых законодательных актов не было обеспечено, тем не менее к середине 90-х гг. выросла престижность образования и понимание его необходи-мости. Если в 1992 г. в 10-й класс из 9-го поступало 52—54% учеников, то в 1996 г. — 58—60%; если в 1992 г. лишь 20% старшеклассников считали, что знания им нужны для буду-щего, то в 1996 г. — более 50%. В 1992 г. в университетах на первое место претендовало в среднем 2 человека, в 1997 г. — 5 человек, в юридические вузы — 10, а не 8, в технические — 2,2, а не 1,8.

Потребность общества в повышенном уровне образования растет, и на этой волне общественного интереса система обра-зования имеет все возможности не только выжить, но и стать более совершенной, так, еще с конца 80-х гг. началась диффе-ренциация образования по склонностям и способностям детей. Творчески сильные школы преобразовались в гимназии, лицеи


со специализацией по целому циклу предметов или углублен-ному изучению отдельных дисциплин; во многих школах по-явились профильные классы: математические, гуманитарные, естественные. В средней школе существуют бесплатные (обяза-тельные) и платные (дополнительные) предметы, все чаще в школу приглашают вузовских преподавателей, чтобы ликви-дировать разрыв между уровнем подготовки выпускников шко-лы и требованиями высшей школы. В средней школе допуска-ются различные формы самоуправления: совет школы, попе-чительский совет, общее собрание и др. Главная проблема школы — положение учителя, который по уровню зарплаты находится на самом низу социальной лестницы, отсюда — па-дение престижа учителя, прочная «феминизация» школы, по-стоянная нехватка квалифицированных учителей. В 1995—1996 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях не хватало около 13,5 тыс. учителей.

Система общего профессионального образования в 90-е гг. обогатилась новыми типами учебных заведений — лицеями и колледжами. Учебные программы лучших образовательных учреждений этого типа более обширны, нацелены на овладе-ние наиболее современными и нужными специальностями.

В систему высшего образования входят университеты, ака-демии и институты. В 1992 г. в стране насчитывалось 535 государственных вузов, в 1997 г. их количество выросло до 573. За это же время число студентов на 10 тыс. населения увеличилось с 176 до 196 (самый высокий уровень был в 1970 г. — 189 студентов). В высшей школе продолжаются реформы, начатые в 1987 г. : изменяется организация учебного процес-са, углубляется дифференциация программ посредством введе-ния многообразных и многочисленных учебных курсов. Пред-принимаются попытки отойти от традиционного пятилетнего курса обучения, поделив его на две ступени — бакалавриат и магистратуру. В большинстве государственных вузов были созданы коммерческие отделения, в том числе и для желаю-щих получить второе высшее образование, частично и аспи-рантура также стала платной.

С 1992 г. стал активно формироваться негосударственный (частный) сектор образования. Частные начальные и средние школы привлекают индивидуальным подходом к учащемуся (в том числе и к «трудному», который не ужился в государствен-ной школе), малой наполняемостью классов, разнообразием учебных предметов и услуг, иногда — высоким качеством пре-подавания. В 1994—1995 учебном году в Российской Федера-ции насчитывалось примерно 450 негосударственных началь-ных и средних школ, в которых обучалось около 40 тыс. школьников.

Частные вузы выдерживают пока конкуренцию с государ-ственными в связи с сохраняющимся ажиотажем вокруг эко-номического, юридического и филологического образования и за счет большей прикладной направленности преподавания. В 1997 г. в стране насчитывалось свыше 240 негосударственных вузов. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. поставил частные вузы в неравные усло-вия с государственными, обязав их получать государственную аккредитацию. Возникновение и развитие частного образова-ния является, безусловно, положительным фактором, посколь-ку позволяет удовлетворять разнообразные потребности лю-дей в образовательных услугах, придает системе образования необходимый динамизм, открывает простор конкуренции и творческому росту.

Поделиться: