Все двигатели на Газель: описание, модификации и неисправности. Какой двигатель лучше на "Газели": сравнение и фото

При покупке коммерческого транспорта важно обращать внимание не только на грузоподъемность и прочие характеристики, но и на двигатель. «ГАЗель» является наиболее популярным малотоннажным коммерческим авто в России. Эта машина выпускается серийно с 1994 года. За это время на нее устанавливались разные силовые установки. О том, какой двигатель лучше на «ГАЗели», расскажем в нашей сегодняшней статье.

Разновидности силовых установок

Изначально на эти автомобили ставились агрегаты от Все они имеют рядное расположение цилиндров. С 1994 по 2003 год устанавливался на «ГАЗель» 402 двигатель (карбюратор). Какой лучше выбрать - рассмотрим позже. С выходом нового поколения «ГАЗелей» (это 2003 год), линейка двигателей пополнилась еще одним силовым агрегатом. Это мотор ЗМЗ-406.

Годом позже на «ГАЗель» стали устанавливать более модернизированный агрегат, получивший маркировку ЗМЗ-405. Какими особенностями обладают эти силовые агрегаты? Рассмотрим каждый из них по отдельности.

ЗМЗ-402

Это бензиновый четырёхцилиндровый мотор с карбюраторной системой питания. Являет собой доработанную версию двигателя ЗМЗ-24Д, который устанавливался на «Волги» во времена СССР. Мотор имеет мощность в 100 лошадиных сил при объеме цилиндров в 2,44 литра. Двигатель имеет по 2 клапана на цилиндр. Что говорят об этом моторе отзывы? Владельцы отмечают, что этот двигатель тяжело переносит нагрузки. ЗМЗ-402 не предназначен для коммерческого транспорта. Это легковой двигатель, что выдает низкий крутящий момент.

Среди прочих недостатков владельцы отмечают высокий риск перегрева. Ввиду того, что двигатель постоянно подвергается нагрузкам, греется блок и головка. Мотор обладает малым ресурсом (порядка 150 тысяч километров). Также двигатель требует регулярной настройки и чистки карбюратора. Что касается плюсов, ЗМЗ-402 имеет очень простую конструкцию и весьма ремонтопригодный. Стоимость капитального ремонта этого двигателя на порядок ниже, чем у современных аналогов. В плане расхода топлива этот агрегат самый прожорливый. Тема об экономичности 402-го мотора знакома автомобилистам со времен советских «Волг». Загруженная «ГАЗель» потребляет в городе не менее 19 литров на 100 километров. В зимнее время этот показатель может достигать 22-х. Использовать такую технику разумно только при условии установки ГБО.

ЗМЗ-406

Этот мотор при объеме в 2,3 литра развивает мощность в 145 лошадиных сил. Являет собой новую линейку агрегатов с 16-клапанным механизмом ГРМ. Однако привод газораспределительного механизма осуществляется по-прежнему цепью. Мотор имеет карбюраторную систему питания, но обладает высоким крутящим моментом, что так важно для коммерческого транспорта. Основные преимущества - более высокий ресурс и мощность.

Какой двигатель лучше на «ГАЗели»? Чтобы ответить на этот вопрос, следует выделить отрицательные стороны 406-го мотора. Среди недостатков отзывы отмечают сложность устройства ГРМ. В первую очередь это Элемент со временем растягивается и к 100 тысячам требует замены. Также в конструкции используется архаичная конструкция поршневых колец. Из-за этого наблюдается масложор и высокий расход топлива. «ГАЗель» с этим мотором тратит около 15-20 литров в зависимости от режима эксплуатации.

ЗМЗ-405

Это более усовершенствованный агрегат, построенный на базе 406-го мотора. Имеет более современный, инжекторный впрыск. При объеме в 2,5 литра развивает мощность в 152 лошадиных силы. Также в конструкции была изменена поршневая группа. Это сильно ощущается в разгоне.

Гораздо бодрее, нежели 406-й - говорят отзывы. Также этот агрегат отличается более умеренным «аппетитом». На 100 километров пути он потребляет от 16 до 18 литров топлива. Стоит учитывать, что этот параметр может отличаться, поскольку «ГАЗель» имеет разную высоту будки (парусность) и может перевозить грузы разного тоннажа.

Что доработано?

Отвечая на вопрос о том, какой двигатель лучше поставить на "ГАЗель", стоит рассмотреть технические доработки данного агрегата. В этом моторе были внесены небольшие конструктивные изменения. Так, инженеры доработали головку блока, исключив каналы системы холостого хода. Масса ГБЦ уменьшена на 1,3 килограмма. Если на 406-м двигателе использовалась безасбестовая прокладка ГБЦ, то на 405-м стоит двухслойная металлическая деталь. Она обеспечивает лучшее уплотнение каналов системы охлаждения, смазки и газовых стыков. Таким образом, инженерам удалось добиться наилучшей герметизации соединений в ответственных местах. Кстати, этот мотор стал первым в линейке, который официально соответствовал требованиям «Евро-3».

Что в итоге?

Итак, какой двигатель лучше - 402 или 406? «ГАЗель», укомплектованная первым двигателем, очень слабо набирает скорость и тяжело переносит нагрузки. Из-за этого мотор перегревается и расходует масло. Какой двигатель лучше на «ГАЗели»? Что касается 406-го мотора, то он является отличной альтернативой между 402-м и 405-м. Стоимость «ГАЗелей» с этим мотором на порядок ниже, чем с инжекторным агрегатом. При этом 406-й мотор имеет современный 16-клапанный механизм ГРМ и огромный потенциал для тюнинга. При желании его можно форсировать, заменив поршневую группу на Ульяновскую. Основной недостаток этого мотора - карбюратор. Сейчас очень мало специалистов, занимающихся их настройкой. А ведь карбюратор требует постоянного обслуживания и регулировки.

Если рассматривать, какой двигатель лучше - 405 или 406 для «ГАЗели», однозначным лидером будет ЗМЗ-405. Этот двигатель лишен прежних недостатков и требует меньшего обслуживания, поскольку оснащен инжекторным впрыском. У этого мотора меньший расход топлива и большой крутящий момент. 405-й мотор не перегревается при условии своевременной замены тосола и отличается высоким ресурсом. Практика показывает, что данный двигатель "выхаживает" до капремонта 300 тысяч километров. Однако стоимость «ГАЗелей» с этим мотором гораздо выше. Это, пожалуй, единственный недостаток данного двигателя. В остальном же ЗМЗ-405 является лидером в линейке бензиновых агрегатов. Если стоит вопрос о том, какой двигатель лучше поставить на «ГАЗель», то однозначно 405-й. Это самый надежный и выносливый силовой агрегат, который когда-либо устанавливался на данные автомобили.

Итак, мы выяснили, какой двигатель лучше на «ГАЗели».

Двигатель ЗМЗ-406 и его модификации, серийно выпускаются в промышленном производстве ОАО "ЗМЗ" с 1996 года, предназначен для установки на легковые автомобили марки ГАЗ, такие как , ГАЗ-31105, ГАЗ-3102 и « ». Двигатель требует профессионального обслуживания в связи со сложной системой подачи топлива и электронной системой управления.

Характеристики двигателя ЗМЗ-406 2.3 16V Волга, Газель, Соболь

Параметр Значение
Конфигурация L
Число цилиндров 4
Объем, л 2,280
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 86
Степень сжатия 9,3
Число клапанов на цилиндр 4 (2-впуск; 2-выпуск)
Газораспределительный механизм DOHC
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала 106,6 кВт - (145 л.с.) / 5200 об/мин
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала 200.9 Н м / 4500 об/мин
Система питания распределенный впрыск с микропроцессорным управлением
Рекомендованное минимальное октановое число бензина 92
Экологические нормы Евро 0
Вес, кг 192

Конструкция

Четырехтактный двигатель с электронной системой управления впрыском топлива и зажиганием, с рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с верхним расположением двух распределительных валов. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

Блок цилиндров

Блок цилиндров ЗМЗ-406 отливается из серого чугуна. На верхней плоскости блока цилиндров двигателя ЗМЗ-406 расположены десять резьбовых отверстий М14х1,5 для крепления головки цилиндров. В нижней части блока ЗМЗ-406 расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала.

При ремонте цилиндров предусмотрены два ремонтных размера: 1-й и 2-й. С такими же ремонтными размерами выпускаются поршни и поршневые кольца.

Коленчатый вал

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна ВЧ60 (более прочен по отношению к ВЧ50), имеет полноопорную конструкцию и восемь противовесов (по два противовеса для каждого кривошипа для лучшей разгрузки от центробежных сил и изгибающих моментов).

Поршень

Параметр Значение
Диаметр, мм 92,0
Компрессионная высота, мм 38,0
Объем внутренней выемки, сс 2,66
Вес, г 431

Поршни по наружному диаметру юбки и цилиндры по внутреннему диаметру сортируются на две размерные группы (1-ая и 2-ая). Поршневой палец плавающего типа, наружный диаметр пальца 22 мм, длина – 64мм. Весь пальца составляет 121г.

Парк в 1,2 миллиона единиц обеспечивает «ГАЗели» звание самого распространенного в России коммерческого автомобиля. Как видно из таблиц аналитического агентства «Автостат», преобладают модификации семейства ГАЗ-3302 - спецкузова на шасси и бортовые. Цельнометаллических фургонов и автобусов вместе взятых - в 1,6 раза меньше, и в этом принципиальное отличие «ГАЗели» от малотоннажников зарубежных фирм, которым свойственно прямо противоположное соотношение. Отечественный автомобиль недорог, терпим к перегрузу и поэтому практически безальтернативен в сфере малого бизнеса. Большая часть «ГАЗелей» с водруженными на шасси огромными «будками» не принадлежит перевозчикам, а обслуживает торговые точки своих владельцев - мелких предпринимателей. Учитывая, что значительная часть представленных на вторичном рынке экземпляров эксплуатировалась с перегрузом, порой почти двукратным, поиск машины в хорошем техническом состоянии занимает немало времени: слишком велик процент отсева. Делать какие-либо практические выводы из раскладки по годам выпуска и регионам в данном случае не имеет смысла - «газелей» много везде и разных. Исключение - «праворульный» Дальневосточный округ, где они не востребованы. Если же цель - найти машину в версии «Бизнес» с импортными комплектующими и не старше 2010 года, то больше шансов подобрать подходящий вариант в крупных городах Центрального и Приволжского федеральных округов.

«Десятилетняя „ГАЗель“

«Десятилетняя „ГАЗель“ - это помойка», - говорят знатоки. Иногда - в прямом смысле

Модификации

Оставим за рамками статьи дорестайлинговую «ГАЗель» с москвичевскими фарами образца 1986 года - такие древние машины, как правило, уже не пригодны к интенсивному использованию и требуют неадекватных вложений. Другое дело - модель 2003 года, уже избавившаяся от мотора ЗМЗ-402, с кабиной современного дизайна, пригодной для установки практически любого 4-цилиндрового двигателя с разнообразным навесным оборудованием. Хотя в целом весь ряд модификаций «ГАЗелей» остался прежним. Основная - ГАЗ-3302 грузоподъемностью 1500 кг, с 3-местной кабиной и бортовым кузовом размером три на два метра. Гораздо реже встречается семиместная ГАЗ-33023 с собственным именем «ГАЗель-Фермер». На том же шасси колесной базой 2900 мм выпускают семейство цельнометаллических фургонов ГАЗ-2705 - как с однорядным, так и с двухрядным («Комби») пассажирскими отделениями. В первом случае грузоподъемность составляет 1350 кг при объеме кузова 10,5 м 3 , а во втором - 1100 кг при 5,8 м 3 . Мелкосерийные версии с высокой пластиковой крышей вмещают до 11 м 3 . На основе цельнометаллического фургона собирают 8-местные микроавтобусы ГАЗ-3221 и 13-местные маршрутные такси ГАЗ-32213.

За год до рестайлинга завод освоил и шасси с увеличенной до 3500 мм базой. Цельнометаллического кузова под него, как на множестве зарубежных малотоннажников, создавать не стали - есть только бортовая версия. Причем подрос и задний свес, а внутренняя длина грузовой платформы составила 4166 мм, то есть на 1,1 м больше, чем у обычной «ГАЗели». И, разумеется, примерно на столько же длиннее получаются устанавливаемые на растянутое шасси спецкузова. Причем фирмы-производители надстроек получили официальное разрешение еще больше удлинять раму - известны варианты базой 4000 и даже 5000 мм. Длина таких «таксообразных» грузовичков порой превышает 8 метров.

Конструкция шасси нашего малотоннажника отличается не свойственной зарубежным одноклассникам простотой - неразрезные мосты с рессорной подвеской, рулевое с сошкой, поворотные кулаки на шкворнях. Редкая особенность 5-ступенчатой КП - наличие синхронизатора передачи заднего хода. Рулевой механизм - типа «винт-шариковая гайка». Именно он обеспечивал легкость управления безо всякого усилителя, но за счет аж семи оборотов от упора до упора. Почти 45-градусный угол поворота управляемых колес позволяет 5,5-метровой машине разворачиваться с тем же радиусом, что и легковушке длиной 4 метра. На часть машин после рестайлинга 2003 года стали ставить ГУР того же борисовского завода «Автогидроусилитель», что с самого начала поставлял обычные рулевые механизмы.

Для всех модификаций доступно и полноприводное шасси. Трансмиссия была задумана по последним веяниям тогдашней автомобильной моды: постоянный привод всех колес через межосевой дифференциал с возможностью его блокировки, плюс пониженный ряд в раздаточной коробке. Куда хуже оказалась реализация задуманного в металле: раздатку сделали не пристыкованной к картеру КП, без прямого выхода на задний мост. Тем самым наступили на «грабли», поставленные у стенки сарая создателями «Нивы». В переднем мосту «Газели» 4х4 вместо шариковых ШРУСов оказались шарниры на крестовинах. Как и следовало ожидать, изобилующая лишними шестеренками, карданными валами и всяческими сочленениями, машина оказалась мало пригодной к быстрой, экономичной и комфортабельной езде по асфальту. Судя по статистике продаж, не много находится желающих терпеть вибрацию, вой раздатки и биение руля в поворотах. Отпугивает покупателей и то, что служат детали полноприводной трансмиссии недолго, стоят дорого и найти их непросто. К тому же ведущий передок лишает «ГАЗель» одного из достоинств - способности разворачиваться «на пятачке», радиус поворота увеличивается значительно - с 5,5 до 7,5 метра.

Модернизация 2003 года принесла и проблемы. Например, некоторые перевозчики до сих пор нахваливают старый руль без усилителя - пусть и приходится долго крутить баранку при разворотах, зато нет лужиц масла, которое сочится из борисовского ГУРа. Повышение эффективности системы отопления обернулось и снижением ее надежности - у внедренного краника с электроприводом, в отличие от прежнего с обычным тросом, не было ни единого шанса работать безотказно - подобные излишества жизнеспособны только в японском или немецком исполнениях. И по-прежнему в однорядной кабине не устранена проблема с вентиляцией - задняя стенка замурована наглухо, и вытяжка есть, только когда приоткрыто окно двери. Все также разваливаются пластмассовые детали стеклоподъемников, вынуждая водителей вставлять в дверь штакетник, не держат жидкость манжеты обоих цилиндров привода сцепления. В 2004-м году автобусы стали оснащать АБС тормозов фирмы Bosch («маршрутки» - в обязательном порядке), а в 2006-м все «ГАЗели» получили зеркала под цвет кузова со встроенными повторителями указателей поворота. В этом же году была нарушена технология изготовления балки заднего моста - после пробега 20–100 тыс. км она стала ломаться на участке между подшипниками ступицы. На машинах 2007 года выпуска аварии случались еще чаще, а для собранных в 2008-м стали настоящей эпидемией, разразившейся в 2009–2010 годах. При поломке балки двускатное заднее колесо обычно выезжает вбок на полметра-метр от машины - хорошо если водитель успеет, подруливая, остановиться до того, как полуось полностью вылезет из моста... Причем автомобиль остается без задних тормозов! Отзыва всех «ГАЗелей» 2008 года для упреждающей замены «чулка», конечно же, не было (как говорится, не в Германии живем), официальные дилеры бесплатно меняют лишь поломанные балки. ГАЗ уверяет, что причина дефекта выявлена и устранена.

В феврале 2010 года завод представил «ГАЗель-Бизнес». Это была вторая крупная модернизация модели. Машину стали комплектовать узлами и деталями солидных зарубежных фирм. Как ни странно, на цену это повлияло не существенно, в связи с чем сборку прежнего варианта «ГАЗели» - с отечественными комплектующими, названного теперь «Классик», постепенно сворачивают. Из нововведений, кардинально улучшивших качество и управляемость автомобиля: главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем Bosch и оба цилиндра гидропривода сцепления Saсhs. У них теперь общий бачок для тормозной жидкости, а мучения с доливкой ее в расположенный под панелью кабины бачок цилиндра сцепления остались в прошлом. Разумеется, не течет и, по отзывам владельцев, прекрасно работает ГУР именитой фирмы ZF. По-видимому, реже придется перебирать шкворневые узлы переднего моста: там появились надежные уплотнения, удерживающие смазку в сочленениях балки и поворотных кулаков. Пока еще нет жалоб на «бизнесовскую» КП с немецкими синхронизаторами, шведскими подшипниками и чешскими сальниками. Не гудят и не текут задние мосты - там тоже чешские сальники Rubena, а шестерни главной передачи отшлифованы по новой технологии. Не всем перевозчикам понравилось оформление передка на «Бизнесе» - объединение бампера с решеткой радиатора усложняет некоторые ремонтные работы и увеличивает затраты при замене поврежденных в ДТП деталей облицовки.

Мнение

Виктор Петухов, заместитель генерального директора ГУП

Автокомбинат «Мосавтосантранс» В нашем парке около 1300 автомобилей «ГАЗель» - в основном это машины скорой помощи с заводским индексом ГАЗ-32214. Есть также несколько цельнометаллических фургонов ГАЗ-2705 и 8-местных микроавтобусов ГАЗ-3121. Весь ремонт и ТО выполняем силами собственных авторемонтных мастерских. Автомобили держим в эксплуатации не более 6 лет, затем списываем, причем не на продажу в регионы, как большинство перевозчиков, а в утиль. Таким образом, самые старые экземпляры, работающие у нас на линиях, - 2005 года выпуска, самые свежие - 2010-го. Большинство машин эксплуатируются в круглосуточном дежурном режиме с четырьмя сменными водителями, ежемесячный пробег достигает 10 тыс. км, а к моменту списания - порядка 500 тыс. км. Почти каждая «ГАЗель» успевает пережить кузовной ремонт - через 3–4 года эксплуатации приходится менять нижние половины боковых панелей. Причина - скопление влаги в местах примыкания к порогам и впоследствии - сквозная коррозия. Примерно в это же время - тоже единожды за весь шестилетний срок службы автомобиля - капитально ремонтируем двигатель. Моторы предпочитаем заволжские - последние два года завод их ставит на машины скорой помощи только по спецзаказу. Ульяновские двигатели не устраивают архаичностью конструкции, большей трудоемкостью ТО и склонностью к перегревам, однако около пятидесяти автомобилей с агрегатами УМЗ-4216 у нас в парке тоже есть. Заказывать недавно пошедшие в серию «ГАЗели» с дизелем Cummins пока не планируем. Специфика машин скорой помощи - рейсы на коротком плече, перемежающиеся со стоянками в режиме ожидания с выключенным или работающим на холостом ходу двигателем. Зимой в таких условиях дизельный мотор не успевает прогреться до нужной температуры, что влечет его ускоренный износ. Но главное - в салоне и кабине холодно, и без установки автономного отопителя машина становится практически непригодной для перевозки больных и пострадавших.

Накопленный за 17 лет опыт эксплуатации «ГАЗелей» позволяет нам заблаговременно закупать и держать на складе ходовые запчасти, однако нестабильность их качества в разные годы не позволяет предполагать, что в будущем и при каком пробеге выйдет из строя. Например, раньше не было особых проблем со сцеплением, но в последние пару лет на 95% машин приходится менять его практически при первом ТО. Причина - перекос нажимного диска при нагреве «корзины». Достаточно нескольких минут движения в пробке, и сцепление начинает не полностью выключаться, то есть «ведет», что чревато преждевременным выходом из строя деталей коробки передач. Приходится менять узел на фирменный. Ставим Sachs или Luk - и проблема исчезает. В приводе сцепления требуют регулярной замены оба цилиндра - главный и рабочий. Они и на «волгах» мало служили - во времена, когда «газелей» не было, а сегодня, при изношенном заводском оборудовании, стали еще менее долговечны. Несколько лет не можем подобрать импортный аналог ролика натяжения ремня генератора - отечественный подшипник также можно отнести к «расходникам». Но в целом моторы ЗМЗ надежны - большинство агрегатов стабильно работает от ТО до ТО без отказов. Масло заливаем только синтетическое, поэтому коленвал при капремонте, как правило, не требует шлифовки - кроме поверхности под задний сальник после восстановительной наплавки. Фактически капремонт ограничивается расточкой блока и заменой поршневой группы. Единственная деталь в двигателе, требующая замены в промежутках между ремонтами, - цепь ГРМ. У нас она служит около 100 тыс. км, и выбраковывается при увеличении шума.

В коробке передач слабое место - силуминовый корпус шарнира рычага переключения. Появляющийся люфт грозит недовключением передач и серьезным ремонтом, поэтому заменять корпус новым надо своевременно. Долговечность прочих крупных узлов «ГАЗели» - редуктора заднего моста, рулевого механизма с гидроусилителем - зависит от случая. Как правило, если с агрегатом все в порядке после первых 10 тыс. км пробега, он может прослужить до списания машины. В другом же дефекты всплывают сразу и впоследствии проявляются регулярно и после ремонтов, поскольку качество деталей, поставляемых в запчасти и установленных на замену «родным», как правило, невысокое. В частности, течь жидкости или просто отказ в работе отечественного ГУРа может случиться и при обкатке нового автомобиля, но ни одного такого случая с усилителем ZF (у нас в парке уже есть несколько «ГАЗелей-Бизнес», где такие установлены) пока не зафиксировано.

Ходовая часть требует ремонта нечасто: каждые 100–150 тыс. км перебираем шкворневые узлы передней оси, изредка заменяем просевшие рессоры. Неудобно, что завод их не поставляет в запчасти в сборе с сайлентблоками - приходится тратить время на запрессовку. Для мелкого перевозчика или коммерсанта, не имеющего специального пресса, замена рессоры в гаражных условиях весьма проблематична.

Блок цилиндров мотора ЗМЗ-405 служит до расточки 200–300 тыс. км...

Блок цилиндров мотора ЗМЗ-405 служит до расточки 200–300 тыс. км...

А теперь о хронологии применения двигателей на пострестайлинговой «ГАЗели». 2,3-литровый ЗМЗ-4063 мощностью 98 л. с., еще с карбюратором, ставили «до упора», то есть до конца 2007 года. Лишь закон о нормах Евро-2 заставил наконец-то отправить архаичный узел в отставку, до глубины души огорчив покупателей категории «деды». Впрысковой ЗМЗ-40522 пошел в серию еще в 2002-м, и предпочесть его стоило не только из-за страстного желания никогда больше не видеть «ленкарзовский» карбюратор К-151 (тем более в кастрюле с ацетоном), главное - этот движок был увеличенного до 2,5 л рабочего объема (диаметр поршня вырос с 92 до 95,5 мм) и мощностью 143 л. с. Современный заволжский двигатель ЗМЗ-40524 пошел с января 2008-го после введения норм Евро-3, для соответствия которым он «придушен» до 124 л. с. Внимание! По давней советской традиции завод ЗМЗ до сих пор указывает «брутто» значение мощности, замеренной под нестерпимый рев мотора без глушителя - оно может быть выше, чем «нетто», порой на 20 л. с. Нас же интересует применение двигателя исключительно на автомобиле, а не вообще, поэтому доверять следует только характеристике ГАЗа.

На машины, отгружаемые дилерам, он ставил заволжские моторы примерно до середины 2009 года - сегодня их устанавливают только по заказу. Дело в том, что по превратности судьбы ГАЗ и УАЗ поменялись поставщиками двигателей, и основным мотором для полуторки стал уже не заволжский, а менее надежный ульяновский, который, правда, и вдвое дешевле. Но подавляющее большинство представленных на вторичном рынке автомобилей было выпущено в годы партнерства владеющей ГАЗом компании РУСАЛ с хозяином ЗМЗ - компанией «Соллерс». Около 92% «ГАЗелей» сходили тогда с конвейера с мотором ЗМЗ-40522, причем в огромных количествах - более 150 тысяч в год. Сегодня машины с заволжскими моторами доступны только при посредничестве ряда нижегородских фирм (цена возрастает примерно на 80 тыс. рублей) либо при заказе автомобиля у фирмы-надстройщика кузова. То есть покупателю нового грузовика, пожелавшему движок от ЗМЗ, нет надобности брать автомобиль с навязанным ульяновским и после замены хранить снятый агрегат в гараже «на всякий случай». Завод-изготовитель «будки» сам купит на ГАЗе шасси без мотора, поставит на него выбранный клиентом двигатель, кузов и впишет в чистый бланк ПТС свой собственный VIN-номер. При этом 2-летнюю (при пробеге до 100 000 км) гарантию на мотор и его обслуживание в авторизованных сервисных центрах обеспечивает ЗМЗ. Та же гарантия будет, если просто купить мотор на замену изношенному ульяновскому.

Кстати, большинство перевозчиков в этом случае не раздумывая берет 143-сильный ЗМЗ-40522 за 100 тыс. рублей. Владельцы «ГАЗелей» уважают заволжские моторы, особенно «четыреста пятый», за стабильно отрабатываемые 200–300 тыс. км до капремонта и отсутствие требующих обслуживания узлов - никакой протяжки, регулировки клапанов и прочей, отвлекающей от перевозки товара возни. Раз в три-четыре года меняешь цепи ГРМ (верхнюю можно почаще), а так - только масло с фильтрами. Единственное условие - не экономить на масле: гидротолкатели и гидронатяжители «бодягу» не переносят. Сегодня завод рекомендует масло класса качества SL - как правило, это «синтетика». С 2003 года ЗМЗ стал ставить звездочки натяжителей цепей ГРМ вместо быстро истирающихся пластмассовых башмаков. Такая конструкция надежнее, но подшипники звездочек, как ранее башмаки и натяжители, тоже ждала эпопея ротации поставщиков-бракоделов. Сопоставление цен на детали привода ГРМ показывает, что на 2,3-литровых моторах порой выгоднее заменить весь комплект изношенных деталей натяжителя на «башмачный» - он намного дешевле «звездочного». Но со звездочками проблем меньше.

«Группа ГАЗ»

Вадим Сорокин, директор дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» «Группы ГАЗ»

Семейство легких коммерческих автомобилей ГАЗ было существенно обновлено в начале 2010 года. Практически все детали и узлы, на работу или долговечность которых были нарекания, модернизированы или целиком заменены импортными. На новой «ГАЗели-Бизнес» установлены свечи зажигания, мотор-редуктор стеклоочистителя, вакуумный усилитель тормозов с главным цилиндром марки Bosch; радиатор системы охлаждения - T-Rad; опоры двигателя - Anvis. В коробке передач применены синхронизаторы фирмы Hoerbiger, а подшипники - от SKF. Карданный вал - Tirsan Kardan, манжеты заднего моста - Simrit; амортизаторы подвески, сцепление и его привод - марки Sachs; рулевой механизм с гидроусилителем и насосом - ZF.

Проведенная модернизация позволила увеличить гарантийный пробег автомобиля в целом с 60 до 80 тыс. км, а на основные узлы - двигатель, коробку передач, сцепление и его привод, карданную передачу, задний мост, вакуумный усилитель тормозов и главный тормозной цилиндр, механизм рулевого управления и насос ГУР - даже до 100 тыс. км. Ресурс модернизированных узлов автомобиля теперь составляет 300 тыс. км. вместо прежних 250 тысяч. Возрос и интервал между ТО - с 10 до 15 тыс. км, сократилось количество операций и трудоемкость техобслуживания. Всего при подготовке «ГАЗели-Бизнес» усовершенствовали более 20 систем.

Выпуск «ГАЗели-Бизнес» стал важной вехой, однако на этом модернизация не закончилась. Мы постоянно взаимодействуем с клиентами, проводим испытания в режиме 24/7. Внесение изменений и совершенствование автомобиля продолжаются непрерывно. Важное нововведение 2011 года - создание набора опций. С марта на шасси, бортовых автомобилях и цельнометаллических фургонах стала доступна четырехканальная (то есть независимая для каждого колеса) АБС фирмы Bosch, ранее (с 2005 года) ее устанавливали только на автобусы. С августа началась установка кондиционеров. В сентябре появится пакет опций «Люкс», включающий магнитолу с управлением на руле, электростеклоподъемники, противотуманные фары и электропривод зеркал.

Большая работа проделана по усилению антикоррозийной защиты автомобиля. Внедрена двухсторонняя оцинковка 47 деталей основания, подверженных наибольшему коррозионному воздействию, улучшена технология грунтования и нанесения катофорезного покрытия, в том числе - на поверхности скрытых полостей. Толщина грунта увеличилась в 2 раза. Стопроцентному грунтованию теперь подвергаются борта кузова и основание грузовой платформы, а при сборке каркаса сварка, в местах которой неизбежно возникали очаги коррозии, заменена заклепками. Фактически это означает, что кузова на бортовых «ГАЗелях» перестали ржаветь. Ульяновский моторный завод модернизировал двигатель УМЗ-4216 - на нем вместо пары клиновых ремней привода вспомогательных агрегатов применен один поликлиновый - именно он сделал возможной установку кондиционера. Среди изменений 2011 года - усиление коробки передач для дизельных модификаций и крепления двойной кабины на модификациях «Фермер». Полностью переработан салон маршрутного микроавтобуса, появились новые кресла, напольное покрытие, подголовники, поручни, инерционные ремни безопасности. Кроме того, доработана конструкция стояночного тормоза, внедрены оцинкованные петли задних дверей новой конструкции и сделано множество других улучшений. В ближайших планах - изменение конструкции полного привода и начало серийной установки газобаллонного оборудования на цельнометаллические фургоны и микроавтобусы - пока ГБО серийно устанавливается только на бортовые автомобили и шасси.

Главное же новшество этого года - начало общероссийских продаж автомобилей с дизельным двигателем Cummins. Особое внимание было уделено развитию сервиса. Политика ГАЗа предусматривает, что разрешение на продажу автомобилей получают только те дилерские центры, которые полностью отвечают требованиям по готовности к их обслуживанию. ГАЗ организует обучение и сертификацию специалистов, контроль над соблюдением требований, а дилеры должны инвестировать средства в оснащение своих сервисных подразделений необходимым оборудованием и программным обеспечением. Поэтому изначально право продажи машин с двигателем Cummins получили лишь 7 дилерских центров. Проходила отработка системы обслуживания, поставки запчастей и расходных материалов. На этом этапе были случаи, когда покупатели перегоняли купленные машины в другие регионы, а потом обращались за сервисом в центры, где еще не было необходимого оборудования и сертифицированных специалистов. С начала 2011 года продажи автомобилей с Cummins начались в большинстве регионов России, к программе присоединяются новые центры. Мы по-прежнему уделяем сервисному обслуживанию этих модификаций повышенное внимание. Доступность сервиса - один из ключевых факторов успеха на рынке коммерческого транспорта. В настоящее время в России к обслуживанию двигателей Cummins допущено 86 СТО, еще ряд центров находится в процессе сертификации, закупки сервисного инструмента и диагностического оборудования. Каждый центр оснащается комплектом фирменного специального инструмента, диагностической программой INSITE, получает доступ к интернет-каталогу QSOL (QuickServe Online).

Фирма Cummins делегировала «Группе ГАЗ» право обучения мотористов и диагностов по обслуживанию и ремонту двигателей Cummins ISF 2.8/3.8 в РФ и СНГ. Учебно-производственный центр ГАЗ прошел полную стандартизацию и сертификацию согласно требованиям компании Cummins. Обучено и сертифицировано более 280 специалистов, новые тренинги проводятся ежемесячно. Если говорить в целом, то сегодня в России 144 сертифицированных сервисных центра ГАЗ в 84 городах, 30 на Украине, 15 в Белоруссии и 14 в Казахстане.

Проведенные эксплуатационные испытания показали, что загруженный до полной массы цельнометаллический фургон ГАЗ-2705 с двигателем УМЗ-4216 в городском режиме показал расход 17,1 л/100 км при средней скорости движения 22 км/ч, а при движении за городом - 15,5 л/100 км при 80 км/ч. Снизить расход можно, во-первых, избегая режимов движения с полностью открытой дроссельной заслонкой, и во-вторых, не загружая автомобиль сверх нормы. Существенно сократить затраты на эксплуатацию поможет газобаллонное оборудование: перевозчику с большими годовыми пробегами имеет смысл изначально приобрести выпускаемую на конвейере газобензиновую модификацию с двигателем УМЗ-42167 и оборудованием итальянской фирмы OMVL. Перегрев двигателя УМЗ-4216 на «ГАЗели-Бизнес» встречался в очень ограниченном числе случаев (по нашим оценкам - менее 1% автомобилей) в тяжелых температурных условиях городских пробок. Причина была в проходе нагретого двигателем воздуха в зазор между кузовом и радиатором и последующим засасыванием в радиатор. Для устранения этого явления с начала 2011 года был внедрен новый радиатор с большим шагом пластин и изменена программа управления двигателем. На все автомобили, где был выявлен перегрев, в сервисных центрах устанавливают измененный радиатор и перепрошивают блок управления, после чего проблема снимается.

С 1998 по 2008 год на «ГАЗель» ставили лицензионный австрийский дизель Steyr (его выпускали в Нижнем Новгороде под именем ГАЗ-560) - автомобили с ним шли в основном на экспорт. На большинстве тех, что были проданы у нас, родные движки давно сняты с машин и, по причине невозможности капремонта, используются в качестве вросших в землю ступенек или просто подпирают изнутри заборы автобаз. Дело в том, что объединенный с головкой блок цилиндров австрийского мотора можно расточить только с использованием спецоборудования. Разумеется, оно есть в Австрии и на ГАЗе, но на Чугуевском авторемзаводе такого уж точно нет. Но даже некапитальный ремонт «Штайра» затягивался надолго и обходился в цену нового ульяновского мотора. Короче, увидев в объявлении «дизель ГАЗ-560», переходим к следующему… «Газели» с другими моторами зарубежного происхождения долгое время были мелкосерийной, а чаще даже штучной экзотикой от фирм, занимающихся переоборудованием. Но в 2003 году на обновленную модель сам ГАЗ устанавливал 2,8-литровые 106-сильные дизели IVECO, правда, дело ограничилось лишь партией в 120 машин «для изучения спроса». Изучили. Спрос перевозчиков, согласных платить «две цены», оказался ориентированным на автомобили, сделанные в Европе целиком, а не агрегатами. И контракт с IVECO продлевать не стали.

Мнение

Олег Уланов, начальник конструкторского отдела управления главного конструктора Ульяновского моторного завода

С целью повышения технического уровня, надежности и снижения материалоемкости в конструкцию двигателя УМЗ с начала 2010 по июль 2011 года внедрено 46 конструктивных новшеств с изменением технологического процесса. Основные из них - поликлиновый привод агрегатов с компрессором кондиционера, прокладки базовых деталей двигателя измененной конструкции, гарантирующие отсутствие просачивания моторного масла в процессе длительной эксплуатации. Новые поршневые пальцы немецкой фирмы Mahle и поршень с оптимизированными геометрическими параметрами увеличивают ресурс работы цилиндро-поршневой группы. Используемые в настоящее время в комплектации двигателя пружинные хомуты фирмы Norma полностью исключают течи. Распределительный вал измененной конструкции позволил существенно минимизировать эксплуатационный расход топлива и стабилизировать частоту вращения в режиме холостого хода. Новое сцепление марки Sachs обеспечивает плавность хода автомобиля при начале движения и на переходных режимах. Свечи Bosch и новая катушка зажигания гарантируют стабильность работы системы зажигания и равномерность работы двигателя, исключают появление пропусков воспламенения. Модернизированный насос системы охлаждения улучшил условия работы двигателя в жарких климатических условиях, а также при длительном движении в дорожных заторах на улицах крупных городов.

В 2011 году завершены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по двигателю УМЗ-42164 экологического класса Евро-4, а затем и технологическая подготовка его производства. Двигатель сертифицирован в составе автомобиля «ГАЗель-Бизнес». ОАО «УМЗ» готов собирать двигатели УМЗ-42164 в объеме 80 тыс. штук в год, осенью 2011 года будет выпущена пилотная опытно-промышленная партия.

Ряд конструктивных новшеств 2010 года можно внести и в двигатель УМЗ-4216 выпуска 2009 года - силами ремонтных служб перевозчиков и даже самостоятельно частными владельцами автомобилей. Так, новый распределительный вал без проблем устанавливается вместо старого. Еще проще заменить катушку зажигания на новую - в комплекте с соответствующими ей кронштейном, высоковольтными проводами и низковольтным разъемом в жгуте ЭСУД (электронной системы управления двигателем). При желании можно усилить ременный привод вспомогательных агрегатов, укомплектовав двигатель клиновым ремнем типоразмера AVX-13 (правда, данная операция более затратна и трудоемка, чем две вышеописанные).

Потребуется заменить шкивы водяного насоса и коленчатого вала, установить электромагнитную муфту привода вентилятора и более мощный генератор новых модификаций. Комплектующие системы газораспределения тоже взаимозаменяемы - вместо деталей старых образцов нетрудно поставить модернизированные, например ремонтный комплект штанг толкателей и регулировочных винтов. Но учтите, штанги бывают двух типоразмеров: для двигателя, работающего на бензине «Нормаль-80», с так называемой «высокой» головкой блока, и для модификации под бензин «Регуляр-92» - с «низкой». В первом случае применяются более длинные штанги. Взаимозаменяемые по месту установки корпуса термостатов на двигателях выпуска 2009 и 2010 годов позволяют применить современный одноклапанный термостат вместо старого двуклапанного. Однако при этом необходимо заменить и радиатор системы охлаждения, установив узел нового образца.

А вот 137-сильный двигатель Chrysler 2,4L бразильской сборки в период с 2006 по 2010 год поставили на 9000 «ГАЗелей» и «Соболей», и большинство этих моторов до сих пор в строю. Правда, «американец» - бензиновый, и спроектирован для легкового автомобиля, поэтому было очевидно, что он - временная альтернатива заволжскому мотору. Покупателей на импортный движок хватало - с ним «ГАЗель» стоила всего на 5–7% дороже, чем с отечественным. Встретив такую машину на вторичном рынке, можно присмотреться - если пробег небольшой, то мотора хватит надолго. Запчасти к нему, пусть и не на каждом углу, но есть. Нынешний импортный двигатель, который появился на «ГАЗели-Бизнес» в июле 2010 года, пришел к нам надолго и всерьез. 120-сильный дизель Cummins ISF 2,8 китайской сборки и впрямь хорош - не какой-нибудь, позапрошлого поколения, а самый что ни на есть современный, c впрыском Common Rail.

Почти триста ньютон-метров крутящего момента - такого «тягуна» на нашей полуторке отродясь не было. Регулировка клапанов - раз в 120 тыс. км, больше никаких работ, кроме замены масла и фильтров, не предусмотрено. Одна беда - цена машины с таким движком на 100 тыс. рублей выше, чем с отечественным бензиновым. Например, «ГАЗель» с дизелем и изотермическим фургоном обойдется в 700 тыс. рублей. Разрыв с иномарками становится все меньше и меньше. Peugeot Boxer с такой же «будкой» - тоже новенький, от официального дилера - стоит миллион, а ведь в его шасси нет вообще ничего российского и китайского: рама с кабиной - итальянские, мотор - французский… Тем не менее «ГАЗели» с двигателями Cummins (а таких на конвейере - каждая седьмая) потихоньку расходятся по стране и скоро будут достаточно широко представлены на вторичном рынке. Учитывая, что заявленный ресурс этого дизеля - полмиллиона километров, уже через год весьма вероятна покупка двухлетней машины в хорошем состоянии. Моторы УМЗ, ведущие родословную с 1957 года, на «ГАЗель» с самого начала ставили только 2,9-литровые, и только с нормальным сальником коленвала вместо асбестовой набивки. В небольших количествах они шли на комплектацию полуторки еще до покупки заводов ГАЗ и УАЗ металлургическими компаниями - с 1998 года.

Тогда часть приверженцев старых 8-клапанных агрегатов ЗМЗ привлек увеличенный рабочий объем мотора УМЗ-4215. Сегодня встретить в объявлениях «ГАЗель» с карбюраторным ульяновским двигателем непросто - на большей части выпущенных с ним машин давно стоят заволжские 16-клапанники. И не только потому, что моторы УМЗ донимают перевозчиков ремонтами. Сочетание большого рабочего объема с разрегулированным «ленкарзовским» карбюратором и двукратным перегрузом машины в ряде случаев доводило расход топлива до фантастических 30 л/100 км. К 2007 году народ уже попривык к впрысковым системам питания и, раскупая в массовом порядке «ГАЗели» с ЗМЗ-40522, игнорировал пошедший тогда в серию инжекторный УМЗ-4216 - до кризиса 2008 года машин с ним было продано всего около 6 тысяч штук. Зато со второй половины 2009 года счет пошел на десятки тысяч ежегодно, а скромной альтернативой был только бразильский Chrysler 2,4L. Объявлений о продаже «газелей» 2009 года полно, но именно в этот период на УМЗ в авральном порядке шла «работа над ошибками» - лучше уж поискать экземпляр 2010 года, выпущенный после пакетного устранения дефектов.

На выпущенных ранее возникали трещины в выпускном коллекторе, замыкала электромуфта вентилятора - часто взамен ставили электровентилятор, возникали сбои в системе управления двигателем. В 2011 году ульяновские моторы стали еще лучше. Преодоление же всех конструктивных недостатков УМЗ-4216, с учетом его древней истории, вряд ли возможно. И платой за низкие, как у дизеля, обороты пика крутящего момента (2500 об/мин), увы, неизбежно становится высокий расход топлива - до 20 л/100 км, а при перегрузе - еще больше. Значительно, минимум на треть, снизить затраты на эксплуатацию поможет установка газобаллонного оборудования - неудивительно, что почти все оставшиеся в эксплуатации машины с карбюраторным УМЗ-4215 переведены на пропан, реже на метан. С апреля 2010 года модификации с пропановым оборудованием выпускает сам завод, а цена всего на 26 тыс. рублей выше, чем у бензиновых аналогов. Однако все эти машины - бортовые и шасси. Приспособить под ГБО цельнометаллические фургоны и автобусы ГАЗ обещает позже. Битопливный мотор УМЗ-42167 оснащен газовой системой впрыска четвертого поколения итальянской фирмы OMVL. Баллон вмещает до 80 литров, что обеспечивает пробег более 400 км.Тормозные диски на купленной «ГАЗели» могут быть изношены - не беда, новый стоит всего 900 рублей

По следам спецпроекта

На протяжении двух лет и свыше 100 тысяч километров пробега журнал «Рейс» в 2008–2010 гг. следил за работой пяти «ГАЗелей», оснащенных ульяновскими двигателями, при участии представителя перевозчика - главного механика ООО «Терра-Карат» Владимира Калашникова. По его словам, эксплуатационные характеристики двигателя УМЗ-4216 достойны - машина хорошо тянет даже с перегрузом. Расход масла приемлемый - на долив между заменами, то есть за 10 тысяч километров пробега, уходит 1–1,5 литра. Проблем с пуском обычно не бывает, но зимой, чтобы завести промороженный мотор, приходилось на время отсоединять провод от датчика температуры. Из отмеченных перевозчиками недостатков, типичных для моторов того времени, названа недолговечность шестерен редуктора стартера. Характерен также и высокий расход топлива - на «ГАЗелях» компании «Терра-Карат» выходило до 23 литров на 100 километров. За период спецпроекта машины прошли более ста тысяч километров, и для оценки остаточного ресурса один из моторов был снят с автомобиля и разобран. Тепловые зазоры в приводе клапанов оказались в норме, состояние стальных наконечников дюралюминиевых штанг тоже было отличное - масло к ним через коромысла поступало исправно. Все пружины на клапанах оказались целы, были одинаковой высоты и жесткости. Можно было бы профилактически заменить маслосъемные колпачки - они заметно отвердели, а их рабочие кромки были частично изношены. Цвет и количество нагара на тарелках клапанов и стенках камеры сгорания были присущи любому двигателю с исправной поршневой группой. По нашим оценкам, до заявленных заводом 300 000 км до капремонта двигатель вполне мог доработать.

Проблемы перевозчику создает и перегрев двигателя, присущий «ГАЗели» с самого рождения. Многие владельцы, не дожидаясь заводских изменений, приспособились устанавливать трехрядные радиаторы повышенного объема, были попытки ставить дополнительный небольшой радиатор рядом с АКБ, уменьшить диаметр шкива водяного насоса или увеличить шкив коленвала, ставить большой вентилятор.

Где купить

Сегодня Интернет стал практически безальтернативным местом поиска подержанной отечественной машины, хотя в провинции еще сохранилась традиция пригонять продаваемое авто по выходным на базар. Кое-где предлагают их и на профессиональных авторынках, но учитывая, что покупатель относительно недорогой машины торгуется за каждые 10 000 рублей, вряд ли стоит отдавать как минимум 50 тысяч перекупщику. А по сему - углубляемся во всемирную паутину и ищем варианты поближе - ездить на смотрины даже за 100 км жителю относительно густонаселенной местности не резон, ведь «газелей» полно и под боком. Большинство их ночует не на автобазах, а во дворах жилых районов - мелким предпринимателям экономически выгодно обходиться без аренды стоянки, и, заманивая на работу водителей, они так и пишут в объявлениях: «Машина - домашняя». Там же, у подъездов, обычно стоят и предлагаемые на продажу.

Цены на пригодные к работе и требующие минимальных вложений для постановки на ход экземпляры начинаются от 70 000 рублей, чем меньше денег вы готовы потратить на покупку, тем дольше придется выискивать в море откровенного утиля случайно оказавшуюся там «жемчужину». А точнее - ухоженный экземпляр, использовавшийся больше для личных нужд. Увидев на приусадебном участке хозяина такую «конфетку» с занавесочками на окнах, красным ковром на полу кабины, бахромой на чехлах сидений и прочими «цацками», можете заглянуть под машину и убедиться, что все пресс-масленки блестят после недавнего шприцевания. А поскольку год выпуска не позволяет продавцу просить за этот привет из прошлого века адекватную состоянию цену, у вас есть шанс окупить приобретение месяца за три. И пусть там стоит карбюраторный движок, а внезапно свалившаяся на машину тяжелая, на убой, работа прикончит ее за год - даже в успешном бизнесе неизбежны накладные расходы. Но и среди экземпляров, интенсивно использовавшихся в коммерческих целях, встречаются почти беспроблемные варианты «сел и поехал».

Принципиальное отличие «ГАЗели» от иномарок - относительная дешевизна запчастей, включая крупные узлы, и простота их замены. Поэтому есть смысл поискать машину, на которую только что поставили, например, новый мотор, коробку передач или задний мост. Еще чаще стоят новые глушители, рессоры, тормоза. Если продавец видавшей виды иномарки норовит избавиться от нее на пороге замен ряда деталей с сумасшедшими ценами, и вы почти наверняка получаете истертые наполовину тормозные диски, подклинивающие суппорты и хрюкающую при переключениях КП, то для «ГАЗели» может не иметь никакого значения: насколько варварски ее эксплуатировали. Да, продавец вам честно расскажет, что машина восемь лет ходила по рукам всех водителей в колонне, и на нее грузили по три тонны, часами выжимали 130 км/ч по разбитой трассе Москва-Челябинск, а столичная соль превращала ее жестянку в труху. Но при этом вы видите новую кабину с чистенькими сиденьями от битой иномарки, и что третья по счету рама еще светится первозданной заводской краской, а под капотом профессионально «откапиталенный» месяц назад движок.

Причем не родной, карбюраторный, а купленный на смену впрысковой 16-клапанник. Таким образом, просматривая объявления, не стоит огульно отсекать машины старше какого-то определенного года выпуска - главное, смотреть на нынешнее их состояние. За совсем свежую «ГАЗель-Бизнес» порой просят столько же, как за автомобиль без пробега, купленный перевозчиком, но по какой-то причине простоявший год-другой у забора. Преимущество экземпляра, уже проехавшего десяток тысяч километров, - меньшая вероятность наличия неудачного мотора, КП и прочих узлов, в которых встречаются врожденные дефекты. К тому же рабочая машина не требует протяжек, ревизий, профилактических переборок и иных подготовительных мероприятий. И на ней может стоять именно такой кузов, который вам нужен, но не предлагаемый дилерами в вашей местности.

Смотри в оба

Дефектовка «ГАЗели» - дело несложное, ведь маскировать вмятины, разрывы, трещины, потеки и прочие следы насилия над недорогой отечественной машиной у продавца, как правило, нет ни времени, ни желания. Ему выгоднее объявить более низкую цену и тем самым привлечь внимание покупателей, а значит, быстрее избавиться от обузы. А вот что полезно сделать перед началом кампании по поиску подержанной «ГАЗели», так это сходить на рынок запчастей и записать в блокнотик действующие на данный момент цены деталей и узлов. Причем не нижнего класса качества - не «одноразовых», а самых лучших и долговечных. Обнаружив при проверке машины на ходу, что ее сцепление уже начинает пробуксовывать, тут же говорим продавцу, что на новое немецкое придется потратить 3700 рублей - никакие польские или турецкие бренды, а тем более безымянное отечественное железо, насыпанное изготовителем в деревянные ящики, вы не признаете. Сквозные дыры в капоте - как раз плюс, а не минус. Хуже товарный вид - ниже цена. А заменить стальной капот почти вечным пластмассовым - проще простого. Особого толка в том, чтобы выявить досконально все, что изношено, нет: в отечественном автомобиле большинство деталей относится к «расходникам» - все равно придется их менять. Месяцем раньше, месяцем позже - не суть важно. Главное - определиться, стоит ли брать именно эту, или меньше забот будет с другой. Предложений так много, что, потратив чуть больше времени на разъезды для осмотров, вы в конечном итоге сэкономите его, избежав лишних ремонтов. И наоборот, если перебрать мотор и подвеску для вас - пара пустяков, и вообще любые работы с подвижным составом поставлены на поток, вряд ли стоит посвящать поиску подержанной «ГАЗели» месяц жизни - ориентируйтесь в основном на цену.

Машины производства ГАЗ модели «Газель» – один из самых популярных малотоннажных автомобилей в странах СНГ. В массовое производство данная машина и двигатель на Газель поступили еще в 1994 году и выпускаются по текущий день.

На протяжении всего срока производства и эксплуатации автомобиля, «Газель» претерпела множество различных изменений и модификаций, касающихся как внешнего вида и кузова, так и мотора. Также эта машина является неплохим вариантом для самостоятельного улучшения. Например, можно установить японский двигатель на газель, что повысит срок службы авто и значительно улучшит некоторые характеристики.

Среди значительных изменений во все время производства «Газели», автомобиль был значительно изменен два раза:

  1. В 2003 году было проведено изменение внешнего вида, которое значительно повлияло на дальнейший стиль кузова. Аппаратная составляющая не подвергалась глубоким модификациям.
  2. Более масштабную и серьезную модификацию мотор для Газели претерпел уже в 2010, где изменения затронули как принцип работы устройства, так и его характеристики. Кроме этого, к названию машины прибавили приставку «Бизнес». В таком виде данное авто производится и на 2016 год.

В основном данная машина является хорошим и дешевым вариантом для коммерческих поездок и перевозок, активно используется экспедиторами и службами почтовых перевозок.

Двигатель ЗМЗ 402

Самым распространенным мотором, которым могли похвастаться двигатели ГАЗ, был ЗМЗ 402. Выпускался он с начала 1980 и до 2006 года. Сейчас можно встретить исключительно в поддержанном виде.

Данный двигатель ГАЗ является самым распространенным, так как его производили более чем 20 лет, что позволяет с легкостью подыскивать нужные запчасти и проводить ремонт.

От своих предшественников в плане технических характеристик особенно ничем не отличается:

  • Цилиндр мотора выполнен из алюминия, система питания карбюраторная.
  • Максимальный объем двигателя – 2115 см. куб.
  • Данный движок отличается достаточно большим потреблением топлива – до 14 литров на 100 км пробега по городу.
  • Одним из главных преимуществ данного мотора является его универсальность, благодаря которой его можно использовать практически на всех машинах марки ГАЗ.

Поломки и проведение ремонта двигателя ЗМЗ 402

Несмотря на высокое качество и массовость в производстве мотора Газель ДВС, поломки в нем все-же имеют место быть. К таковым следует относить следующие неисправности:

  1. Одной из самых хрупких деталей в двигателе ЗМЗ 402 является сальник коленвала. Сделан он из обычной веревки, предварительно пропитанной в графитовой смазке. Предел прочности такой детали – до 2500 об/мин. Если превысить данный показатель, то сальник коленвала попросту начнет пропускать масло наружу. Для того чтобы избежать таких неприятных ситуаций с ЗМЗ 402, следует провести замену сальниковой набивки на более качественную, сделанную из прочного материала;
  2. Возможно появление ненормальной вибрации, неестественных звуков и подергиваний во время работы двигателя на холостом ходу. Такие признаки неисправности могут появиться в следствии износа карбюратора, так как его конструкция изначально кривая и является не самым лучшим решением, внедренным в двигатели на Газель. Из-за такой особенности в цилиндры мотора топливо подается неравномерными частями, что приводит к вышеописанной неисправности;
  3. Возникновение нездоровых звуков в моторе во время его работы. В основном владелец автомобиля с двигателем ГАЗ сталкивается с постукиванием в двигателе, что говорит о неисправной подаче топлива через клапан. Для того чтобы избегать подобных неприятностей, следует своевременно проводить регулировку зазоров клапанов. В основном данный автомобиль нуждается в уходе за движком после каждых 15 000 км пробега. Если стук возникает не из-за кривого клапана, то стоит обратить свое внимание на шатунные вкладыши или распределительный вал.

Благодаря широкому распространению, практически любая поломка ЗМЗ 402 может быть исправлена, достаточно узнать причину неисправности и провести качественный ремонт или замену поврежденной части. Именно поэтому двигатели на газель не часто полностью меняют из-за поломки.

Модификации ЗМЗ

Также существует большое количество модифицированных версий моторов ЗМЗ 402, которые массово производились и выпускались под одноименные автомобили.

К самым распространенным следует отнести следующие модификации:

  • ЗМЗ 402.10

Именно эту модификацию чаще всего можно встретить у автомобилистов в нашей стране. Устанавливается она на Волгах и работает с 92 бензином;

  • ЗМЗ 4022.10

Не самое лучшее инженерное решение для автомобилей с невысокой стоимостью, так как оно содержит в себе ряд сложных инженерных решений, таких как измененный карбюратор и улучшенный коленвал.

Такие нововведения должны были увеличить характеристики, экономичность, уменьшить токсичность двигателя ГАЗ. Но на деле получилось далеко не все так хорошо, не было ожидаемой экономичности, а вся конструкция требовала значительных доработок;

  • ЗМЗ 4025.10

Особенных отличий от модели 402 не имеет, но разработан и используется для машин семейства «Газель».

Двигатель ЗМЗ 406

Это следующая ступень развития двигателей для «Газели», которая пришла на смену ЗМЗ 402.

Несмотря на небольшие отличия в цифрах между ними, данный мотор претерпел кардинальные изменения по сравнению с предшественником.

К главным отличиям следует отнести следующие изменения:

  • изменение расположения распредвалов;
  • 16-ти клапанный мотор;
  • установлены гидрокомпенсаторы, что позволяет избежать постоянной необходимости в их регулировке;
  • значительно улучшенный привод ГРМ, рабочий ресурс которой составляет 100.000 км пробега, но в большинстве случаев может выдерживать нагрузки и в два раза больше. Распределительный вал двигателя приводится во вращение шестернями с косыми зубьями. При этом на коленчатый вал насажена стальная шестерня, а на распределительный для обеспечения бесшумной работы - текстолитовая с чугунной ступицей.

Но несмотря на общее улучшение в конструкции и использование более надежных компонентов, данный двигатель ГАЗ имеет и ряд серьезных недостатков, из-за которых приходиться довольно часто контролировать гидронатяжители и состояние цепей.

В то же время сложно переоценить нововведения в производстве двигателей ГАЗ, особенно если сравнивать ЗАЗ 406 с классическим ЗАЗ 402.

Модификация ЗМЗ 406

Модификаций двигателя ЗМЗ 406 всего три:

  • ЗМЗ 4061.10

Двигатель машины ГАЗ работает на 76-м бензине, имеет карбюраторный тип. На данный момент встречается редко, так как производился в меньших количествах, чем другие модификации и в наше время морально устарел;

  • ЗМЗ 4062.10

Одна их самых распространенных модификаций мотора ЗАЗ. Используется данный двигатель Газели и на Волгах. Имеет инжекторный тип работы;

  • ЗМЗ 4063.10

Одна из последних модификаций вышеупомянутого мотора, работающая на 92-м бензине. Данный двигатель ГАЗ работает на карбюраторной схеме.

Поломки ЗМЗ 406

Данный тип мотора может иметь следующие неисправности:

  • несмотря на более крепкий материал, используемый для гидронатяжителей – металлические цепи, они также имеют некоторые минусы, с которыми водитель мог не сталкиваться при эксплуатации веревочной передачи. Цепи ГРМ на моторе могут со временем прозаклинивать. Такая неисправность приводит к возникновению нездорового шума, появляются колебания в работе движка, приводящие к разрушению башмака или перескакиванием цепи;
  • перегрев двигателя ЗМЗ 406. Одна из часто встречающихся неисправностей, которая появляется при загрязненности радиатора или неисправной работе термостата. Стоит заменить охлаждающую жидкость на новую;
  • из-за износа гидрокомпенсатора может возникнуть стук в двигателе. С такой неисправностью чаще всего сталкиваются владельцы ЗМЗ 406 и мотора ГАЗ 3307.
    Также данная неисправность появляется при поломке шатунных вкладышей, поршней и поршневых пальцев.

Двигатель УМЗ 4216

УМЗ 4216 одна из самых современных модификаций моторов от данного производителя. Его хорошие спецификации и высокая надежность доказываются многими положительными отзывами среди автомобилистов.

Главным отличием от более старых моделей – это значительно увеличенный объем двигателя, улучшенные выпускные клапана, ставшие больше на 3 мм по сравнению с предыдущей моделью и инжекторный тип работы и подачи бензина.

Также на базе УМЗ 4216 была разработана серия двигателей Эвотек. Если сравнивать данный движок с ЗМЗ 402, то УМЗ 4216 имеет блоки значительно повышенной прочности, вместо мокрых гильз начали устанавливать сухие и тонкие аналоги, цилиндры стали больше в диаметре и теперь равняются 100 мм против 92мм, используемых на ЗМЗ 402.

Также на Ульяновском моторном заводе, где были произведены двигатели с аббревиатурой , собирают дизельный двигатель на Газель.

Основные поломки и неисправности с данным мотором особенно не отличаются от вышеописанных проблем для ряда других двигателей. Это обусловлено тем, что каких-либо глобальных отличий серии моторов от УМЗ нет, и они имеют схожее строение и принцип работы.

Для того чтобы двигатель ГАЗ работал как можно дольше, следует каждые 10 000 км пробега проверять и регулировать зазоры клапанов, что поможет избежать серьезных поломок. Такие же правила справедливы при ремонте и эксплуатации двигателя ГАЗ 3307, распространенного среди хозяйственных и государственных предприятий, имеющих в своем автопарке грузовые машины данного производителя.

Поделиться: